МКУ "Лужский ИМЦ" — 4. Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
Главная / Без рубрики / 4. Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной...

4. Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы

План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить:

  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;

  • планы-графики реализации единичных проектов;

  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;

  • распределить все единичные проекты во времени.

Содержание этапа. Чтобы реализовать свое назначение план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений, скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность своевременного выявления возможных сбоев в процессе введения ФГОС.

На первом шаге планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа:

  • определяет полный состав действий, необходимых для их реализации;

  • распределяют эти действия во времени.

Для того, чтобы затем в процессе «сшивания» этих планов в общий план-график возникало меньше проблем, в начале планирования могут быть заданы общие реперные точки, например, не позднее определенного числа должна быть завершена разработка новых образовательных программ и т.п. Определение этих точек может осуществляться как руководителем рабочей группы единолично, так и коллегиально с ответственными за разработку и реализацию единичных проектов, а также – на заседании всей Рабочей группы. Необходимым условием во всех случаях является доведение установленных сроков завершения разработок до исполнителей.

Для определения полного состава действий по разработке и реализации единичного проекта необходимо сначала разделить весь процесс на два этапа: этап разработки и этап реализации (введения разработанного новшества в образовательный процесс) проекта, а затем, в рамках каждого этапа, выделить перечень задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей.

Надежность определения состава необходимых действий единичного проекта и реалистичность сроков их выполнения можно повысить, выполнив специальную процедуру. Она предусматривает, что для каждой задачи, решение которой предусматривается планом, определяются условия, которые необходимо обеспечить. При этом составляется вспомогательная таблица, в первую графу которой заносятся действия по разработке и реализации единичного новшества, а в остальные – действия по созданию условий для решения задач введения новшества (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

Вспомогательная таблица для планирования

Этапы разработки и реализации единичного новшества

Условия

Организационные

Информационные

Кадровые

Мотивационные

Научно-методические

Материально-технические

Нормативно-правовые

Финансовые

1.Разработка нововведения

    1. Задача 1

    2. ….

2.Реализация нововведения

2.1. Задача 1

2.2. …

При заполнении таблицы учитывается, что какие-то условия уже могут существовать, планируются только те действия, которые позволяют создать отсутствующие условия. Условия, которые не могут быть созданы в рамках данного единичного проекта, «забытые» на предыдущем этапе при разработке соответствующего единичного проекта, должны быть согласованы с ответственным за его реализацию. При этом, кроме перечня условий и их характеристик, устанавливаются сроки их создания. В результате из вспомогательной таблицы одного единичного проекта условия, которые необходимо создать, передаются в другой единичный проект, в рамках которого затем разрабатываются действия по их созданию.

После того как вспомогательная таблица будет заполнена, формируется единый перечень действий.

Когда состав и логическая последовательность действий определены, нужно составить план-график реализации единичного проекта. Основная задача, решаемая на этом этапе, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех предусматриваемых действий во времени. Этим, как и полнотой действий, достигается реалистичность плана по срокам.

Распределить запланированные действия во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие – независимо друг от друга, параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиться равномерной загруженности участников проекта.

План-график может быть представлен в табличной форме (см. табл. 4. 2).

При заполнении таблицы в строки столбца «Этапы единичного проекта и решаемые задачи» вписываются наименования всех действий, входящих в структуру проекта, сроки их начала и окончания, ответственные исполнители и ожидаемые результаты.

Таблица 4.2

Форма представления плана-графика реализации единичного проекта

п/п

Этапы единичного проекта и решаемые задачи

Сроки

Ответственные

исполнители

Ожидаемые

результаты

начала

окончания

1

2

3

4

5

6

1.

1.1.

1.2.

Разработка нововведения

Задача 1

….

2.

2.1.

2.2.

Реализация нововведения

Задача 1

….

В результате планирования каждый ответственный за разработку и реализацию проекта должен быть уверен, что в его плане:

  • отсутствуют действия, которые не нужны для достижения целей проекта;

  • не упущены действия, которые необходимы для достижения целей проекта;

  • известны действия, задержка которых приведет к срыву намеченного срока завершения всего комплексного проекта.

Детальность плана должна быть такой, чтобы позволяла осуществлять контроль его реализации с периодичностью достаточной для того, чтобы обеспечивать своевременное выявление возможных проблем.

Разработанные планы-графики единичных проектов затем проходят экспертизу на предмет скоординированности с планами-графиками других групп на заседании Рабочей группы. При этом все связи, установленные между проектами на этапе проектирования проверяются по срокам и в случае их несоответствия принимаются решения о корректировке проектов планов действий.

Согласование сроков является базой для создания общего плана-графика проекта модернизации образовательной системы.

Основная задача, решаемая на этом шаге, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех единичных проектов во времени. Этим, как и полнотой проектов, достигается реалистичность реализации плана по срокам.

Распределить единичные проекты во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие независимо друг от друга, параллельно. Если проектов немного, и их выполнение осуществляется изолированно, независимо друг от друга, и не требует согласования, то эта работа не составляет труда. В противном случае требуется применение специальных средств согласования сроков выполнения единичных проектов.

Для распределения проектов во времени используется ленточная диаграмма Гантта, имеющая форму таблицы (см. рис 4.1.).

Единичные

проекты

Годы и месяцы

2008 год

2009год

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

1……………………..

2……………………..

3……………………..

4……………………..

5……………………..

6……………………..

7……………………..

8……………………..

Продолжительность работы

Резерв времени

Рис. 4.1. Ленточная диаграмма Гантта

В левом столбце таблицы перечислены единичные проекты, а по горизонтали дана временная шкала. Напротив каждого проекта наносится лента, длина которой соответствует продолжительности его реализации, а ее начало совпадает с соответствующей точкой на временной шкале.

Составление графика начинается с определения проектов, которые могут быть начаты сразу, то есть для их начала не требуются результаты других проектов. Предположим, что это проекты 1 и 3. На график наносятся ленты, соответствующие их длительности. Проект 2 может быть начат только по окончании проекта 1. Поэтому момент его начала совпадает с моментом окончания проекта 1. От этой точки откладывается лента, соответствующая продолжительности проекта 2. Проект 4 начинается после завершения проектов 2 и 3. Как видно из рисунка, проект 2 может быть выполнен раньше, чем проект 3, поэтому реально его результат потребуется позже. Это означает, что по проекту 2 имеется резерв и момент его начала может быть сдвинут на величину резерва.

Процедура составления графика в дальнейшем аналогична описанной выше. Из рисунка видно, что проект 7 начинается после завершения проекта 4; проект 6 – после проекта 5; проект 8 — после окончания проектов 6 и 7, причем по проекту 6 имеется резерв времени.

График Гантта наглядно показывает, что сбои в сроках реализации одного проекта отражаются на всей «цепочке» и неминуемо ведут к другим сбоям. Таким образом, четкое представление о связях между действиями позволяет заранее предвидеть проблемы, которые могут возникнуть вследствие возникающих отклонений от плана, и принять необходимые меры, то есть сделать управление прогностичным. Для единичного проекта при необходимости ленточная диаграмма разрабатывается аналогичным образом, только для действий по его реализации.

Одним из существенных ограничений в реализации данного комплексного проекта является то, что он должен быть привязан к учебному году. Поэтому планирование этого нововведения должно отталкиваться от срока начала обучения по новой образовательной программе. Если после составления ленточной диаграммы окажется, что к требуемому сроку все подготовительные работы не могут быть закончены, тогда нужно решать, как можно сократить время разработки и реализации каких-то подготовительных работ или же увеличить число участников проектов, находящихся на критическом пути, обеспечив выполнение ряда работ в рамках их реализации параллельно.

Когда укрупненный план-график в виде ленточной диаграммы будет составлен, его можно преобразовать его в табличную форму (см. табл. 4.2). В строки столбца «Проекты» вписываются наименования всех единичных проектов изменений, входящих в структуру комплексного проекта, сроки их начала и окончания, ответственные исполнители и ожидаемые результаты.

Проект и план-график введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения принимается Советом по введению новых ФГОС и утверждается Приказом директора школы (см. Приложение 2).

Результаты этапа. Результаты разработки плана внедрения комплексного новшества включают:

состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано);

ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации);

сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия);

ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).