МКУ "Лужский ИМЦ" — 4. Духовно – нравственное направление
Главная / Без рубрики / 4. Духовно – нравственное направление

4. Духовно – нравственное направление

Представлено кружком «Родничок»

Пояснительная записка

В обществе начался процесс возрождения национального самосознания, народной культуры.

Важнейшая роль в воспитании личности ребёнка на современном этапе развития общества отводится традиционной народной культуре, которая реализовывает «связь времён», позволяет приобщить подрастающее поколение к историческому и культурному наследию своего народа, а также является своеобразным оберегом от идей насилия, жестокости, безнравственности.

Данный курс позволяет детям унаследовать богатство национальной мудрости. Программа «Родничок» — попытка создания системы фольклорного воспитания посредством внеурочной деятельности школьников.

Программа данного кружка построена на основе программы «Русское народное творчество» автора Ширяевой Н.С. В программу включены занятия по изобразительному искусству и лепке.

Цель программы:

Возрождение русской традиционной культуры, помогающей детям овладеть различными видами фольклорной деятельности

Задачи программы:

  1. Заложить у детей основы национального мировоззрения через освоение малых жанров фольклора (колыбельные песни; пестушки; прибаутки; игры; сказки и т. д.)

  2. Развитие устной речи

  3. Формирование представлений о добре и зле; развитие духовно-нравственных чувств

  4. Приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности

Программа кружка рассчитана на 33 часа в 1 классе, с нагрузкой на ребёнка 1 час в неделю (продолжительность занятий в I полугодии 35 минут, во II полугодии 45 минут). Программа имеет 4 раздела. Каждый раздел включает в себя теоретический материал, художественно-творческую деятельность, посещение библиотеки. В конце учебного года проводится открытое мероприятие «Русские посиделки», на котором учащиеся продемонстрируют полученные знания.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, её историю и культуру, российский народ

2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости друг к другу

3. Формирование средствами малых жанров фольклора взгляда на русский народ, его культуру и религию

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

6. Наличие мотивации к творческому труду

7. Формирование установки на здоровый образ жизни

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

4. Использование различных способов поиска учебной информации в различных книгах

5. Готовность слушать собеседника и вести диалог

6. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

7. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон

Предметные результаты:

  1. Осознание значимости народной культуры для личностного развития; формирование представлений о Родине и её людях, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе и честности

  2. Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику малых жанров фольклора, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

  3. Умение называть средства выразительности в сказках, пересказывать сказки

  4. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать свои небольшие произведения (колыбельные песни, загадки)

  5. Приобретение навыков самообслуживания, усвоение правил техники безопасности

Содержание курса

Философия

Понятие Рода (природа, народ, Родина, родники). Смех как символ утверждения жизни

Поэтика

Символика поэтических образов. Ритмика поэтических текстов пестушек, прибауток, считалок, игровых припевов. Символика композиций сказочных текстов. Сочинение колыбельных песен, сказок

Речевая культура

Магия заговорного слова. Роль речевых интонаций в создании образов в пословицах, заговорах, сказках. Скороговорки как дикционные упражнения. Выучивание и сказывание диалогов в сказках

Музыкальное развитие

Исполнение колыбельных, прибауток, игровых припевов. Звукоподражание.

Пластическая культура

Понятие о пластике девочек, как о пластике «павушек», а о пластике мальчиков, как о пластике «ясных соколов». Постановка корпуса, рук, головы. Поклон. Создание пластического образа животных в инсценировках сказок о животных

Народный инструментарий

Знакомство с ложками, трещотками, барабаном, бубном, свистульками. Приёмы игры на данных музыкальных инструментах

Художественно-прикладное творчество

Символика русской избы: выполнение орнамента наличников. Техника лоскутной мозаики (одеяло). Иллюстрации к прибауткам, загадкам, сказкам (аппликация, рисунок, природные материалы). Лепка погремушек, свистулек

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во часов

1 четверть. Истоки

1.

Введение в курс «Русское народное творчество»

Показать изделия народных мастеров (посуду, одежду, игрушки, музыкальные инструменты и т. д.). Приветствие (поклон)

Комбинированный

1

2.

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора (колыбельные песни, пестушки). Техника лоскутной мозаики (одеяло). Составление мозаики

Комбинированный

1

3.

Лепка погремушек и их роспись

Практикум

1

4.

Малые жанры русского фольклора (прибаутки, загадки, скороговорки). Завершение работы по росписи погремушки

Комбинированный

1

5.

Малые жанры русского фольклора (заговоры, пословицы, игры, считалки)

Беседа

1

6.

Русская изба. Выполнение орнамента наличников

Комбинированный

1

7.

Пословицы и загадки по теме «Книга и учёба». Сочиняем загадки. Рисование отгадок

Комбинированный тип занятия в библиотеке

1

8.

Крестьянское хозяйство. Утварь. Пословицы о труде

Беседа

1

9.

Урок – обобщение.

Урок творчества

1

2 четверть. Мир животных в фольклоре

1.

Малые жанры фольклора о животных (животные в сказках, загадках, скороговорках и т.д.)

Занятие – путешествие по библиотеке

1

2.

Животные в колыбельных песнях. Сочинение вариантов напева колыбельных песен

Урок творчества. Практикум

1

3.

Мир животных в играх. Изображение животных пластикой тела

Занятие — игра

1

4.

Сочиняем сказку о животных

Урок творчества. Практикум

1

5.

Создание образов зверей в прибаутках, сказках. Лепка свистулек

Практикум

1

6.

Животные в сказках. Рассказывание сказок. Просмотр мультфильмов по сюжетам русских народных сказок

Комбинированный

1

7.

Урок – обобщение. Инсценирование сказок

Урок творчества

1

3 четверть. Народные идеалы красоты и добра

1.

Мать и дитя. Понятие рода (природа, народ, Родина, родители). Рассказ о семье

Беседа

1

2.

Заклички к солнышку и дождику

Занятие — игра

1

3.

Волшебные сказки

Комбинированный тип занятия в библиотеке

1

4.

Народные идеалы красоты и добра в сказке

«Сивка – бурка»

Комбинированный

1

5.

Народные идеалы красоты и добра в сказке «Хаврошечка»

Комбинированный

1

6.

Народные идеалы красоты и добра в сказке «Снегурочка»

Комбинированный

1

7.

Народные идеалы красоты и добра в сказке «Царевна – лягушка»

Комбинированный

1

8.

Мы – творцы. Рисуем сказку

Практикум

1

9.

Народные идеалы красоты и добра в малых жанрах фольклора

Беседа

1

10.

Экскурсия в музей русского народного творчества.(п.Скреблово)

Экскурсия

1

4 четверть. Скоморошьи традиции

1.

Рассказ о скоморохах. Небылицы

Беседа

1

2.

Крылатые выражения, скороговорки, докучные сказки.

Комбинированный тип занятия в библиотеке

1

3.

Скоморошьи забавы. Использование музыкальных инструментов русским народом. Движения в танцах девочек и мальчиков

Комбинированный

1

4.

Затейливые вопросы; скоморошины

Занятие — игра

1

5.

Подготовка к празднику «Русские посиделки»

Комбинированный

1

6.

Подготовка к празднику «Русские посиделки»

Комбиникованный

1

7.

Праздник «Русские посиделки»

Занятие — отчёт

1

Литература:

1. Ширяева Н.С. Программа по русскому народному творчеству. Санкт-Петербург, 1992 г.

2. Ширяева Н.С. Поурочные разработки по русскому народному творчеству. Санкт-Петербург, 1992 г.

3. Анащенко С.В., Бантова М.А., Бельтюкова М.В., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н.. Зеленина л.м., Канакина В.П., Климанова Л.Ф., Моро М.И., Плешаков А.А., Роговцева Н.И., Степанова С.В., Стефаненко Н.А., Хохлова Т.Е. Сборник рабочих программ для 1-4 классов к УМК «Школа России». Пособие для учителя. М. «Просвещение», 2011 г.

4. Науменко Г. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. М. «Детская литература», 1989 г.