МКУ "Лужский ИМЦ" — 6.Содержание
Главная / Без рубрики / 6.Содержание

6.Содержание

6. 1.ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

Духовнонравственнее воспитание рассматривается как общественное явление, представляющее собой сложный, противоречивый процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества, в творчество.

Ценностными ориентациями являются внутренняя созидательная сила, воля – это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для неё формам поведения. Нравственные ценностные ориентации личности – это сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:

- когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения;

- мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов;

- эмоциональный, предполагающий принятие нравственных идеалов общества;

- деятельный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества.

«Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках.

6.2.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УУД – это способность обучающегося

к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта:

- усвоение нравственных качеств человека (верность, вежливость, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, трудолюбие, терпимость, уважение к старшим, человечность, честность, чуткость);

- умение разбираться в понятиях: дружба, забота, добро, добро и зло, правда и ложь, этика, этикет, корысть, манеры, культурный человек, чувство, любовь, влияние, вера, надежда;

- усваивать понятия: Родина, патриот, герой, подвиг, право, обязанность, малая родина, ответственность

Нравственно – этическая ориентация включает:

- уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- отказ от деления на «своих» и « чужих»;

- развитие этических чувств (стыда, вины, совести);

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность);

-формирование моральной самооценки,

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

-развитие эмпатии и сопереживания;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни;

- формирование чувства прекрасного.

6.3.СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

Человек находится в постоянной связи с социумом. Каждый наш поступок оказывает влияние на других людей и вызывает оценку со стороны окружающих. В ходе оценки мы пользуемся таким понятием, как «мораль». В зависимости от того, в какой мере человек соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне нравственности человека.

В.А.Сухомлинский подчёркивал, что главное желание младшего школьника – желание «быть хорошим». Поэтому в воспитательной работе надо опираться на эту замечательную черту детской личности, отводя значительное место игровой деятельности. В ролевых играх, модернизирующих человеческие взаимоотношения, складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда, заботы и понимания, формируются и проявляются различные качества личности ребёнка.

Я В ШКОЛЕ:

- ученик (ученица)

-товарищ

- одноклассник

- помощник учителя

- дежурный

-командир

- цветовод

- член спортивной команды

- участник конкурса

- друг

- оформитель

- член кружка

Я ДОМА:

- сын (дочь)

- внук (внучка)

- брат (сестра)

- шалун

- зритель

- любитель животных

- помощник родителей

Я ВЫШЕЛ ИЗ ДОМА:

- гражданин

- прохожий

- покупатель

- пассажир

- житель города

- пешеход

- велосипедист

- огородник

- драчун

- сосед

- гость

- отдыхающий

7.МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данную программу использую в своей практической деятельности. Она включает в себя все стороны жизни школьника:

- учебную,

- внеучебную,

- семейную.

Главная её идея: не навязывать ученику нравственные идеалы, а создать условия для того , чтобы он ориентировался в ценностях общества, вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т. е. умел рефлексировать, выстраивать своё поведение с позиции усвоенных им правил и мог поступать в соответствии со своими знаниями и убеждениями. При этом учитель – это консультант, действующий под лозунгом «Я вместе с вами!»

Модель включает два основных блока:

1блок – направления развития духовно – нравственного воспитания детей.

2блок – система программных мероприятий.

7.1.НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1.Я и моя семья.

2.Я – гражданин России.

3.Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

4.Здоровье – это здорово!

5.Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Задачи каждого раздела

1.Я и моя семья.

- помочь каждому ребёнку осознать свою роль в семье;

- воспитывать уважение к семейным традициям, старшему поколению;

- внедрять в семейное воспитание традиции народной педагогики

2.Я – гражданин России.

- формировать чувство сопричастности к истории своей Родины, гордости за свой народ;

- формировать осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

- развивать доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

3.Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

- воспитывать положительное отношение к труду;

- приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры;

- создавать условия для творческого самовыражения личности детей

4.Здоровье – это здорово!

- формировать установки на здоровый и безопасный образ жизни; нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- учить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении

5.Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

- формировать умение сохранять заданную цель, умение контролировать свою деятельность по результату;

- формировать осознанную самооценку;

7.2.Система мероприятий по реализации данной программы

2класс

Я и моя семья

-«Праздник первого звонка»

- Конвенция ребёнка «Мои права»

- Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

- Конкурс рисунков « Я и моя мама»

- Операция « Добрые дела для моего дома»

- Занятие «Твоё настроение»

- Занятие « Твои чувства»

Поездки вместе с родителями на занятия в Эрмитаж

- приглашение во дворец

- средства передвижения

- часы

- русский интерьер.

Посещение с родителями

- детского театра на Неве

- океанариума

- дельфинария

- цирка

Родительское собрание «Наши успехи» с просмотром клипа « Наши достижения»

Я – гражданин России

-Изучение символики России.

- Конституция – основной закон нашей жизни.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Классный час «Как хорошо быть полезным!»

- Книжная выставка и обзорная беседа «О тех, кто уже не придёт никогда!»

- Азбука гражданина «Я – примерный гражданин России»

- Экскурсия в школьный музей.

- Во имя Отечества « Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны»

- Конкурс чтецов « Нет войне!»

- Архивные раскопки «Улицы города Луги»

- Библиотечный урок «Нам не помнить об этом нельзя!»

- Занятие «Твои поступки»

- Путешествие по Луге – городу Воинской Славы

- Родительское собрание «С чего начинается Родина?»

Дерево сильно плодами, а человек – трудом

- «История о том, что значит учиться»

- Выставка творческих работ «Мои увлечения»

- Классный час «Хочешь хорошо учиться — занимайся любимым делом!»

- « Наши руки не знают скуки!» / подарки для близких/

- Встреча с родителями « Рассказы о профессиях»

- Конкурс « Самая лучшая классная комната»

- Занятие «Твои привычки»

- Шкатулка добрых дел «За что я отвечаю?»

- Работа волшебной фабрики Деда Мороза.

- Акция «Мы – друзья птиц!»

- Экскурсии на выставки детского творчества.

-Классный час « Как хорошо быть полезным!»

- Родительское собрание «Кто любит труд, того люди чтут»

Здоровье – это здорово

-Занятие « Как ты растёшь?»

-Практическое занятие « Как правильно есть? Как правильно накрыть стол?»

-Диагностика « Мой характер»

- Операция «Добрые дела»

- «Весёлые старты»

- Тест « Как ты к себе относишься?»

- Конкурс газет «Как ты к себе относишься?»

- Этические беседы « Недопустимость кличек и прозвищ»

- Полезные и вредные привычки

- Конкурс «Здоровье и дружная семья»

- Участие в соревнованиях по футболу, художественной гимнастике, карате, лёгкой атлетике

- Методика незаконченных предложений… « Я хочу…»

- Азбука закаливания « Народные средства для здорового детства»

- Родительское собрание « Здоровый ребёнок – хороший ученик»

- Проект «7апреля — Всемирный День Здоровья» «Спасём окружающий мир»

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достаётся

Занятия: «Твоё настроение»

-«Как изменить настроение?»

- «Что ты знаешь о себе?»

- «Твои поступки»

- « Твои привычки»

- « Как научиться преодолевать трудности вместе»

- Игры, тренинги

- Классный час « Думай хорошо, и мысли созреют в поступки»

- Праздник «Поговори со мною, Мама!»

- Практикум «Как поступить в данной ситуации?»

- Час откровения « Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости»

- « Научись радоваться успехам одноклассников»

- «Будь здорова, душа»

- Урок « Простой путь к успеху»

- Классный час «Худо тому, кто добра не делает никому»

- Родительский лекторий « Психология общения»

- Круглый стол для родителей « Уроки Д.С.Лихачёва»