МКУ "Лужский ИМЦ" — 4.1. Использование вариативных моделей организации внеурочной деятельности
Главная / Без рубрики / 4.1. Использование вариативных моделей организации внеурочной...

4.1. Использование вариативных моделей организации внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет и выстраивает модель внеурочной деятельности для начальной и основной школы. Обязательными при этом являются следующие параметры: направления внеурочной деятельности и максимальное количество часов на ее организацию (например, в начальной школе — до 1350 часов за 4 года).

В ходе создания вариантов моделей целесообразно использовать письмо департамента общего образования Минобрнаки России № 03-296 от 12.03.2011, в котором предлагаются методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих ООП.

В методических материалах рассматриваются следующие организационные модели внеурочной деятельности:

- модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей;

- модель «школы полного дня» — реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня;

- оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

- инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

Сотрудники Вологодского педагогического колледжа (А.С. Игнатьева, З.А. Кокарева, Л.С. Секретарева) подчеркивают, что планирование внеурочной деятельности предусматривает возможность её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они должны расширять и дополнять содержание курса, не нарушая его логику. Внеурочные занятия (особенно в каникулярный период) можно проводить интенсивами, что учитывается при планировании внеурочной нагрузки для каждого обучающегося.

В этом случае внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы внеурочной деятельности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Реализация плана внеурочной деятельности может сопровождаться поддержкой конкретного специалиста образовательного учреждения (учитель начальных классов, воспитатель группы продленного дня, социальный педагог, психолог, специалист в области коррекционной педагогики и др.).

Внеурочная деятельность может осуществляться учителями, классными руководителями, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, другими педагогическими работниками, родителями обучающихся, имеющими педагогическое образование. Дополнительно отмечаем, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 27.11.2010 № 1241, часы посещения обучающимися музыкальных, художественных школ, учреждений дополнительного образования могут учитываться при реализации внеурочной деятельности.

Показатели эффективности использования вариативных моделей организации внеурочной деятельности:

- действует одна из предлагаемых (или других) моделей организации внеурочной деятельности;

- обеспечивается расширение возможностей внеурочной деятельности и повышение ее качества благодаря ресурсам учреждений дополнительного образования детей, культуры, физкультуры и спорта.