МКУ "Лужский ИМЦ" — 3. Социальное направление
Главная / Без рубрики / 3. Социальное направление

3. Социальное направление

Представлено кружком «Умелец»

Пояснительная записка

Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, важно приобретать навыки самообслуживания и взаимопомощи потребность приносить пользу окружающим , целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека.

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам — менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащается освоением трудовой деятельностью. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений ребенок эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективная общественно- полезный деятельность. Во внеурочное время предоставляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Цели данной программы:

1) формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;

2) приобретение начальных общетрудовых знаний;

3) овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование и организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;

4) воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;

5) развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Задачи программы:

1) воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам

2) привитие уважительного отношения к взрослым, родителям, малышам.

3) формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.

4) формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно — распределенную деятельность.

5) формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.

6) сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

  4. Формированиие установки на безопасный и здоровый образ жизни

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности

  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий

  2. Приобретение навыков самообслуживания, овладение правилами техники безопасности

  3. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных дизайнерских задач

Содержание курса

В содержание курса включены следующие виды общественно-полезной деятельности:

1.Самообсуживание – дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища, уход за растениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей

2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефская помощь детскому саду. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4.Разные трудовые операции. Сбор семян, природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Домашнее рукоделие.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

I четверть

8

1.

Знакомство с обязанностями дежурного.

Чтение книги Е.Шварца «Первоклассница» (глава «Как Маруся первый раз дежурила»)

1

2.

Распределение обязанностей в классе. Цветовод.

Как правильно поливать растения

1

3.

Уход за комнатными растениями в классе (Практика)

1

4.

Распределение обязанностей в классе. Санитар.

Чтение книги Е.Шварца «Первоклассница» (глава «И вот пошли дни за днями. Суббота. 10 сентября»)

1

5.

Распределение других обязанностей в классе. Какие обязанности у тебя дома?

Чтение книги Е.Шварца «Первоклассница» (глава «Несчастный и счастливый день Маруси»)

1

6.

Сбор семян цветов со школьных клумб. Сбор листьев для гербария, сбор природного материала

1

7.

Книги надо беречь. Правила пользования книгой. Изготовление закладки

1

8.

Выставки «Чудеса природы» и «Осенний бал» (используются собранные листья и природный материал)

1

II четверть

8

1.

Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению праздничных флажков для детского сада

1

2.

Мы в детском саду. Оказание шефской помощи малышам

1

3.

Уход за комнатными растениями. Рыхление.

1

4.

Беседа «Птицы — наши друзья». Операция «Кормушка»

1

5.

Час домашних ремёсел (по выбору учителя)

1

6.

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений из разных материалов

1

7.

Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Украшение класса

1

8.

Субботник в классе, детская производственная бригада

1

III четверть

9

1.

Мелкий ремонт книг из классной библиотеки

1

2.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

1

3.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Коллективное панно «Наши защитники» (по выбору учителя)

1

4.

Все профессии нужны – все профессии важны. (Беседа)

1

5.

Все профессии нужны – все профессии важны. Экскурсия на ферму

1

6.

Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек

1

7.

Сюжетно-ролевая игра «Фабрика»

1

.8

Трудовой десант

1

9.

Операция «Чистокласс»

1

IV четверть

8

1.

Подготовка почвы для посадки семян (у каждого свой цветочный горшок)

1

2.

Посев семян цветов

1

3.

Уход за посевами (полив, рыхление)

1

4.

Открытка – самоделка «Спасибо тебе, солдат»

1

5.

Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

1

6.

Высадка рассады в грунт на школьном огороде

1

7.

Уборка территории школы от бумажного мусора

1

8.

Природа и экологические проблемы (экскурсия)

1

Литература:

  1. Роговцева Н.И., Анащенко С.В. Рабочая программа по технологии к УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011 г.

2.Газизова Р.Х. Программа внеурочной деятельности в 1 классе. Электронный ресурс. http://sabaraduga.ucoz.ru/fgos/Polez.doc

3.Общественно полезная деятельность. Электронный ресурс. http://bsoschool.narod.ru/materials/pvneuro.htm.