МКУ "Лужский ИМЦ" — 5.3. Создание программы коррекционной работы в соответствии с требованиям ФГОС
Главная / Без рубрики / 5.3. Создание программы коррекционной работы в соответствии с...

5.3. Создание программы коррекционной работы в соответствии с требованиям ФГОС

Согласно ФГОС, Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении ООП, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Имеющийся опыт проектирования позволяет говорить о том, что программа коррекционной работы может включать в себя пять модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль включает в себя программы изучения ребенка разными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативную деятельность.

Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает на основе диагностических данных создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на повышение уровня профессионального образования педагогов, организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Таковы конструктивные предложения по созданию программы коррекционной работы, реализация которой может включать в себя четыре этапа: концептуальный, проектный, технологический, заключительный.

Первый этап – концептуальный – направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта (учителя начальных классов, психологи, медицинские работники, педагоги-дефектологи). Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы.

Второй этап – проектный – включает подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в структуру программы (карта медико-психолого-педагогического сопровождения детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений).

На третьем этапе – технологическом – осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, учителя физкультуры, дефектолога, логопеда, медицинских работников. Например, учителя за счет часов внеурочной деятельности проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, используя упражнения из УМК «Перспективная начальная школа».

Четвертый этап – заключительный (аналитико-обобщающий) – включает итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию. Следствием коррекционной работы является достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения Образовательной программы.

Показатели эффективности программы коррекционной работы:

- программа включает в себя концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический модули;

- предусматривает разработку перечня, содержания и плана реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

- разработан механизм взаимодействия специалистов в разработке и реализации коррекционных мероприятий;

- предусматривается реализация карт психолого-медико-педагогического сопровождения, диагностических карт школьных трудностей, индивидуальных образовательных маршрутов, дневников наблюдений;

- реализуется программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка;

- промежуточные результаты реализации программы обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах, на заседаниях органов государственно-общественного управления; при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм.