1.Спортивно – оздоровительное направление
Представлено кружком «Юные олимпийцы»
Пояснительная записка
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Основная цель занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей обучающихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достичь более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным тренировкам.
Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Система физического воспитания, объединяющая урочную и внеурочную формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов кружка должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Решая поставленные задачи, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
-
формирование чувства гордости за свою Родину;
-
принятие социальной роли обучающегося;
-
развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-
принятие установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности ;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
взаимный контроль в совместной деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Содержание курса
В план работы кружка включены занятия по физической культуре, физкультурно-оздоровительные мероприятия, внеклассная работа, уроки здоровья.
На занятиях учащимся, кроме практических видов деятельности, даются теоретические сведения по сберегающей жизнедеятельности.
В каждой четверти проводятся уроки здоровья. В каждом полугодии организуются экскурсии и походы. В III четверти предлагается 2 варианта планирования занятий: в помещении и для занятий на улице. В планирование занятий включена лыжная подготовка, которая проводится при тихой погоде, при слабом ветре (на более 2 м/с), при температуре не ниже 15 градусов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
I четверть |
|
1. |
Беседа о важности занятий спортом. Мой рост и вес. |
1 |
2. |
Для чего нужны физминутки. Разучивание стихотворных физминуток. Спортивные игры. |
1 |
3. |
Упражнения для глаз. Спортивные эстафеты. |
1 |
4. |
Правила личной гигиены. (Соблюдение чистоты тела, смена нательного белья). Упражнения с музыкальным сопровождением |
1 |
5. |
Что такое осанка. Упражнения на улучшение осанки. Спортивные игры. |
1 |
6. |
Ритмическая гимнастика |
1 |
7. |
Урок здоровья |
1 |
8. |
Мы идём в поход (что нужно знать) |
1 |
9. |
Экскурсия в осенний парк |
1 |
|
II четверть |
|
1. |
Закаливание. Правила проведения закаливающих процедур. Спортивные эстафеты. |
1 |
2. |
Первая помощь при травмах (практическое занятие) |
1 |
3. |
Занятие -игра |
1 |
4. |
Урок здоровья |
1 |
5. |
Эстафеты с использованием гимнастической стенки |
1 |
6. |
Ритмическая гимнастика |
1 |
7. |
Органы дыхания. Как правильно дышать при различных физических нагрузках. Спортивные игры |
1 |
8. |
Акробатические упражнения |
1 |
|
III четверть |
|
1. |
Режим дня. Лыжная подготовка (ЛП). Переноска и надевание лыж |
1 |
2. |
1) Спортивная одежда и обувь. Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. Спортивные игры 2) Спортивная одежда и обувь. Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. (ЛП). Ступающий и скользящий шаг без палок |
1 |
3. |
1) Ритмическая гимнастика 2) (ЛП). Ступающий и скользящий шаг с палками |
1 |
4. |
1) Правильное питание. Вещества, необходимые для пополнения затраченной энергии. Упражнения с использование гимнастической скамейки 2) Правильное питание. Вещества, необходимые для пополнения затраченной энергии. (ЛП). Ступающий и скользящий шаг |
1 |
5. |
Папа, мама, я – спортивная семья |
1 |
6. |
1) Занятие – соревнование 2) (ЛП). Передвижение на лыжах |
1 |
7. |
Русские народные игры |
1 |
8. |
Урок здоровья |
1 |
9. |
Гимнастические упражнения, игры |
1 |
|
IV четверть |
|
1. |
Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). |
1 |
2. |
Современные олимпийские игры. Мы — юные олимпийцы |
1 |
3. |
Выявление победителей в соревнованиях по бегу |
1 |
4. |
Выявление победителей в соревнованиях по прыжкам в высоту и длину |
1 |
5. |
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов Я изменился (изменения в росте и весе). |
1 |
6. |
Урок здоровья |
1 |
7. |
Экскурсия в весенний лес |
1 |
Литература:
-
В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания для начальных классов к УМК «Школа России»
-
В.И. Лях, А.А. Зданевич Планирования внеклассной работы по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов. –Москва, Просвещение, 2004 г.
-
Составитель Е.С.Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.- Москва, Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения)