3. Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
Содержание этапа. Содержанием этапа является конкретизация образовательной модели начальной ступени школы, представленной в ФГОС, применительно к данной школе.
Проектирование целесообразно осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку и реализацию единичных проектов (примерное оформление задания на разработку единичного проекта приводится в Приложении 2). Возможны различные способы деления еще несуществующего комплексного проекта изменений на единичные, но наиболее простым, является выбор в качестве единицы учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов).
Так как одновременно с определением единичных проектов формируется состав ответственных за их разработку и реализацию, в зависимости от размера группы разработчиков и их готовности к работе возможны различные варианты формирования единичных проектов: выделение или, наоборот, объединение отдельных элементов необходимых изменений в образовательной системе.
Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов.
Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соответствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках школы).
Выбор технологий и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта осуществляется из списка рекомендуемых стандартом. Результатом работы должен стать перечень технологий, которые предполагается использовать в рамках каждой из проектируемых в рамках единичного проекта учебных (внеучебных) образовательных программ.
Аналогичным образом в каждом единичном проекте осуществляется рассмотрение ресурсной части программ и системы контроля и оценки их результатов.
Однако для получения целостного комплекса изменений в образовательной системе начальной ступени школы, взаимодополняющих и усиливающих эффекты друг друга, необходимо обеспечить согласованность между ними.
Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта. Так, например, разработчики предметных образовательных программ заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное время кружков, проектов, конкурсов и т.д., проводимых на их предметном содержании. В свою очередь, разработчики воспитательной программы заинтересованы в использовании потенциала учебных дисциплин («Литературного чтения» «Русского языка», «Искусства», «Окружающего мира», «Иностранного языка») в области нравственного воспитания школьников или формирования других надпредметных образовательных результатов. Или, например, предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Поэтому для единичного проекта, направленного на корректировку предметной образовательной программы «Окружающий мир», необходимо установить и согласовать связи с проектами введения других предметных программ.
Каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявлять и фиксировать возможные связи с другими единичными проектами, определяя:
-
требования к изменениям, которые в других проектах разрабатываются;
-
предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.
Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.
Оценка единичных проектов проводится на заседании Рабочей группы.
При оценке каждого проекта необходимо учитывать:
-
полноту содержания проекта;
-
обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы;
-
согласованность необходимых связей с другими проектами;
-
распределение обязанностей между исполнителями при реализации проекта и степень их загруженности;
-
наличие и обоснованность оценок, потребных для реализации проекта финансовых и материально-технических ресурсов;
-
конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность.
Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.
Завершенный проект обсуждается на заседании Совета по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.
В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в проекте разработаны предлагаемые изменения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.
Результаты этапа. Результатом проектирования является образовательная модель начальной ступени образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая:
-
состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;
-
состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
-
состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
-
перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
-
перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
-
перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
-
перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.