6.Содержание
6. 1.ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ
Духовно – нравственнее воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный, противоречивый процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество.
Ценностными ориентациями являются внутренняя созидательная сила, воля – это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для неё формам поведения. Нравственные ценностные ориентации личности – это сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:
- когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения;
- мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов;
- эмоциональный, предполагающий принятие нравственных идеалов общества;
- деятельный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества.
«Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках.
6.2.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УУД – это способность обучающегося
к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта:
- усвоение нравственных качеств человека (верность, вежливость, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, трудолюбие, терпимость, уважение к старшим, человечность, честность, чуткость);
- умение разбираться в понятиях: дружба, забота, добро, добро и зло, правда и ложь, этика, этикет, корысть, манеры, культурный человек, чувство, любовь, влияние, вера, надежда;
- усваивать понятия: Родина, патриот, герой, подвиг, право, обязанность, малая родина, ответственность
Нравственно – этическая ориентация включает:
- уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- отказ от деления на «своих» и « чужих»;
- развитие этических чувств (стыда, вины, совести);
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность);
-формирование моральной самооценки,
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
-развитие эмпатии и сопереживания;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;
- формирование чувства прекрасного.
6.3.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
Человек находится в постоянной связи с социумом. Каждый наш поступок оказывает влияние на других людей и вызывает оценку со стороны окружающих. В ходе оценки мы пользуемся таким понятием, как «мораль». В зависимости от того, в какой мере человек соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне нравственности человека.
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что главное желание младшего школьника – желание «быть хорошим». Поэтому в воспитательной работе надо опираться на эту замечательную черту детской личности, отводя значительное место игровой деятельности. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда, заботы и понимания, формируются и проявляются различные качества личности ребёнка.
Я В ШКОЛЕ:
- ученик (ученица)
-товарищ
- одноклассник
- помощник учителя
- дежурный
-командир
- цветовод
- член спортивной команды
- участник конкурса
- друг
- оформитель
- член кружка
Я ДОМА:
- сын (дочь)
- внук (внучка)
- брат (сестра)
- шалун
- зритель
- любитель животных
- помощник родителей
Я ВЫШЕЛ ИЗ ДОМА:
- гражданин
- прохожий
- покупатель
- пассажир
- житель города
- пешеход
- велосипедист
- огородник
- драчун
- сосед
- гость
- отдыхающий
7.МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данную программу использую в своей практической деятельности. Она включает в себя все стороны жизни школьника:
- учебную,
- внеучебную,
- семейную.
Главная её идея: не навязывать ученику нравственные идеалы, а создать условия для того , чтобы он ориентировался в ценностях общества, вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т. е. умел рефлексировать, выстраивать своё поведение с позиции усвоенных им правил и мог поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. При этом учитель – это консультант, действующий под лозунгом «Я вместе с вами!»
Модель включает два основных блока:
1блок – направления развития духовно – нравственного воспитания детей.
2блок – система программных мероприятий.
7.1.НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.Я и моя семья.
2.Я – гражданин России.
3.Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
4.Здоровье – это здорово!
5.Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.
Задачи каждого раздела
1.Я и моя семья.
- помочь каждому ребёнку осознать свою роль в семье;
- воспитывать уважение к семейным традициям, старшему поколению;
- внедрять в семейное воспитание традиции народной педагогики
2.Я – гражданин России.
- формировать чувство сопричастности к истории своей Родины, гордости за свой народ;
- формировать осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
- развивать доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
3.Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
- воспитывать положительное отношение к труду;
- приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры;
- создавать условия для творческого самовыражения личности детей
4.Здоровье – это здорово!
- формировать установки на здоровый и безопасный образ жизни; нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
- учить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении
5.Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.
- формировать умение сохранять заданную цель, умение контролировать свою деятельность по результату;
- формировать осознанную самооценку;
7.2.Система мероприятий по реализации данной программы
2класс
Я и моя семья
-«Праздник первого звонка»
- Конвенция ребёнка «Мои права»
- Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»
- Конкурс рисунков « Я и моя мама»
- Операция « Добрые дела для моего дома»
- Занятие «Твоё настроение»
- Занятие « Твои чувства»
Поездки вместе с родителями на занятия в Эрмитаж
- приглашение во дворец
- средства передвижения
- часы
- русский интерьер.
Посещение с родителями
- детского театра на Неве
- океанариума
- дельфинария
- цирка
Родительское собрание «Наши успехи» с просмотром клипа « Наши достижения»
Я – гражданин России
-Изучение символики России.
- Конституция – основной закон нашей жизни.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Классный час «Как хорошо быть полезным!»
- Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придёт никогда!»
- Азбука гражданина «Я – примерный гражданин России»
- Экскурсия в школьный музей.
- Во имя Отечества « Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны»
- Конкурс чтецов « Нет войне!»
- Архивные раскопки «Улицы города Луги»
- Библиотечный урок «Нам не помнить об этом нельзя!»
- Занятие «Твои поступки»
- Путешествие по Луге – городу Воинской Славы
- Родительское собрание «С чего начинается Родина?»
Дерево сильно плодами, а человек – трудом
- «История о том, что значит учиться»
- Выставка творческих работ «Мои увлечения»
- Классный час «Хочешь хорошо учиться — занимайся любимым делом!»
- « Наши руки не знают скуки!» / подарки для близких/
- Встреча с родителями « Рассказы о профессиях»
- Конкурс « Самая лучшая классная комната»
- Занятие «Твои привычки»
- Шкатулка добрых дел «За что я отвечаю?»
- Работа волшебной фабрики Деда Мороза.
- Акция «Мы – друзья птиц!»
- Экскурсии на выставки детского творчества.
-Классный час « Как хорошо быть полезным!»
- Родительское собрание «Кто любит труд, того люди чтут»
Здоровье – это здорово
-Занятие « Как ты растёшь?»
-Практическое занятие « Как правильно есть? Как правильно накрыть стол?»
-Диагностика « Мой характер»
- Операция «Добрые дела»
- «Весёлые старты»
- Тест « Как ты к себе относишься?»
- Конкурс газет «Как ты к себе относишься?»
- Этические беседы « Недопустимость кличек и прозвищ»
- Полезные и вредные привычки
- Конкурс «Здоровье и дружная семья»
- Участие в соревнованиях по футболу, художественной гимнастике, карате, лёгкой атлетике
- Методика незаконченных предложений… « Я хочу…»
- Азбука закаливания « Народные средства для здорового детства»
- Родительское собрание « Здоровый ребёнок – хороший ученик»
- Проект «7апреля — Всемирный День Здоровья» «Спасём окружающий мир»
Счастье не в воздухе вьется, а трудом достаётся
Занятия: «Твоё настроение»
-«Как изменить настроение?»
- «Что ты знаешь о себе?»
- «Твои поступки»
- « Твои привычки»
- « Как научиться преодолевать трудности вместе»
- Игры, тренинги
- Классный час « Думай хорошо, и мысли созреют в поступки»
- Праздник «Поговори со мною, Мама!»
- Практикум «Как поступить в данной ситуации?»
- Час откровения « Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости»
- « Научись радоваться успехам одноклассников»
- «Будь здорова, душа»
- Урок « Простой путь к успеху»
- Классный час «Худо тому, кто добра не делает никому»
- Родительский лекторий « Психология общения»
- Круглый стол для родителей « Уроки Д.С.Лихачёва»