МКУ "Лужский ИМЦ" — 3. Нескучное чтение. Статья Гусаровой Л. А., учителя СОШ № 2
Главная / Без рубрики / 3. Нескучное чтение. Статья Гусаровой Л. А., учителя СОШ № 2

3. Нескучное чтение. Статья Гусаровой Л. А., учителя СОШ № 2

Гусарова Л.А.,учитель начальных классов

МОУ «СОШ№2» г.Луги

НЕСКУЧНОЕ ЧТЕНИЕ

(Статья опубликована в журнале «Начальная школа» №7 2009 г.)

Что это значит – учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знают, что ребёнка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесённого смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний – понимание читаемого.

Цель обучения чтению формулируется исходя из общей задачи развития личности ребёнка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно- эстетическими и гражданскими чувствами.

Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решить следующие задачи:

- сформировать у учащихся правильный навык чтения;

- постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

- воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

- научить работать с учебной и детской книгой;

- обеспечить полноценное восприятие художественных и научно- познавательных текстов.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает следующее:

- овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения;

- сформированность навыков работы с разными видами текстов;

- эмоциональную отзывчивость на читаемое;

- творческую активность;

- определённую самостоятельность и способность воспринимать художественное произведение.

Непременное условие продуктивной деятельности человека 21-ого века –усвоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Как же добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные методы и приёмы.

В азбуке заложены богатейшие возможности для становления у первоклассников не только технической стороны чтения, но и конкретных умений, необходимых для выполнения «трудной» работы полного и глубокого понимания читаемого.

Интересен такой приём: прочитав, например, заголовок текста «Покупки», полезно сначала поразмыслить над смыслом слова: от какого слова оно происходит, какое значение имеет, о чём же должно говориться в тексте, имеющем такое название?

Или такой приём: учащиеся закрывают закладкой часть текста и, дойдя до неё, пытаются предположить, что будет дальше, потом сравнивают свои предположения с текстом. Самое важное здесь — заинтересовать детей. Подбор и подачу материала следует вести дифференцированно. Для детей, пришедших в школу читающими, можно организовать самостоятельную работу по карточкам, красочно оформленным, а потом по иллюстрированным интересным книгам.

На самом первом этапе обучения чтению для развития чёткости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

- чёткое произношение скороговорок, чистоговорок ( вначале проговаривание беззвучное, затем шёпотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);

- чёткое произнесение скороговорок (5 раз и более) (Шесть мышат в шалаше шуршат. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. Архип охрип, Осип осип. Боря Ире дал редиску, Ира Боре – барбариску. Сын Сени накосил стог сена);

- заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы ;

- чтение перевёртышей (справа налево) (Анна, барабан на!);

- обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой;

- работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл);

- чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд); затем учитель останавливает учеников и предлагает читать медленнее, красиво, выразительно.

На уроке литературного чтения ( 2-4 классы) чтению отводится 30-35 минут урока.

В работе можно использовать различные по целям и формам организации упражнения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Чтобы освоенные умения довести до автоматизма, до уровня навыка, следует проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой. Домашние тренировки в чтении целесообразно проводить также порциями по несколько минут, постоянно увеличивая время чтения. Назовем упражнения.

Многократное чтение с определёнными заданиями. После того как новый рассказ прочитан и осмыслен детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика.

В практике часто используется и такой приём: указывается слово, до которого дети должны дочитать, поднять руку. Чтобы проконтролировать чтение, задаются вопросы по содержанию прочитанного.

Метод жужжащего чтения. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: после чтения нескольких строк ученик получает кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями по «цепочке».

Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это даёт положительный эффект.

«Успевай следить за учителем!» Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения, школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем.

Чередование чтения вслух и про себя. Проверка: чтение перед классом.

Чтение вслух по « цепочке» ( так дети читают с большим интересом).

Комментированное чтение ( читают хорошо подготовленные ученики).

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Хоровое чтение ( использую нечасто).

Медленное чтение ( используется на начальной стадии формирования умения читать).

Групповое чтение.

Чтение в паре с товарищем. .

Чтение перед сном (учителю следует найти время, чтобы спросить, что перед сном вместе с родителями читал вчера ребёнок).

Чтение молча – это чтение « глазами», без внешних речедвижений. При работе по азбуке проводятся упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со 2-го класса вводится чтение молча. Но увлекаться данным чтением нельзя – можно разучить читать детей вслух. Обучение чтению молча должно идти параллельно с обучением чтению вслух.

В работе по формированию умения читать можно использовать следующие упражнения и памятки.

1. За 1 минуту надо обвести в кружок изучаемую букву (1 класс) в отрывке из газеты (ученикам раздаются газеты).

2. За 1 минуту перерисуй в тетрадь таблицу…

3. Прочти внимательно и запомни (30 секунд).

24 74 35 44 68 70 12 27

Для концентрации внимания пользуюсь таблицей Шульте.

4.За 1 минуту нужно отыскать числа от 1 до 25 или от 25 до 1 (Можно напечатать буквы алфавита).

  1. 6 16 9 14

1 8 20 24 2

18 22 10 21 12

17 11 23 5 25

7 4 3 19 3

4 12 В Л 5

Ж 9 7 13 2

6 1 К Г 10

Д М З Е А

И Б 11 3 8

5.Прочти и запомни (30 секунд)

Сад, река, город, лес, сарай, голос, книга, клуб.

6.Сочинение на букву «М» (даётся определённое время).

Например: Мама мылом мыла Машу. Маша молола муку. Майка Маше мешала.

Маша метлой мела мусор. Мылом Маша мазала медведя Мишу. Миша молчал, моргая!

7.Дополни части поговорки:

Мал золотник .

Лучше поздно .

Тише едешь .

Дал слово .

8.Дополни предложения:

Переходи улицу там, где

Мы боремся за

Эта книга очень

Мне нравится музыка

У меня друг

Математика нужна

9.Игра «Третий лишний»

Смех, улыбка, грусть.

10.Игра «Вычеркни белых ворон»

Дружба, доброта, честность, тревога, бодрость

Памятка «Учись читать правильно»

1.Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3.При чтении будь внимательным к каждому слову.

4.Старайся понять, о чём читаешь.

5.Читай ежедневно вслух и про себя.

Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению?»

1.Читай текст внимательно.

2.Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев, автора.

3.Определи своё отношение к событиям.

4.Мысленно представь себе их.

5.Продумай и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, поставь логические ударения.

6. Прочитай текст для себя вслух.

7.Прочитай текст выразительно.

Работая над формированием навыка оптимального чтения, нельзя забывать работу над выразительностью чтения. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Поэтому часто при чтении художественных произведений используют живое слово актёра (в грамзаписи), музыку.

С первого класса следует знакомить школьников с техникой речи — дыханием, голосом, дикцией. Вот несколько упражнений.

Правильное дыхание – это здоровье.

Выполняя упражнения, помни о правильном дыхании. Дыхание – это жизнь. Глубокое дыхание – это источник силы. Чем глубже ты дышишь, тем сильнее воздействие упражнений.

№1

И.П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо На счёт «раз»,«два» — глубокий вдох (про себя). На счёт «раз» — задержка дыхания. Выдох – плавный счёт от 1 до 10 или от 1 до 15.

№2

И.П. Встать, расправить плечи, голову держать прямо). На выдохе – говорение пословицы или скороговорки. Длинные скороговорки идут с добором воздуха.

Твой голос – твоя визитная карточка.

Над голосом нужно работать, его можно значительно улучшить. Если регулярно делать несложные фонетические упражнения, то со временем можно приобрести приятный голос. Детям следует помочь пользоваться шестью рычагами: громко — тихо, выше – ниже, быстро – медленно.

№1

И.П. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произноси плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки [ м], [ л], [ н]

№2

Вдох а-а-а-а, выдох; вдох э-э-э-э , выдох; вдох и-и-и-и, выдох; вдох о-о-о-о-о, выдох; вдох у-у-у-у, выдох.

№3

Вдох аррррр, выдох; вдох эррррр, выдох; вдох иррррр, выдох; вдох оррррр, выдох; вдох уррррр.

№4

Произноси отчётливо, раскатисто: руль – ром – рысь – пруд – рог – роль – пара – куры – трава – крыло – привет – сирень – друг – правило – мороз – арфа – шар – повар – забор – пробка – ковёр – дверь – сыр – товар – договор – амбар

№5

Отчётливо произноси трудные слова:

- чрезвычайное происшествие,

- местные достопримечательности,

- чрезмерная нагрузка и т.д.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой оценкой.

При такой постановке дела ребята радуются каждому своему успеху, пусть даже самому крошечному.

Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними результатами. У каждого ученика есть «Листок скорости чтения» такого вида:

месяц количество слов в минуту прирост

сентябрь 149 +38

Великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является хорошо продуманная система поощрения. Это может быть жетон «Спасибо!», медаль «Лучший читатель», подарок (книга), грамоты, участие в инсценировках, праздниках, выступления на родительских собраниях и пр.

Все данные о технике чтения за 4 года обучения передаются учителю литературы в 5-ом классе.