МКУ "Лужский ИМЦ" — 2.1. Формирование списка учебников и учебных пособий (включая дидактическое обеспечение) в соответствии с требованиями ФГОС
Главная / Без рубрики / 2.1. Формирование списка учебников и учебных пособий (включая...

2.1. Формирование списка учебников и учебных пособий (включая дидактическое обеспечение) в соответствии с требованиями ФГОС

Формирование списка учебников и учебных пособий – это, в первую очередь, управленческая задача, которая относится к компетенции образовательного учреждения и сформулирована в Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

В ст. 32 п. 2 указанного документа говорится о том, что образовательное учреждение самостоятельно:

разрабатывает и утверждает образовательные программа и учебные планы;

разрабатывает и утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовые календарные учебные графики;

разрабатывает и утверждает рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

определяет список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.

Итак, приоритетным основанием для решения обсуждаемой управленческой задачи является наличие учебников в федеральном перечне.

Вместе с тем, в связи с широкой вариативностью содержания образования предлагаем образовательным учреждениям дополнительные критерии, на основе которых можно проводить выбор учебников для реализации ФГОС:

взаимосвязь учебников, хрестоматий, системы методического сопровождения (пособия для педагога, технологические карты, тематическое планирование, поурочные разработки и т. д.), тетрадей для самостоятельной работы учащихся и учебных программ;

наличие в учебниках, тетрадях для самостоятельной работы учащихся системы типовых задач (заданий), направленных на формирование универсальных учебных действий, соответствующих указаний в учебных программах и методических комментариев в пособиях для педагога;

возможность выполнения с использованием учебно-методического комплекта (системы учебников, завершенных предметных линий) программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников и программы сохранения и укрепления здоровья;

наличие механизмов индивидуализации образования, в том числе посредством системы разноуровневых заданий и других средств дифференцированного обучения;

организация учебного материала, предоставляющая учащимся возможность самостоятельно получать знания, в том числе во внеурочной деятельности;

возможность проблемного изложения материала (включая анализ фактов и явлений, допускающий различные интерпретации);

создание условий для самообразования и формирования у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля;

развитие коммуникативно-познавательной активности каждого школьника;

создание условий для реализации межпредметных связей, формирующих у учащихся целостную картину мира;

наличие указаний на методы и формы работы с учебником, его совместимость с другими средствами обучения;

соответствие возрастным особенностям, учет психологических особенностей учащихся, что выражается в наличии продуманной системы заданий и их разнообразии, в творческом характере заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности, на создание положительной мотивации;

наличие специальных возможностей организации внеурочной деятельности обучающихся по основным направлениям, определенным ФГОС.

В качестве другого варианта анализа предлагаем примерные вопросы, связанные с эффективностью использования учебно-методических комплектов (завершенных предметных линий, систем учебников) для реализации ФГОС:

1. Каким образом в учебниках реализуется принцип системно-деятельностного подхода?

2. Какие возможности имеются для организации внеурочной деятельности обучающихся по основным направлениям, определенным ФГОС?

3. Как структура и содержание отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в учебниках? В чем она заключается?

5. Обеспечивает ли предлагаемое содержание образования достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) освоения ООП?

6. Отражает ли данный УМК (система учебников, завершенных предметных линий) интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

7. Предлагается ли в учебниках механизм оценивания, который позволяет отследить динамику достижений учеников в соответствии с требованиями ФГОС? Если да, то в чем это выражается?

8. Можно ли привести примеры типовых задач (заданий), которые в соответствии с ФГОС обеспечивают формирование УУД на уроке и во внеурочной деятельности?

9. Каким образом при помощи учебников формируется детская самостоятельность, готовность к самообразованию?

10. Считаете ли вы, что данный УМК (система учебников, завершенных предметных линий) действительно создает условия для повышения и развития учебной мотивации? Если да, то каким образом это делается?

11. Каким образом представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

12. Каким образом учебники обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Показатели эффективности формирования списка учебников и учебных пособий:

  • соответствие учебников федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • перечень учебников обеспечивает решение задач ФГОС, целостность, интеграцию содержания образования (не происходит замены предметных линий из УМК, или учебников, принадлежащих к системе учебников);

  • перечень учебников направлен на формирование у школьников целостной картины мира, реализует принцип преемственности содержания образования (не происходит замены используемых учебников во 2-4 классах).