МКУ "Лужский ИМЦ" — 2. Общеинтеллектуальное направление
Главная / Без рубрики / 2. Общеинтеллектуальное направление

2. Общеинтеллектуальное направление

Представлено кружком «Мои первые проекты»

Пояснительная записка кружка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Один из ответов системы образования на этот запрос времени – идея компетентностно- ориентированного образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно -ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

С целью обучения учеников начальных классов работе над проектами разработана программа кружка «Мои первые проекты»

Цель программы:

Формирование ключевых компетентностей обучающихся – коммуникативной, информационной, решения проблем.

Задачи программы:

  1. Формировать навыки сотрудничества, устной презентации

  2. Формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом, планировать свою работу над ним, давать оценку готовому продукту, своей работе

  3. Обучать способам сбора и первичной обработки информации.

Программа кружка состоит из трёх разделов:

  1. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества

  2. Основы проектной деятельности

  3. Работа над проектами

В первом разделе использованы игры из сборника Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Данные игры проводятся с целью подготовки обучающихся к работе в команде.

Во втором разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Дети учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.

В третьем разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами по выбранным темам из предметных курсов.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.

При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой

  2. Выбор подтем (областей знаний)

  3. Сбор информации

  4. Выбор проектов

  5. Работа над проектами

  6. Презентация проектов

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом и т. д.

Обучающиеся работают над проектом добровольно, учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвовали в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

Планируемые результаты:

  1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности

Письменная коммуникация

Обучающийся изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Устная презентация

Обучающийся выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно

Обучающийся привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос

Продуктивная коммуникация

(работа в группе)

Обучающиеся в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем

Обучающийся высказывал идеи, подготовленные заранее

2.Уровень сформированности информационной компетентности

Поиск информации

Обучающийся задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта

Обучающийся зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника

Обработка информации

Обучающийся изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание

Обучающийся привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации

  1. Уровень сформированности компетентности решения проблем

Постановка проблемы

Обучающийся объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем

Целеполагание и планирование

Обучающийся с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить

Оценка результата

Обучающийся привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения

Обучающийся назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом

Содержание программы

Раздел I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества

Игры по темам «Что делать с агрессией и гневом», «Учимся сотрудничеству», «Проблемы можно решить»

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Раздел II. Основы проектной деятельности

Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный.

Раздел III. Работа над проектом

Работа над групповыми и индивидуальными проектами

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I четверть.

Интрактивные игры на формирование навыков сотрудничества

8

8

1.

Игры по теме: «Что делать с агрессией?»

1

1

2.

Игры по теме: «Что делать с агрессией?»

1

1

3.

Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»

1

1

4.

Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»

1

1

5.

Игры по теме: «Учимся сотрудничеству»

1

1

6.

Игры по теме: «Проблемы можно решать»

1

1

7.

Игры по теме: «Проблемы можно решать»

1

1

8.

Обобщающее занятие «Чему мы научились»

1

1

II четверть.

Основы проектной деятельности

8

2

6

1.

Проект? Проект!

Какими бывают проекты

(Задание: подумай, что ты можешь сделать к новогоднему празднику)

1

1

2.

Что такое команда? Как работать в команде?

(групповая работа на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе)

1

1

3.

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»

(Учимся выбирать дополнительную литературу)

1

0,5

0,5

4.

Развитие умения задавать вопросы

(Предлагается текст, картина, ситуация и т. д.)

1

1

5.

Наблюдение как способ выявления проблем

Мы в школе. Мы на улице. Мы в городе. И т. д. (Какие проблемы можно выявить)

1

1

6.

Что такое аннотация к прочитанной книге. Публичное выступление. Культура выступления

1

0,5

0,5

7.

Работа над проектом «Новогодняя поделка»

1

1

8.

Защита проекта «Новогодняя поделка»

1

1

III четверть.

Работа над проектами

9

3

6

1.

Работа над проектом «Моя семья»

1

1

2.

Работа над проектом «Моя семья»

1

1

3.

Презентация проекта (защита)

1

1

4.

Работа над проектом «Птицы наши друзья»

1

1

5.

Работа над проектом «Птицы наши друзья»

1

1

6.

Презентация проекта (защита)

1

1

7.

Работа над проектом «Мой путь к здоровью»

1

1

8.

Работа над проектом «Мой путь к здоровью»

1

1

9.

Презентация проекта (защита)

1

1

IV четверть.

Работа над проектами

8

2,5

5,5

1.

Работа над проектом «Моё любимое число»

1

1

2.

Работа над проектом «Моё любимое число»

1

1

3.

Презентация проекта (защита)

1

1

4.

Работа над проектом «Составляем сборник загадок»

1

1

5.

Работа над проектом «Составляем сборник загадок»

1

1

6.

Презентация проекта (защита)

1

1

7.

Индивидуальный проект по самостоятельно выбранной теме

1

0,5

0,5

8.

Защита индивидуального проекта по самостоятельно выбранной теме

1

1

Литература:

1. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностейучащихся/ — Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2003г.

2. Голуб Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики/ -

Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2004 г.

3. Н.И.Иглина, А.В.Горячев. Всё узнаю, всё смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе — М: Баласс,2010 г.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М.: АПК и ПРО,2002

5. Новикова Е.Б.Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. ж. «Управление начальной школой» №3 /2010 г.

6. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе. ж. «Начальная школа плюс До и После» №1/2009г.

7. Чуракова О.В.Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы. Основы проектной деятельности. — Самара: Профи, 2003 г.

8. Метод проектов. Электронный ресурс.htt://edugaxy.intel.ru/ index.php?ast=ele-mentsCODE=about

9. Рохлов В.С.. Электронный ресурс htt://bio.1september.ru/ articlef.php?ID=200501404

10. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. Электронный ресурс htt:/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/ite-mid,6/

11.Чечина Е.С.Программа кружка. Мои первые проекты. Электронный ресурс.

http://www.school2100.ru/upload/iblock/1aa/1aab9419c4bdb770ada9f12e1c4d1020.pdf

12. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Электронный ресурс.

http://www.eti-deti.ru/raznie-knigi/423.html