МКУ "Лужский ИМЦ" — 6.2. Использование вариативных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга
Главная / Без рубрики / 6.2. Использование вариативных методов и форм оценивания, взаимно...

6.2. Использование вариативных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга

Данное требование обусловлено необходимостью оценки не только предметных, но и метапредметных результатов, изучением личностных изменений школьников.

Объектом изучения личностных результатов являются самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Личностные результаты выпускников не подлежат итоговой оценке. Среди них – ценностные ориентации, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения), характеристику социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм), индивидуальные психологические характеристики личности и другие.

Изучение личностных результатов осуществляется только в ходе внешних мониторинговых процедур или по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей).

Объект оценки метапредметных результатов – сформированность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, осуществление, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Познавательные УУД – общеучебные, знаково-символические, информационные, логические.

На ступени начального общего образования основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Уровень сформированности метапредметных результатов может быть качественно оценен и измерен в результате выполнения:

– специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

– учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

– комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и выполнения итоговых проверочных работ.

Критерии эффективности системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов (с учетом предложений З.А. Кокаревой, к.пед. наук, доцента Вологодского педагогического колледжа) :

наличие и реализация в каждом образовательном учреждении положения о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования;

использование разнообразных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга: стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; интегрированные контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; диагностические задания; самоанализ и самооценка;

реализация основных принципов оценивания:

критериальность — критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов;

суммативность оценки – возможность суммирования результатов;

приоритет самооценки обучающегося, она должна предшествовать оценке учителя;

гибкость и вариативность форм оценивания результатов;

оценочная безопасность — информация о целях, содержании, формах и методах контроля и оценки должна быть доведена до сведения учащихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

- реализация следующих видов контроля:

- стартовый (предварительный) контроль — имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения.

контроль по результату (урока, темы, раздела, курса) — проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

    1. итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.