2. Общеинтеллектуальное направление
Представлено кружком «Мои первые проекты»
Пояснительная записка кружка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача по формированию целостной системы универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Один из ответов системы образования на этот запрос времени – идея компетентностно- ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно -ориентированный подход в образовании. Этот метод по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектная деятельность представляет собой культурную форму деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
С целью обучения учеников начальных классов работе над проектами разработана программа кружка «Мои первые проекты»
Цель программы:
Формирование ключевых компетентностей обучающихся – коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи программы:
-
Формировать навыки сотрудничества, устной презентации
-
Формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом, планировать свою работу над ним, давать оценку готовому продукту, своей работе
-
Обучать способам сбора и первичной обработки информации.
Программа кружка состоит из трёх разделов:
-
Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
-
Основы проектной деятельности
-
Работа над проектами
В первом разделе использованы игры из сборника Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Данные игры проводятся с целью подготовки обучающихся к работе в команде.
Во втором разделе ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Дети учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект.
В третьем разделе ученики закрепляют полученные знания при работе над групповыми и индивидуальными проектами по выбранным темам из предметных курсов.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме.
При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
-
Знакомство класса с темой
-
Выбор подтем (областей знаний)
-
Сбор информации
-
Выбор проектов
-
Работа над проектами
-
Презентация проектов
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом и т. д.
Обучающиеся работают над проектом добровольно, учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвовали в этом проекте, могут принять участие в следующем.
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.
Планируемые результаты:
-
Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация |
Обучающийся изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом |
Устная презентация |
Обучающийся выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно |
Обучающийся привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос |
|
Продуктивная коммуникация (работа в группе) |
Обучающиеся в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем |
Обучающийся высказывал идеи, подготовленные заранее |
2.Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации |
Обучающийся задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта |
Обучающийся зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника |
|
Обработка информации |
Обучающийся изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание |
Обучающийся привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации |
-
Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы |
Обучающийся объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем
|
Целеполагание и планирование |
Обучающийся с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий |
|
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить |
|
Оценка результата |
Обучающийся привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения |
Обучающийся назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом |
Содержание программы
Раздел I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества
Игры по темам «Что делать с агрессией и гневом», «Учимся сотрудничеству», «Проблемы можно решить»
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Раздел II. Основы проектной деятельности
Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный.
Раздел III. Работа над проектом
Работа над групповыми и индивидуальными проектами
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I четверть. Интрактивные игры на формирование навыков сотрудничества |
8 |
8 |
||
1. |
Игры по теме: «Что делать с агрессией?» |
1 |
1 |
|
2. |
Игры по теме: «Что делать с агрессией?» |
1 |
1 |
|
3. |
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству» |
1 |
1 |
|
4. |
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству» |
1 |
1 |
|
5. |
Игры по теме: «Учимся сотрудничеству» |
1 |
1 |
|
6. |
Игры по теме: «Проблемы можно решать» |
1 |
1 |
|
7. |
Игры по теме: «Проблемы можно решать» |
1 |
1 |
|
8. |
Обобщающее занятие «Чему мы научились» |
1 |
1 |
|
II четверть. Основы проектной деятельности |
8 |
2 |
6 |
|
1. |
Проект? Проект! Какими бывают проекты (Задание: подумай, что ты можешь сделать к новогоднему празднику)
|
1 |
1 |
|
2. |
Что такое команда? Как работать в команде? (групповая работа на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе) |
1 |
1 |
|
3. |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (Учимся выбирать дополнительную литературу) |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Развитие умения задавать вопросы (Предлагается текст, картина, ситуация и т. д.) |
1 |
1 |
|
5. |
Наблюдение как способ выявления проблем Мы в школе. Мы на улице. Мы в городе. И т. д. (Какие проблемы можно выявить) |
1 |
1 |
|
6. |
Что такое аннотация к прочитанной книге. Публичное выступление. Культура выступления |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Работа над проектом «Новогодняя поделка» |
1 |
1 |
|
8. |
Защита проекта «Новогодняя поделка» |
1 |
1 |
|
III четверть. Работа над проектами |
9 |
3 |
6 |
|
1. |
Работа над проектом «Моя семья» |
1 |
1 |
|
2. |
Работа над проектом «Моя семья» |
1 |
1 |
|
3. |
Презентация проекта (защита) |
1 |
1 |
|
4. |
Работа над проектом «Птицы наши друзья» |
1 |
1 |
|
5. |
Работа над проектом «Птицы наши друзья» |
1 |
1 |
|
6. |
Презентация проекта (защита) |
1 |
1 |
|
7. |
Работа над проектом «Мой путь к здоровью» |
1 |
1 |
|
8. |
Работа над проектом «Мой путь к здоровью» |
1 |
1 |
|
9. |
Презентация проекта (защита) |
1 |
1 |
|
IV четверть. Работа над проектами |
8 |
2,5 |
5,5 |
|
1. |
Работа над проектом «Моё любимое число» |
1 |
1 |
|
2. |
Работа над проектом «Моё любимое число» |
1 |
1 |
|
3. |
Презентация проекта (защита) |
1 |
1 |
|
4. |
Работа над проектом «Составляем сборник загадок» |
1 |
1 |
|
5. |
Работа над проектом «Составляем сборник загадок» |
1 |
1 |
|
6. |
Презентация проекта (защита) |
1 |
1 |
|
7. |
Индивидуальный проект по самостоятельно выбранной теме |
1 |
0,5 |
0,5 |
8. |
Защита индивидуального проекта по самостоятельно выбранной теме |
1 |
1 |
Литература:
1. Голуб Г.Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностейучащихся/ — Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2003г.
2. Голуб Г.Б. Технология портфолио в системе педагогической диагностики/ -
Британский совет;Департамент образования и науки администрации Самарской области, 2004 г.
3. Н.И.Иглина, А.В.Горячев. Всё узнаю, всё смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе — М: Баласс,2010 г.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М.: АПК и ПРО,2002
5. Новикова Е.Б.Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. ж. «Управление начальной школой» №3 /2010 г.
6. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе. ж. «Начальная школа плюс До и После» №1/2009г.
7. Чуракова О.В.Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы. Основы проектной деятельности. — Самара: Профи, 2003 г.
8. Метод проектов. Электронный ресурс.htt://edugaxy.intel.ru/ index.php?ast=ele-mentsCODE=about
9. Рохлов В.С.. Электронный ресурс htt://bio.1september.ru/ articlef.php?ID=200501404
10. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. Электронный ресурс htt:/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/ite-mid,6/
11.Чечина Е.С.Программа кружка. Мои первые проекты. Электронный ресурс.
http://www.school2100.ru/upload/iblock/1aa/1aab9419c4bdb770ada9f12e1c4d1020.pdf
12. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Электронный ресурс.
http://www.eti-deti.ru/raznie-knigi/423.html