5.Тематическое планирование и особенности проведения уроков по русскому языку
Никитина Л.П.
Большинство школ с малой наполняемостью во 2-4 классах работает по УМК, приближенному к УМК « Школа России», но изучение русского языка традиционно ведётся по программе и учебным пособиям Т. Г. Рамзаевой.
В журнале « Начальная школа» №3 за 2006 год в серии « Библиотечка учителя» (с.1-21) Т. Г. Рамзаева представила « Планирование системы уроков русского языка и речи» (Уроки развития речи включены).
Нами переработан данный вариант планирования (первое полугодие). Он позволяет отследить совпадающие темы и скорректировать учебный процесс. Так в первой четверти во 2, 3 и 4 классах совпадают или почти совпадают темы уроков № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Можно провести эти уроки как однопредметные, объединив темой « Слово, предложение, текст». Ряд тем совпадает во 2, 3, 4 классах или в двух из них, но эти уроки отстоят друг от друга во времени. По усмотрению учителя, возможно совмещение ряда тем для организации разновозрастного сотрудничества в форме парной, групповой работы. Темы уроков в первом классе не интегрируются с темами 2-4 классов. Часть урока учитель работает с первоклассниками, часть урока с учащимися 2-4 классов. Разновозрастное сотрудничество организуется только на отдельных этапах урока. Во 2-4 классах возможно следующее совмещение тем.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Первая четверть |
|||
|
Раздел «Повторяем то, что мы знаем»(5 часов): №1,2 – Учебник «Русский язык» как средство обучения родному языку и речи. Текст и предложение в нашей речи |
Раздел «Повторение изученного во 2 классе»(16 часов): №1 – Текст, предложение, слово – единицы языка и речи; №2 – Обобщение знаний о предложении |
Раздел «Повторение изученного»(20-23 часа): №1 – Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания; №2 – Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
№3 – Слово и предложение – единицы речи |
№3 – Текст – единица языка и речи |
№3 – Связь слов в предложении. Словосочетания |
|
№4 – Слово и слог. Гласные и согласные звуки |
№4 – Слова, называющие предметы (имена существительные), признаки предметов (имена прилагательные), действия предметов (глаголы) |
№4 – Текст. Виды текстов |
|
№5 – Упражнения в делении слов на слоги и чётком произношении слогов |
№5 – Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении |
№5 – Звуки и буквы. Алфавит. Слоги |
|
Раздел « Речь»(4 часа): №6 – Речь в жизни человека |
№6 – Имена собственные. Заглавная буква |
№6 – Тема и заголовок текста. Сочинение по рисунку и опорным словам |
|
№7 – Речь устная и письменная |
№7 – Однокоренные слова |
№7 – Работа над ошибками |
|
№8,9 – Выделение предложений в устной и письменной речи |
№8 – Звуки и буквы. Гласные буквы е,ё,ю,я. №9 – Слово и слог. Перенос слов |
№8 – Однокоренные слова. Корень слова; №9 – Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова |
|
Раздел « Звуки и буквы»(9 часов): №10 – Особенности звуков и букв |
№10 – Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Разделительный ь. |
№10 – Правописание гласных и согласных в корнях слов (обобщение правил) |
|
№11 – Гласные и согласные звуки |
№11 – Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк |
№11 – Упражнения в правописании гласных и согласных в корнях слов, в точном употреблении слов в тексте |
|
№12 – Гласные звуки и обозначение их буквами |
№12 – Текст и его части. Связь между частями текста. Разделительный ь. |
№12 – Упражнения в написании корня слов |
|
№13 – Слова с буквой э в начале слова |
№13 – Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами |
№13 – Упражнения в написании слов с непроизносимыми и двойными согласными |
|
№14 – Письменные ответы на вопросы к тексту |
№14 – Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Сопоставление правил проверки парных согласных на конце слова и безударных гласных в двусложных словах |
№14 – Приставки и предлоги. Правописание приставок |
|
№15 – Речевой этикет. Слова-приветствия |
№15 — Диктант |
№15 — Разделительные ь и ъ |
|
№16 – Согласные звуки и обозначение их буквами |
№16 – Работа над ошибками. Упражнения в построении предложений и написании слов на изученные правила. |
№16 – Структура повествовательного текста. Красная строка. Изложение зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану |
|
№17 – Согласный звук й’ и буква й |
Раздел «Предложение» (11 часов): №17 – Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения |
№17 – Работа над ошибками |
|
№18 – Контрольное списывание с делением сплошного текста на предложения |
№18 — Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложение в структуре текста. Связь между заголовком и концовкой текста |
№18 – Части речи (сопоставление). Род имён существительных |
|
Раздел «Гласные и, а, у после шипящих.Сочетания чн, чк»(12 часов): №19 – Шипящие согласные звуки ж, ш, ч’, щ’. Написание слов с сочетаниями жи, ши |
№19 – Восклицательные предложения |
№19 – Склонение имён существительных |
|
№20 – Слова с сочетаниями жи, ши |
№20 – Упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений |
№20 – Имя прилагательное |
|
№21 – Упражнения в написании слов с сочетаниями жи, ши |
№21 – Письменная передача содержания текста, точное употребление слов в предложении |
№21 – Глагол как часть речи |
|
№22 – Устное сочинение по серии картинок. Наблюдение за делением текста на части и соответствием заголовка и текста. Списывание текста |
№22 – Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении |
№22 – Контрольный диктант |
|
№23 — Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу |
№23 – Упражнения в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения |
№23 – Работа над ошибками. Повторение сведений о глаголе |
|
№24, 25 — Упражнения в написании слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу |
№24 – Словосочетание. №25 – Предложение и словосочетание |
Раздел «Однородные члены предложения»(10 часов): №24 – Однородные члены предложения (общее понятие); №25 – Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления |
|
№ 26 – Слова с сочетаниями чн, ЧК |
№ 26 – Сочинение по материалам экскурсии в парк |
№26 – Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов (закрепление). Запятая между однородными членами |
|
№ 27 — Слова с сочетаниями чн, чк, чт |
№ 27 — Работа над ошибками |
№27 – Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными без союза или союзом и (закрепление) |
|
№ 28 – Обобщающий урок по теме «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк, чт |
Раздел «Текст»(3 часа): № 28 – Текст. Тема текста |
№28 – Предложения с однородными членами, соединёнными союзами а, но |
|
№ 29 – Диктант |
№ 29 – Основная мысль текста |
№29 – Упражнения в составлении предложений с однородными членами |
|
№30 – Работа над ошибками |
№30 – Заголовок текста |
№30 – Упражнения в анализе, составлении и написании предложений с однородными членами, соединёнными как при помощи союзов, так и без союзов |
|
Раздел « Алфавит» (2 часа): № 31,32 – Алфавит или азбука |
Раздел «Состав слова» (15 часов): №31 – Корень. Однокоренные слова (два признака однокоренных слов); №32 – написание корня в однокоренных словах |
№31 – Употребление в повествовательном тексте предложений с однородными сказуемыми. Изложение; №32 – Анализ изложений и работа над ошибками |
|
Раздел « Слово и слог. Перенос слов»(6 часов): № 33 – Слово и слог |
№33 – Понятие об окончании и его роли в речи |
№33 – Обобщение знаний об однородных членах предложения |
|
№ 34 – Деление слов на слоги |
№34 – Роль окончания и предлога в предложении |
Раздел «Текст»(4 часа): №34 – Тема и основная мысль текста |
|
№ 35 — Упражнения в делении слов на слоги. Повторение слов с непроверяемыми гласными (слова из словаря) |
№ 35 – Сочинение по серии картинок |
№ 35 – Заголовок текста |
|
№ 36 — Перенос слов |
№ 36 — Работа над ошибками. Упражнения в подборе и написании однокоренных слов |
№ 36 – План текста |
|
№ 37 – Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой й в середине |
№ 37 – Общее понятие о приставке и суффиксе |
№ 37 – Изложение по самостоятельно составленному плану |
|
№ 38 — Перенос слов |
№ 38 – Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова |
Раздел « Имя существительное»(44-47 часов): №38 – Упражнения в склонении имён существительных и в распознавании падежей |
|
Раздел «Предложение и текст»(12 часов): №39 – Предложение как единица речи |
№ 39 – Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов |
№ 39 – Распознавание падежей имён существительных. Несклоняемые имена существительные. |
|
№ 40 – Знаки препинания в конце предложения |
№ 40 – Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок |
№ 40 – Именительный падеж имён существительных |
|
№ 41 – Общее понятие о главных членах предложения |
№ 41 – Обобщение знаний о составе слова. Упражнения а разборе слов по составу |
№ 41 – Родительный падеж имён существительных |
|
№ 42,43 — Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое |
№ 42 – Диктант; №43 — Работа над ошибками. Упражнения в образовании однокоренных слов, разборе предложений по членам |
№ 42 – Дательный падеж имён существительных; № 43 – Винительный падеж имён существительных |
|
№ 44 – Диктант за I четверть |
№ 44 – Структура текста. Изложение текста по вопросам |
№ 44 – Творительный падеж имён существительных |
|
№ 45 — Работа над ошибками |
№ 45 — Работа над ошибками |
№ 45 – Составление текста по серии иллюстраций |
Вторая четверть |
|||
|
№ 46 — Общее понятие о тексте |
Раздел «Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне» (9 часов): № 46 – Правописание безударных гласных, глухих и звонких согласных в корне |
№ 46 — Работа над ошибками. Закрепление знаний о творительном падеже имён существительных |
|
№ 47 – Виды текстов: повествование, описание, рассуждение |
№ 47 – Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова |
№ 47 – Предложный падеж имён существительных |
|
№ 48 – Структурные части текста-повествования. Изложение зрительно воспринятого текста |
№ 48 – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне |
№ 48 – Повторение сведений о падежах имён существительных |
|
№ 49 — Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение материала раздела |
№ 49 – Обучающее изложение |
№ 49 – Распознавание именительного и винительного, винительного и предложного падежей |
|
№ 50 – Составление устного рассказа по картинкам. Изложение на ту же тему по плану |
№ 50 – Работа над ошибками. Упражнения в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне |
№ 50 – Структура повествовательного текста. Изложение |
|
Раздел «Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме» (8 часов): № 51 – Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами |
№ 51 – Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне |
№ 51 – Контрольный диктант |
|
№ 52 – Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука |
№ 52 – Составление текста по картинке и опорным словам. – Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне |
№ 52 – Три типа склонения имён существительных в единственном числе |
|
№ 53,54 – Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова |
№ 53 – Контрольный диктант; № 54 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне |
№ 53 – Упражнения в определении склонений имён существительных; № 54 – – Ударные и безударные окончания имён существительных в единственном числе |
|
№ 55 – Слова-приветствия. Сопоставление слов, в которых мягкость согласных обозначается ь и не обозначается |
Раздел «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»(18 часов): № 55 – Какие гласные буквы требуют проверки и какие слова являются проверочными |
№ 55 – Проверка безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения |
|
№ 56 – Правописание и перенос слов с мягким знаком |
№ 56 – Правило проверки безударных гласных в корне |
№ 56 – Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже |
|
№57 – Изложение текста по вопросам |
№57 – Обобщение знаний о двух способах проверки безударных гласных в корне |
№ 57 – Повествовательный текст с элементами описания. Изложение |
|
№ 58 — Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний способах обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с ь в середине |
№ 58 – Сочинение по картинке «Зимние забавы детей» |
№ 58 – — Работа над ошибками. Упражнения в правописании имён существительных в родительном падеже |
|
Раздел « Звонкие и глухие согласные звуки» (5 часов): № 59 – Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твёрдости |
№ 59 — Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне |
№ 59 — – Правописание окончаний имён существительных 1 и 3 склонений в дательном падеже |
|
№ 60 – Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов |
№ 60 – Слова с проверяемыми гласными в корне |
№ 60 – Правописание имён существительных в родительном и дательном падежах; |
|
№ 61,62 – Способ проверки парных согласных на конце слова |
№ 61 – (резервный урок) Слова с проверяемыми безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными в корне; № 62 – Изложение повествовательного текста |
№ 61 – Сравнение окончаний в родительном и дательном падежах № 62 – Родительный и винительный падежи имён существительных |
|
№ 63 – Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. Контрольное списывание |
№ 63 – Работа над ошибками. Закрепление знаний о предложении и написании корня слова |
№ 63 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже |
|
Раздел «Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах» (11 часов): № 64 – Ударение. Ударный и безударный слог |
№ 64 – Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё |
№ 64 – Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже |
|
№ 65 – Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах |
№ 65 – Диктант |
№ 65 – Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже |
|
№ 66 – Особенности проверочного слова |
№ 66 – Работа над ошибками. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне |
№ 66 – Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже |
|
№ 67 – Проверка безударных гласных в двусложных словах |
№ 67 – Проверка слов с двумя безударными гласными в корне |
№ 67 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах |
|
№ 68 – Связь между предложениями в тексте. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах |
№ 68 – Правописание слов с безударными гласными в корне |
№ 68 – Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах |
|
№ 69 — Проверка безударных гласных в двусложных словах. Текст и предложение |
№ 69 – Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне |
№ 69 – Упражнения в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных |
|
№ 70 — Упражнения в написании слов с проверяемыми безударными гласными |
№ 70 — Правописание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне |
№ 70 – Связь между частями текста. Изложение с продолжением |
|
№ 71 — Проверка безударных гласных в двусложных словах |
№ 71 — Диктант |
№ 71 — Работа над ошибками. Упражнения в написании окончаний имён существительных |
|
№ 72 — Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста |
№ 72 — Работа над ошибками. Упражнение в анализе и составлении текста-описания |
№ 72 — Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах |
|
№ 73 – Диктант |
Раздел «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»(7 часов): № 73 – Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными |
№ 73 – Диктант |
|
№ 74 – Работа над ошибками |
№ 74 – Правописание слов с непроизносимыми согласными |
№ 74 – Работа над ошибками. Множественное число имён существительных |
|
Раздел «Разделительный ь» (7 часов): № 75 – Понятие о разделительном ь |
№ 75 – Правописание слов с непроизносимыми согласными |
№ 75 – Склонение имён существительных во множественном числе. Распознавание именительного и винительного падежей |
|
№ 76 – Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака |
№ 76 – Проверка слов с непроизносимыми согласными |
№ 76 – Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода в именительном и винительном падежах множественного числа |
|
№ 77 — Упражнения в написании слов с разделительным ь и ь-показателем мягкости согласных |
№ 77 — Контрольный диктант |
№ 77 – Родительный падеж множественного числа имён существительных |
|
№ 78 — Упражнения в написании слов с ь |
№ 78 — Работа над ошибками. Составление новогоднего поздравления |
№ 78 — Родительный падеж множественного числа имён существительных |
|
№ 79 – Проверка знаний о разделительном ь и ь-показателе мягкости согласных |
№ 79 – Обобщение правил о правописании корня |
№ 79 – Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа имён существительных |
|
№ 80 – Диктант за II четверть |
Раздел «Обобщение правил о правописании корня» (2 часа): № 80 – Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных |
№ 80 – Контрольный диктант |
|
№ 81 — Работа над ошибками |
№ 81 – Изложение с использованием памятки |
№ 81 – Анализ диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Написание новогодних поздравлений |
Нами разработан вариант проекта урока, учитывающий принципы развивающего обучения.
Урок русского языка в разновозрастном классе
Тема «Речь. Текст. Тема текста» (2-4 кл.)
2 кл. «Общее понятие о тексте»
3 кл. «Текст. Тема текста»
4 кл. «Текст. Тема и основная мысль текста»
Задачи:
Образовательные:
закрепление признаков понятий «устная и письменная речь», и
«предложение»;
выявление особенностей текста;
обобщение знаний о тексте;
определение темы текста;
сопоставление понятий «тема» и «основная мысль» текста;
обучение определению в данных текстах темы и основной
мысли.
Воспитательные:
формирование умений слушать друг друга, помогать друг другу, уважать мнение товарищей;
Формы работы на занятии: смешанные пары, пары постоянного состава, разновозрастная микрогруппа.
План занятия
Этапы занятия |
Время (мин.) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
|
|
|
|
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|
1. Оргмо-мент. |
1 |
Проверяет готовность к занятию. |
Образуют смешанные пары. |
||||
2. Минутка каллиграфии. |
5 |
Объясняет задание (приложение 1). |
Разновозрастный диалог. Выполняют задания учителя. Составляют цепочку для записи. Записывают. Взаимопроверка. |
||||
3. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи. |
3 |
Задает вопросы, ставит учебную задачу (приложение 2). |
Отвечают на вопросы учителя. |
||||
4. Объяснение нового материала. |
15 |
Объясняет задание (приложение 3). |
Выполняют задание по карточке. |
||||
|
|
Во время ответов на вопросы составляет на доске схему-опору (приложение 4). |
Отвечают на 1,2 вопроса Незнайки. Определите, раскрыта ли в нем тема? Обсуждение текста. Что такое тема текста? |
||||
|
|
Читает текст (приложение 5). Объединяет учеников в микрогруппы. |
Составляют свой текст на тему «Золотая осень». На доске репродукции картины Левитана «Золотая осень». Выступают представители групп. Обсуждают, раскрыта ли тема. Кто ответит на вопрос Незнайки? |
||||
5. Закрепление изученного. |
20 |
|
. |
Что еще знаем о тексте? Из каких частей состоит? Как они оформляются на письме? |
|||
|
|
Продолжает фронтальную — беседу со 2, 3,4 кл. |
|
|
|||
|
|
Объясняет задание 2 кл, 3 кл. |
|
|
|||
|
|
Проверяет работу 2, 3 кл. |
|
|
|||
|
|
Направляет работу учащихся. |
|
Самостоятельно |
Коллективное обсуждение упр. 103. |
||
|
|
|
- |
Упр. 137 |
Упр.109. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение темы и выявление основной мысли — текста. Самостоятельно по карточке упр. 105 (приложение 7). |
|
6. Итог урока. Рефлексия |
3 |
Помогает сделать общий вывод по схеме. |
Давайте расскажем Незнайке, что мы сегодня узнали |
||||
. |
|
Слушает ответы.. |
Начинают рассказ |
|
Продолжают рассказ |
Продолжают рассказ |
|
|
|
|
Что особенно понравилось на занятии? |
Приложение 1
1. Разгадать ребусы:
тире, пенал, подарок, сосна, трава.
2. Запишите в соединении «заглавная — строчная буква»
из первого слова — букву, обозначающую мягкий согласный звук;
из второго — букву, обозначающую безударный гласный звук;
из третьего — букву, обозначающую глухой согласный звук;
из четвертого — букву, обозначающую глухой согласный звук;
из пятого — букву, обозначающую глухой согласный звук.
Приложение 2
Прочитайте слово, которое у вас получилось. Тт Ее Кк Сс Тт
О чем мы будем говорить на уроке? Кто пришел к нам на урок? (Незнайка) Прочитайте его вопросы. (Плакат на доске) Что такое речь? Что такое предложение? Что такое текст? Что такое тема текста? Что такое основная мысль текста?
Приложение 3
Прочитайте. Является ли запись текстом? Докажите.
Как чудесно весной! Синеет высокое небо. Бегут говорливые ручейки.
Приложение 4
Текст
Одно или несколько предложений, связанные между собой по смыслу.
Тема текста
Называет то, о чем говорится в тексте. Основная мысль
Главное в тексте; выражает отношение автора к тому, что он говорит.
Приложение 5
Золотая осень.
Все реже греет осеннее солнышко. Грустный стоит лиственный лес. Листочки облетели. Резкий осенний ветер качает голые ветки. Солнечные дни редки. Всюду грязь и слякоть. Ненастная погода. Холодно!
Приложение 6
-
Прочитайте текст упр. 105.
-
Определите тему.
-
Найдите устаревшие слова. Объясните их значение.
-
Какова основная мысль текста?
-
Озаглавьте текст.
-
Запишите заголовок.
-
Перечитайте еще раз текст и по опорным словам, расскажите друг другу. (Из одного куска железа; один пошел на работу, а другой, лежал без дела; бывший у земледельца; блестел как серебро; пролежавший без всякого дела, покрылся ржавчиной; отчего ты так блестишь, от труда).
-
Запишите текст.