МКУ "Лужский ИМЦ" — ФГОС: что нужно знать педагогу, что родителям
Главная / Без рубрики / ФГОС: что нужно знать педагогу, что родителям

ФГОС: что нужно знать педагогу, что родителям

О.Б. Логинова, Зам. руководителя НОЦ «Просвещение», канд. пед. наук,

С.Г. Яковлева, доцент кафедрыдополнительного и начального

образования Академии АПК и ППРО,канд. пед. наук

«Три источника и три составные части» Стандарта

Согласно действующему Закону «Об образовании» утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования строится как рамочный документ, задающий три системы требований:

1) требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, выступающие как ведущий компонент Стандарта;

2) требования к структуре основной образовательной программы общего образования, определяющие по сути дела организационно-педагогические условия деятельности системы образования;

3) требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, определяющие ресурсные условия деятельности системы образования (рис. 1).

В основе ФГОС общего образования лежат три основных источника:

1) обобщенные согласованные запросы семьи, общества и государства, выраженные в общих положениях стандарта и в первую очередь в так называемом «Портрете выпускнике школы»;

2) фундаментальное ядро содержания общего образования, отражающее представление современной науки, включающее как собственно деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе современной научной картины мира и выраженное в требованиях к структуре и результатам освоения основной образовательной программы общего образования;

3) идеологические воззрения, отражающие ценностно-смысловые ориентиры и выраженные в концепции духовно-нравственного воспитания

Названные социальные, научные и идеологические основы ФГОС предопределяют такие его основные концептуальные и конструктивные особенности, как подход к стандарту как к конвенциональной норме1, ориентацию самого Стандарта и регламентируемого им образовательного процесса на реализацию и достижение ожидаемых результатов образования на основе деятельностного подхода.

Как нетрудно убедиться, и в этом отношении разработанный документ не расходится с исходным замыслом Стандарта. Рассмотрим важнейшие особенности нового Стандарта и вытекающие из них следствия, значимые для организации и ре­ализации образовательного процесса.

 

 

 

Запросы и ожидания Требования к структуре ООП Общие рамки для системы нормативов Организационные и педагогические условия деятельности системы образования
Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты системы образования
Требования к условиям реализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы

 

 

Рис. 1. Три системы требований стандарта

1 То есть как к закону, представляющему собой общественную норму, в отношении которой договариваются все участники процесс; (подобно принятой норме о переходе улицы только на зеленый свет светофора).

Стандарт как общественный договор

Подход к Стандарту как к общественному договору, конвенциональной норме предопределяет следующие конструктивные особенности самого Стандарта и процедур его реализации.

Ведущим компонентом в структуре Стандарта становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП). Ведь именно по этому вопросу (а вовсе не по списку книг, предназначенных для изучения или, например, по тому, какой должна быть школьная форма) возможно — и, что самое главное, необходимо — прояснить и согласовать позиции всех уча­стников образовательного процесса.

Отношение к Стандарту как к договорной норме предопределяет и характер взаимоотно­шений между участниками образовательного процесса. Они должны строиться как партнерские отношения на договорной основе с указанием взаимных прав и взаимной ответственности сторон.

Государство и органы управления образованием несут ответственность за соответствие конечных результатов образовательного процесса социальным ожиданиям, за организацию мониторинговых исследований по изучению качества образования как меры этого соответствия, а также за подготовку кадров, за обеспечение образовательного учреждения дидактическими, методическими, финансовыми и иными ресурсами, необходимыми для достижения планируемых результатов образования.

Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Образовательное учреждение обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку. Оно несет также ответственность за выявление и анализ непосредственных результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.

Семья ученика отвечает за использование предоставленного образовательным учреждением шанса на успех, за реализацию своих прав и выполнение своих обязанностей (например, создание дома необходимых условий для обучения) в сфере образования.

По усмотрению образовательного учреждения и педагога эти отношения можно закреплять формальными договорами (например, в виде официального договора между школой и семьей, как рекомендуется стандартом, и в виде так называемого педагогического контракта между учителем, учеником и его семьей), отношения могут строиться и на основе устных договоренностей.

Важнейшим педагогическим следствием такого подхода является принципиальная необходимость вариативности образования — т.е. наличия в образовательном учреждении такого «личного пространства», в котором каждый участник образовательного процесса вправе принимать свои решения.

Для образовательного учреждения — это, в первую очередь, возможность реализации собственной образовательной программы — особой миссии школы, своего учебного плана, системы внутренней оценки и т.д. (естественно, в рамках общих договоренностей, определяемых стандартом).

Для педагога — возможность реализации своей педагогической позиции, выбора УМК, учебных пособий, логики построения образовательного процесса.

А для школьника (и его семьи) — это, в первую очередь, возможность выбора уровня освоения (базового или повышенного) изучаемых предметов, а также возможность выбора содержания образования за рамками обязательных для изучения учебных предметов и тем.

Часто в связи с ответственностью семьи за реализацию и достижение требований стандарта задают вопрос о мере ее ответственности. Высказываются даже предложения о введении штрафных санкций и т.п. По нашему мнению, никакие штрафные санкции для родителей не могут быть использованы, потому что на карту поставлено главное — будущее их собственного ребенка. Ведь, пренебрегая своими обязанностями, родители (или опекуны) рискуют тем, что без необходимой поддержки со стороны близких недостаточно раскроются способности их собственного ребенка и в конечном итоге сузится сфера возможных выборов жизненной траектории. Важно только донести это до сознания родителей.

1 Отметим, что такая форма, безусловно, не имеет юридической силы, однако, по мнению использующих ее педагогов, способна служить эффективным средством организации деятельности отдельных учеников, нуждающихся в постоянном подкреплении и направлении своей деятельности с помощью внешних факторов.

Ориентация процесса образования на конечный результат

Ориентация на конечный результат — еще одна важнейшая отличительная особенность нового Стандарта. В чем и как она выражена в тексте Стандарта?

Во-первых, в обобщенном портрете выпускника школы, посредством которого указываются те способности и качества личности, которые не­обходимо формировать и развивать средствами учебной деятельности в приоритетном порядке.

Анализ этого текста показывает, что Стандарт предлагает, взяв за основу важнейшие достижения в развитии ребенка (деятельность и активность, креативность, любознательность, инициативность, открытость и базовое доверие к миру, положительное отношение к себе и др.), поддерживать и развивать их, не прерывая и не подавляя ни одну из линий. Например, переводить средствами учебной деятельности любознательность и инициативность в исследовательский интерес; на базе имеющегося исходно чувства собственного достоинства, положительного отношения к себе формировать такие качества личности, как ответственность, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, способность к самоорганизации и саморегуляции.

В Стандарте указан и основной путь достижения этих результатов: формирование учебной самостоятельности. Достижение этой задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества — групп учащихся, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.

Обобщенный индивидуальный, социальный, государственный заказ системе образования, выраженный в портрете выпускника, получает дальнейшую конкретизацию в Стандарте и в сопровождающих Стандарт документах. Для вы­полнения этого заказа используются следующие средства.

Основные ожидаемые результаты — развитие личности учащихся, «формирование компетентности к обновлению компетенций» или, говоря словами Ш.А. Амонашвили, становление «профессионального ученика», раскрываются, во-первых, через систему основных педагогических задач образования:

♦ формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

♦ развитие умений учиться, понимаемое как сформированная способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно — смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Следующий шаг в конкретизации портрета выпускника, который делается в Стандарте, — это определение ведущих целевых установок изучения различных сквозных междисциплинарных программ и программ по отдельным учебным предметам. Они-то, собственно, и задаются разделом Стандарта «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» и конкретизируются далее в сопровождающих Стандарт документах: в «Планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы» и в «Системе оценки достижения планируемых результатов осво­ения основной образовательной программы». В этом последнем документе смысл и содержание каждого планируемого результата, ожидаемые уровни его освоения учащимися раскрываются и поясняются и с помощью описания учебных умений, и на примерах заданий, служащих для оценки достижения, данного планируемого результата. Вся цепочка определения и последовательной конкретизации ос­новных результатов общего образования представлена на рис. 2.

Отметим попутно важный факт, который мы будем подробно обсуждать далее, что, конкретизируя целевые установки, Стандарт наделяет тем самым систему оценки новой функцией — функцией ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, функцией обеспечения качества образования, т.е. такой функцией, которая традиционно ранее приписывалась, главным образом, обязательному минимуму содержания учебных программ, учебным программам и учебникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация на результат
Запросы

семьи, общества, государства

Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно-нравственного воспитания
ФГОС
Портрет

выпускника

Основные ожидаемые результаты Ведущие целевые

установки освоения междисциплинарных программ и программ по отдельным предметам (или требования к результатам)

Документы, обеспечивающие реализацию ФГОС
Планируемые

результаты освоения ООП

Примерные программы (УУД, по отдельным учебным предметам и др.)
Система оценки

достижения планируемых результатов

 

 

Рис. 2. Последовательность определения основных результатов общего образования

О чем сообщить родителям

Стандарт диктует множество изменений в школьной жизни, о которых необходимо поставить в известность родителей. Этому можно посвятить отдельную беседу или несколько бесед в рамках родительского собрания в начале года.

Мы бы рекомендовали познакомить родителей (да и самих учащихся) с новыми для них условиями обучения. В беседе с родителями целесообразно рассказать им, для решения каких задач вводится новый Стандарт, что он может дать их детям. Рассказать о том, как предполагается организовать учебный процесс, как будет осуществляться их взаимодействие со школой и учителем, как и чем они могут помочь своему ребенку.

В беседе с родителями важно заранее снять возможные недоразумения. Во-первых, пояснить, что преподавание будет по-прежнему вестись на достаточно высоком уровне и всем желающим будет предоставлена возможность глубокого освоения изучаемых предметов, вплоть до обучения по специально составленным с учетом потребностей и интересов школьников индивидуальным программам. Во-вторых, пояснить, что школа будет строго отслеживать каждым учащимся именно базового уровня планируемых результатов в части «Выпускник научится». Освоение материала на этом уровне рассматривается системой образования, школой как обязательное и оценивается отметкой. Достижение ребенком обязательного уровня позволяет ему продолжить свое образование в последующих классах, обеспечивает прочную базу, опираясь на которую, он может при желании суще­ственно расширить и углубить свои знания и умения. Поэтому достижение обязательного уровня рассматривается школой и учителем как безусловный успех ребенка достижение каждым учащимся именно базового уровня планируемых результатов в части «Выпускник научится». Освоение материала на этом уровне рассматривается системой образования, школой как обязательное и оценивается отметкой. Достижение ребенком обязательного уровня позволяет ему продолжить свое образование в последующих классах, обеспечивает прочную базу, опираясь на которую, он может при желании суще­ственно расширить и углубить свои знания и умения. Поэтому достижение обязательного уровня рассматривается школой и учителем как безусловный успех ребенка.

Вместе с тем достижение только обязательного уровня означает, что дети научились правильному выполнению учебных действий в рамках заданного предметом диапазона (круга) задач, но не овладели способностью выполнять их полностью осознанно и произвольно, переносить на новые классы объектов. Поэтому родителям необходимо понять, что достижение только обязательного уровня еще не означает, что ребенок не будет испытывать трудностей при обучении на следующей ступени или в классах повышенного уровня.

Реализация парадигмы деятельностного развития

Ориентация ФГОС общего образования на реализацию парадигмы деятельностного развития — одна из важнейших особенностей (и глубинный смысл!) введения нового образовательного Стандарта. Основным результатом обучения в парадигме деятельностного развития становится развитие личности школьников на основе их активного и осознанного участия в учебной деятельности, направленной на овладение системой универсальных учебных действий и достижение предметных результатов — прежде всего на изучаемом учебном материале.

Как известно, в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования установлены три группы результатов обучения и соответствующих им учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.

Овладение личностными действиями предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к смыслообразованию, в том числе в познавательной сфере, к самоопределению (включая самоидентификацию, осознание своей принадлежности к сообществу учеников своего класса и своей школы, принятие внутренней позиции школьника), к приобретению системы ценностно-смысловых ориентации.

Овладение метапредметными действиями предопределяет формирование и развитие го­товности и способности школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и самостоятельной познавательной деятельности. При этом освоенные метапредметные действия выступают как основа овладения предметными и универсальными (общенаучными, межпредметными) знаниями и умениями, как основа овладения ключевыми компетентностями, умением учиться.

Достижение предметных результатов предопределяет формирование и развитие готовности и способности школьников к решению разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе как освоения системы основополагающих элементов научного знания, так и приобретения опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний. Здесь сущностным элементом наряду с учебными действиями, специфическими для данного предмета, являются в том числе и универсальные учебные действия, преломленные через специфику объекта изучения.

Следует заметить, что тем самым в Стандарте фактически смещаются акценты в расстановке приоритетов: от вопроса «чему учить?» к вопросу смысла образования «ради чего мы изучаем ту или иную программу?» и проблеме технологии обучения — «как учить, чтобы добиваться реализации и достижения требований Стандарта?» (рис. 3).

Понимание этого обстоятельства важно как для правильной оценки самого Стандарта и тех

 

 

Реализация деятельностного подхода –

важнейшая особенность нового Стандарта

Основной результат –

развитие личности ребенка

на основе учебной деятельности

Вектор смещения акцентов нового Стандарта
Чему учить?

обновление содержания

Ради чего учить?

ценности образования

Как учить?

обновление средств обучения

 

 

Рис. 3. Парадигма деятельностного развития

 

документов, которые обеспечивают его функци­онирование, так и для формирования учителем собственной профессиональной позиции, для самоопределения в различных аспектах своей профессиональной деятельности, в частности — для принятия решения о необходимости повы­шения своего профессионального мастерства. Отметим также, что обсуждение вопроса «Как учить?» и является основным в данной статье.

Система документов, обеспечивающих функционирование Стандарта

ФГОС общего образования задумывался и реализовывался как нормативный документ непрямого действия, рамочный документ, который должен сопровождаться утвержденными (или рекомендуемыми для использования) нормативными или инструктивно-методическими документами, регламентирующими отдельные профессиональные аспекты организации и проведения образовательного процесса. Назначение такого пакета документов — обеспечить реализацию и контроль исполнения Стандарта.

Состав таких документов и требования к их разработке определяются непосредственно в разделе ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы общего образования». Сами же документы разрабатываются на основе требований Стандарта в виде примерных учебных планов, программ и т.д.

Утверждение большинства документов Министерство образования и науки РФ в настоящее время делегировало на уровень регионов и даже самого образовательного учреждения. С одной стороны, это может рассматриваться как безусловно позитивная тенденция, расширяющая права (и одновременно с этим — усиливающая ответственность!) участников образова­тельного процесса. С другой стороны, при таком подходе — особенно на начальном этапе, когда основные особенности нового Стандарта еще не осознаны полностью всеми, когда практика обучения «по новым стандартам» еще только складывается, — право трактовать требования Стандарта «по своему разумению» чревато не просто нарушением, а полным разрушением единства образовательного пространства.

В стремлении минимизировать этот риск в процессе многочисленных обсуждений и доработки в ФГОС общего образования были введены и некоторые прямые нормы, например, состав и объем изучаемых предметов. Однако эти уточнения проводились непоследовательно — например, они не коснулись системы оценки. А ведь если в основных особенностях Стандарта не разобрались, к примеру, разработчики аттестационных материалов (или если они не сумели реализовать эти особенности в адекватной требованиям Стандарта системе оценки), то многократно возрастает шанс возврата к «знаниевой парадиг­ме», подкрепляемой оценкой уровня освоения каждым ребенком конкретного элемента обязательного минимума (образца 1998 или 2004 г. — не важно!).

Эта существующая до сих пор неопределенность в статусе документов, сопровождающих Стандарт, — один из нерешенных на сегодня вопросов введения ФГОС.

Пакет внутренне согласованных документов на сегодня уже создан. Согласно требованиям Стандарта основными составляющими такого пакета документов являются:

1) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

2) учебный план;

3) программа формирования универсальных учебных действий;

4) программы отдельных учебных предметов, курсов;

5) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

6) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

7) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Перечисленные документы неоднократно проходили апробацию и последующую доработку. Хотя, конечно, основная проверка этого пакета документов — в практике массового перехода на новый Стандарт — еще впереди.

На рис. 4 (см. с. 20) схематически представлены документы и их иерархические связи с точки зрения «вхождения в образовательный процесс». При этом связующим элементом между требованиями Стандарта, содержанием и спецификой осваиваемых междисциплинарных программ и программ по учебным предметам, а также системой оценки выступают планируемые результаты.

 

Запросы семьи, общества, государства
Фундаментальное ядро

содержания образования

Концепция

духовно-нравственного развития

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Программа духовно — нравственного развития Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Примерный учебный план Программа формирования универсальных учебных действий Планируемые результаты
Примерные учебные программы
Авторские программы и УМК
Образовательный процесс
Система оценки: модель обеспечения качества образования

♦ Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность;

♦ Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

 

Рис. 4. Пакет документов, сопровождающих стандарт

 

Так, аккумулируя в себе все требования Стандарта и специфику осваиваемых программ, планируемые результаты выступают важнейшим основанием при разработке содержания примерных учебных программ, которые в свою очередь задают рамки для разработки авторских учебных программ и УМК, на основе которых строится учебный процесс.

С другой стороны, являясь основой (или как говорят в практике педагогических измерений, кодификатором) при разработке системы оценки, планируемые результаты обеспечивают адекватность, соответствие системы оценки спе­цифике специальных целей изучения тех или иных предметов.

Помимо разработки основного пакета доку­ментов, обеспечивающих функционирование Стандарта, в последние годы активно ведется разработка инструктивно-методических, реко­мендательных, дидактических и иных материа­лов в помощь руководителям образовательных учреждений и учителям.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М.: Просвещение, 2009.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.

6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.