МКУ "Лужский ИМЦ" — 6. Из опыта работы образовательных организаций
Главная / Без рубрики / 6. Из опыта работы образовательных организаций

6. Из опыта работы образовательных организаций

6.1. Региональный компонент дошкольного образования в МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» как одно из условий патриотического и гражданского воспитания детей

Трунёва Людмила Васильевна,

заместитель заведующего по воспитательной работе

МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

 В 2015-2016 учебном году в работе с детьми педагоги МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» особое внимание уделяли патриотическому воспитанию, формирующему эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру, родному краю.

Эффективно эту задачу педагогический коллектив решал при реализации Программы по краеведению «Люби и знай родной свой Лужский край». Это авторская Программа, разработанная участниками образовательных отношений (педагогами ДОУ), часть основной образовательной Программы ДО.

В «Концепции воспитания в Ленинградской области» отмечено, что «становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды.  Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, педагоги, друзья, соседи), их отношения, природное историческое и культурное своеобразие региона».

Одной из главных задач педагоги ДОУ считают приобщение детей к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям. На познание его прошлого и настоящего направлена Программа по краеведению «Люби и знай свой Лужский край».

Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию у дошкольников основ краеведческой культуры и   высоких моральных качеств.

Реализацию регионального содержания образования педагоги ДОУ осуществляют в трёх направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Отличительной особенностью данной Программы является её практическая значимость: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность, создание единого образовательного пространства: детский сад – семья в интересах ребёнка.

В результате этой совместной деятельности в детском саду создан мини-музей «Моя малая Родина». Разработаны и реализованы совместные проекты: «Прошлое и настоящее моего города», «Природа моего края», «Их имена носят улицы моего города», «Правнуки Победы о поколении Победителей». Результатом данного проекта явилась «Книга памяти», созданная совместно детьми и взрослыми.

Успешной реализации Программы по краеведению способствовало активное взаимодействие ДОУ с социумом: детской библиотекой, городским выставочным залом, Лужским историко-краеведческим музеем. Музей и ДОУ реализуют совместный проект «Лужский край – вчера, сегодня, завтра» — цикл интерактивных краеведческих занятий для детей 5-7 лет (срок реализации – 2 года).

Воспитанники ДОУ получают начальную историческую, краеведческую, познавательную информацию о родном крае в форме интерактивных игр и прикладных мастер-классов. Встречи с детьми, организованные музеем, проходят на территории музея, детского сада или города.

Введение регионального содержания позволило педагогам ДОУ организовать систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания, развивать познавательную активность, творческие способности, осуществлять интеграцию общественного и семейного образования.

 

6.2. Как работать с родителями учеников.

Несколько рецептов и практических советов.

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. Воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…

Рецепт первый:

Сделайте родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками.

Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – очень нужные и важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. При этом ни в коем случае не следует бесконечно просить с родителей учеников денег на разные нужды. Гораздо лучше организовать их помощь нам в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Организовываете мероприятие, вечер, олимпиаду – обращайтесь за помощью к родителям учащихся. Распишите максимально подробно, кто за что отвечает. Наверняка, среди родителей ваших учеников найдётся инициативная группа, которая не откажет вам в помощи, и станет вашей группой поддержки.

Очень поможет в вашей учительской работе постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Заведите привычку в экстренных или каких-то важных ситуациях, в трудных случаях обзванивать родителей учащихся по вечерам. Несколько ваших учеников прогуливают уроки? Сразу же за этим должна следовать немедленная реакция учителя – вечерние звонки домой прогульщикам. Плохие результаты важного теста, слабая успеваемость – звоните родителям. Не оставайтесь с проблемами один на один, тем более это – не совсем ваши проблемы, а вернее сказать, совсем не ваши проблемы. Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями учащихся.

Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел своих детей. Так давайте постоянно вводить их в курс дела. Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей некогда.

Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети. Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Ведь наши ученики, к счастью, не сироты. Так что максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения. И поймите, это – не телефонные вечерние жалобы, а поиск помощников и соратников в вашем нелёгком деле. Да и потом, кому как не родителям следовало бы заниматься своими детьми и быть в курсе всех их дел?

Так давайте их к этому мягко и умно привлекать, используя современные средства связи. Да и, наконец, это – ваша обязанность, держать родителей в курсе дел их детей. Уверяю вас, постоянные вечерние обзванивания родителей проблемных детей во многом решат проблемы с ними. По крайней мере, мы, учителя, должны хотя бы попытаться разделить ответственность за учащихся, повешенную на нас обществом и системой образования, с их родителями. Они ответственны за своих детей в большей степени, чем мы, педагоги.

Филологическая объяснялка.

Английское выражение: to row (sail) in the same boat with somebody.

Дословный перевод: плыть на одной лодке с кем-либо.

Русский эквивалент: действовать сообща, быть связанным общим делом с кем-то.

Помните, уважаемые коллеги, что с родителями учащихся надо плыть на одной лодке.

Рецепт второй:

Используйте родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также о проблемах воспитания подрастающего поколения.

Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести умную, содержательную беседу с родителями своих учеников. Мы же, как правило, на родительских собраниях ограничиваемся простым перечислением фамилий учеников с оглашением их текущих оценок. При этом мы сопровождаем всё это своими комментариями, резкими замечаниями и указаниями.

Рецепт третий:

Время от времени устраивайте для родителей учеников открытые уроки по своему предмету.

Я преподаю английский язык. Лично у меня именно после таких уроков, когда родители почувствовали всю сложность изучения иностранного языка, отношения с ними каким-то чудесным образом не просто улучшились, но и потеплели. Ведь, согласитесь, уважаемые коллеги, мы с вами большую часть времени работаем за закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические усилия учителя по вкладыванию знаний в головы учеников. Мало кто из них представляет себе, что значит на одном уроке запомнить 5-7 новых слов, прочитать иностранный текст и ответить на вопросы, написать короткий диктант и выучить новую грамматическую структуру. Не надо нам, учителям, боятся всё это родителям учеников наглядно продемонстрировать. Когда они уйдут с нашего открытого урока, почти ничего там не поняв и ничего с этого урока не запомнив (я всегда их спрашиваю после урока повторить изученные там слова!), то, поверьте, их отношение изменится, хоть чуть-чуть.

Сделайте традицией, приглашать родителей на свой урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо. Для отчаянно смелых педагогов предлагаю провести урок преподаваемого вами предмета С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ. Их дети пусть же при этом сидят гостями на таком необычном уроке где-то в конце класса.

Рецепт четвёртый:

Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на собраниях.

Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мне кажется, с распечатыванием и копированием материалов сейчас проблем нет. Мне также кажется, мы не используем этот ресурс в должной мере для работы с родителями. Ну, представьте себе, уважаемые коллеги, кто из родителей ваших учеников, придя с работы домой, возьмётся читать книги по педагогике и воспитанию детей. Представили? А мы, учителя, можем раздавать им самые интересные материалы по этой тематике прямо на родительских собраниях. При чём, не стоить копировать и раздавать родителям скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым ярким языком и заставляют о многом задуматься.

Разумеется, уважаемые коллеги, я не врач, чтобы прописывать вам рецепты. Я абсолютно уверена, что вы найдёте и другие СВОИ формы работы с родителями. Главное, что мы с вами должны научится использовать эту силу (силу родителей) в мирных целях и на пользу учебному процессу и детям.

Я уверена, превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью, своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто благородством души. Такова уж наша учительская судьба – продолжать учить детей и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не прибавляться, но света и добра вокруг должно непременно увеличиваться.

Так что, уважаемые коллеги, хватит жаловаться и сетовать на трудности учительской жизни. Вместо этого пойдёмте в класс. Пойдёмте сеять!

Успехов! 

Об авторе. Алина Сергеевна Бикеева — автор книг для учителей и родителей. Ее книги можно купить в магазинах OZON.ru и Лабиринт:

А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.

А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.

А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.

А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.

А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.

А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь