МКУ "Лужский ИМЦ" — ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ТЬЮТОРОВ
Главная / Без рубрики / ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ТЬЮТОРОВ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ТЬЮТОРОВ

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2012, N 2

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ И ТЬЮТОРОВ

В статье описан порядок разработки должностных инструкций работников муниципального образовательного учреждения.

Соответствующий раздел трудового договора ни в коей мере не заменяет должностную инструкцию. Обычно в текст трудовых договоров включаются только самые общие права и обязанности работника, остальные обязанности каждого работника определяются должностными инструкциями.

Должностные инструкции являются локальными нормативными актами, которые закрепляют права и обязанности работников, выполняющих определенную трудовую функцию.

При составлении должностной инструкции можно ориентироваться на квалификационные справочники, в которых содержатся основные должностные обязанности по тем или иным распространенным должностям. При необходимости можно включить в должностную инструкцию и иные, требуемые с учетом специфики деятельности данной организации, права и обязанности работника, которые предусмотрены квалификационным справочником. Если права и обязанности работника регулируются должностной инструкцией, то при подписании трудового договора работник должен с ней быть ознакомлен (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Должностная инструкция — инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии.

Место должностной инструкции среди локальных актов

Должностные инструкции в средних общеобразовательных учреждениях представляют собой подсистему локальных правовых актов школы. Они позволяют осуществлять контроль деятельности сотрудников школы в соответствии со штатными должностями, на основании которых выплачивается заработная плата.

Основой для составления должностных инструкций работников образовательных учреждений должны являться устав и Положение о типе и виде образовательного учреждения, имеющиеся квалификационные характеристики и квалификационные требования по должности, нормативы трудозатрат на выполнение работы. Задачи и функции органа управления образовательного учреждения, определенные в Положении, детализируются в должностных инструкциях и распределяются между работниками таким образом, чтобы не было дублирования работ и сохранялась последовательность выполнения операций, причем сложные операции закрепляются за работниками более высокой квалификации. Кроме того, каждый работник наделяется правами, необходимыми и достаточными для успешного выполнения возложенных на него обязанностей и являющимися детализацией прав, предоставленных органу управления в целом.

Должностные инструкции разрабатываются администрацией школы, согласовываются с юрисконсультом, подписываются работником и утверждаются руководителем учебного заведения.

Должностные инструкции рекомендуется пересматривать и обновлять по мере необходимости в связи с изменением функции органов управления.

Требования к инструкции, введение в действие

Должностная инструкция вводится в действие приказом по учреждению.

С точки зрения теории управления к должностной инструкции предъявляются следующие минимальные требования:

- комплекс задач (функций) для данного рабочего места должен отвечать физическим возможностям рядового человека средней квалификации (принцип соответствия);

- детальность описания обязанностей должна точно соответствовать разграничению сфер деятельности различных рабочих мест, препятствовать появлению «ничьих» зон (принцип надлежащей детализации). При этом степень детализации каждой из обязанностей должна быть одинаковой. В противном случае возникнет крен в сторону выполнения работником наиболее точно сформулированных обязанностей;

- по возможности каждый пункт инструкции, устанавливающий обязанность работника, должен содержать показатель исполнения, способствующий объективной оценке труда (принцип показателей);

- в перечне задач (функций) желательно определить удельный вес каждого направления работы (принцип значимости порученных задач);

- описание рабочего места должно предоставлять работнику возможности для раскрытия своего «я» (принцип самовыражения) и роста профессионального мастерства (принцип повышения квалификации);

- должностные инструкции необходимо периодически, скажем раз в год, пересматривать, чтобы описания рабочих мест не придавали учреждению ненужной жесткости (принцип обновления).

Правовые требования к должностной инструкции заключаются в следующем:

- инструкция должна соответствовать тарифно-квалификационной характеристике и действующему на момент ее утверждения законодательству;

- форма должностной инструкции, структура ее текста должны соответствовать ГОСТу на организационно-распорядительную документацию.

Структура должностной инструкции

Как правило, должностная инструкция руководителя или работника должна содержать шесть разделов:

1. Общие положения.

2. Функции.

3. Должностные обязанности.

4. Права.

5. Ответственность.

6. Взаимоотношения.

Разработка каждого из разделов должностной инструкции подчиняется определенным правилам.

В разделе «Общие положения» указываются:

- категория, к которой относится регламентируемая должность, т.е. устанавливаются сфера деятельности данного специалиста, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, замещение по должности во время отсутствия, определяются квалификационные требования, подчиненность специалиста и должностные лица, которыми он руководит;

- перечисляются правовые акты и нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности. Так, в должностной инструкции учителя, помимо Закона Российской Федерации «Об образовании», прочих нормативных актов, подчеркнуто, что учитель обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

Раздел «Функции» закрепляет основные задачи и направления деятельности специалиста. Разработка данного раздела осуществляется на основании существующих нормативных актов. В этом разделе, как и в разделе «Должностные обязанности», кадровый работник непременно должен лишний раз уточнить у специалистов правильную формулировку сложных специальных функций, например такой функции тьютора, как рефлексия профессиональных достижений и затруднений.

Раздел «Должностные обязанности» содержит перечень обязанностей, которые работник должен выполнить в рамках возложенных на него функций. В качестве основы для разработки данного раздела используются квалификационные характеристики. В данном разделе перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе: руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д. Обратите внимание, что в должностной инструкции учителя в этом разделе отдельно сказано, какой срок отводится на анализ обычных контрольных работ, а какой срок — для анализа сочинений старшеклассников. Интересно, что соблюдение этических норм психолога и этических норм поведения в школе, в быту, в общественных местах отнесено именно к должностным обязанностям педагога-психолога.

Раздел «Права» содержит перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей. При составлении этого раздела необходимо учитывать фиксацию конкретных прав по направлению деятельности работника с учетом специфики его работы. Четкое определение прав способствует разрешению спорных вопросов во взаимоотношениях между работниками в учреждении. Работник в необходимых случаях может отстаивать свои права на основании юридического документа, каким является должностная инструкция. Предоставление работнику прав способствует полному исполнению возложенных на него обязанностей. Надо обратить внимание, чтобы права работника по отношению к третьим лицам были подкреплены Уставом школы или соответствующим приказом либо иным локальным нормативным актом. Так, право учителя привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, должно быть обязательно закреплено в правилах школы о поощрениях и взысканиях.

Ответственность. В данном разделе устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение специалистом должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.

Взаимоотношения. Связи по должности. Перечисляется круг должностных лиц, с которыми специалист вступает в служебные взаимоотношения и обеспечивается информацией, указываются сроки получения и предоставления информации, определяется порядок подписания, согласования и утверждения документов.

Реквизиты должностной инструкции

Оформление должностной инструкции производится в соответствии с правилами оформления локальных нормативных актов. В состав реквизитов должностных инструкций включаются:

- наименование организации;

- наименование вида документа;

- дата и номер;

- заголовок к тексту;

- гриф утверждения;

- текст;

- подпись разработчика;

- визы согласования.

Согласованная и утвержденная должностная инструкция шнуруется, нумеруется и заверяется печатью организации. Должностная инструкция обязательно регистрируется с присвоением регистрационного номера. В организации должен вестись журнал регистрации должностных инструкций, реквизитами которого являются дата утверждения должностной инструкции, ее номер, наименование должности, по которой составлена должностная инструкция.

Оригинал должностной инструкции хранится по месту ее разработки или в кадровой службе организации с номенклатурой.

Работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией под роспись. Как правило, подпись работника проставляется на лицевой стороне последнего листа должностной инструкции. Рекомендуется делать копию должностной инструкции и выдавать ее под роспись работнику для хранения на рабочем месте.

Примерный образец

МОУ «Костромская средняя

общеобразовательная школа N 28″

__________________________

наименование организации

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УЧИТЕЛЯ

25.08.2011

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________________

наименование должности руководителя организации или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностные инструкции

ИВАНОВ                                 В.Н. ИВАНОВ

————                            ———-

подпись                       расшифровка подписи

1. Общие положения

1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя группы продленного дня (ГПД), библиотекаря, старшего вожатого, лаборанта, секретаря. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Учитель должен, как правило, иметь профессиональное образование или специальную подготовку.

1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-методической работе начальной и (или) средней школы в части учебно-методической деятельности и завучу-диспетчеру в части организационной деятельности.

1.4. Учителю непосредственно подчиняются:

- лаборант;

- техник;

- инженер,

если они работают в кабинете, закрепленном за данным учителем.

1.5. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правительства Москвы и органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; трудовым законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса на своих уроках и других мероприятиях с учащимися, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

2.2. Обеспечение социализации, формирование общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ учащимися.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе на своих уроках и других видах деятельности с учащимися.

3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует:

- административные и срезовые контрольные работы и в трехдневный срок (сочинения в 9 — 11-х классах проверяются в недельный срок) представляет по ним отчет заместителю директора по учебно-методической работе начальной (и) или средней школы;

- результаты усвоения учащимися преподаваемого предмета.

3.2. Прогнозирует:

- тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки учебных планов и программ;

- последствия запланированных изменений в программе, учебном плане;

- последствия внедрения новшеств.

3.3. Планирует и организует:

- учебно-воспитательный процесс на уроках и других мероприятиях, проводимых с учащимися;

- осуществление систематического контроля за качеством знаний учащихся и за выполнением домашних заданий;

- работу с учащимися по подготовке к переводным и выпускным экзаменам;

- просветительскую работу для родителей (законных представителей) по вопросам организации усвоения государственных стандартов и программ по преподаваемому предмету;

- овладение учащимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;

- оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;

- с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;

- своевременное информирование завуча-диспетчера и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни.

3.4. Предоставляет возможность:

- администрации и (или) назначенным ею лицам присутствовать на своих уроках и любых мероприятиях, проводимых с учащимися, при условии предварительного уведомления не позднее чем накануне.

3.5. Принимает участие в работе:

- педагогического совета школы, методического объединения и т.п. (не менее трех часов в месяц).

4. Права

Учитель имеет право:

4.1. Выбирать:

- и использовать в своей работе методики обучения, учебные пособия и материалы, учебники, методы и систему промежуточной аттестации, утвержденные школой.

4.2. Давать:

- обязательные распоряжения ученикам во время занятий.

4.3. Привлекать:

- к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

- в разработке учебного плана и образовательной программы;

- в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

4.5. Вносить предложения:

- о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;

- по совершенствованию учебно-воспитательной и экспериментально-методической работы.

4.6. Повышать:

- свою квалификацию.

4.7. Приглашать:

- от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах их детей и нарушениях ими Устава и иных локальных актов школы.

4.8. Не допускать:

- на свои занятия посторонних лиц без разрешения администрации.

5. Ответственность

Учитель несет ответственность за:

5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса (учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение).

5.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности).

5.3. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса (учитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством).

5.4. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией (учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством).

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель:

6.1. Работает в соответствии с нагрузкой по расписанию, утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть в соответствии с учебным планом школы и утвержденной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора по учебно-методической работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогами.

6.6. Исполняет обязанности других учителей и заместителей директора в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляет в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

6.7. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.

С инструкцией ознакомлен _____________________

«__» __________________ 20__ г.

Примерный образец

МОУ «Костромская средняя

общеобразовательная школа N 28″

__________________________

наименование организации

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

25.08.2011

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________________

наименование должности руководителя организации или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностные инструкции

ИВАНОВ                                   В.Н. ИВАНОВ

————                              ———-

подпись                            расшифровка подписи

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.2. Педагог-психолог должен иметь высшее психологическое образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно директору школы, а по профессиональной — руководителю психологической службы управления образования района.

1.4. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом и законами Ленинградской области, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, правительства Ленинградской области и органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

1.5. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

2.1. Главной задачей педагога-психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию.

2.2. Работа педагога-психолога осуществляется по следующим основным направлениям:

- психопрофилактика;

- психодиагностика;

- психологическое консультирование;

- психокоррекция и развитие.

3. Должностные обязанности

3.1. Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:

- составляет план работы на год;

- проводит психопрофилактическую, диагностическую, коррекционную и консультационную работу с учащимися, консультативную работу по поводу учащихся с учителями и родителями;

- в соответствии с планом или по запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности;

- участвует в приеме детей в первые классы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению, совместно с учителем разрабатывает программу индивидуальной работы с детьми для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе;

- проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную, составляя совместно с учителем программу индивидуальной работы с детьми с учетом их психологической готовности к обучению на новом этапе;

- организует психолого-педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;

- разрабатывает и осуществляет программы коррекционно-развивающей работы, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка;

- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.;

- принимает участие в работе педсоветов, методических объединений педагогов-психологов, общешкольных и классных родительских собраний, подготавливает необходимую информацию для педагогического совета для решения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся;

- ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок) и оптимизации форм общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), консультирует работников школы по широкому кругу профессиональных и личных проблем;

- ведет запись и регистрацию всех видов работ, осуществляет учет результатов психологической работы по установленной форме;

- обеспечивает безопасное проведение психологической работы;

- соблюдает права и свободы обучающихся;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- соблюдает этические нормы психолога и этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;

- организует пополнение кабинета психолога оборудованием, обеспечивает сохранность подотчетного оборудования;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, ухудшающих психологический климат в школе и условия, необходимые для полноценного личностного и интеллектуального развития детей.

4. Права

4.1. Педагог-психолог имеет право:

- участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

- на защиту профессиональной чести и достоинства;

- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

- защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики;

- на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

- повышать квалификацию;

- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

- самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период;

- требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

- отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам работы педагога-психолога;

- иметь учебную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.

5. Ответственность

5.1. Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Для организации работы психолога создается психологический кабинет. Кабинет должен быть размещен в отдельном помещении, обеспечивающем необходимые условия для проведения различных видов работы с детьми и взрослыми, и оснащен соответствующим оборудованием: набором психологических методик, бланками методик и т.п.

6.2. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

6.3. Педагог-психолог:

- работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы, при составлении графика учитывается необходимость работы по повышению квалификации;

- самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней по окончании каждой учебной четверти;

- представляет директору школы письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц по окончании учебного года;

- получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

- получает от руководителя психологической службы управления образования района информацию организационно-методического характера;

- работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

- систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлен __________________ /___________________/

«__» __________ 20__ г.

Примерный образец

МОУ «Костромская средняя

общеобразовательная школа N 28″

__________________________

наименование организации

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ТЬЮТОРА

25.08.2011

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________________________

наименование должности руководителя организации или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностные инструкции

ИВАНОВ                                     В.Н. ИВАНОВ

————                                   ———-

подпись                        расшифровка подписи

1. Общие положения

1.1. Тьютор муниципального образования осуществляет взаимодействие с Центром развития тьюторской практики (ЦРТП) АО ИППК РО, с органом управления образования, информационно-методическим центром муниципалитета, государственными и муниципальными образовательными учреждениями по направлениям:

- диагностика профессиональных достижений и затруднений специалистов образовательных учреждений в практической деятельности;

- расширение профессиональных контактов между различными специалистами сферы образования в процессе разработки и реализации различных проектов;

- формирование сетевого сообщества, в том числе с использованием интернет-ресурсов;

- обучение и консультирование специалистов по вопросам разработки, внедрения инноваций в образовательную практику;

- оценка (экспертиза) продуктов деятельности образовательных учреждений, руководителей, специалистов.

1.2. На должность тьютора муниципального образования назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. Назначение на должность тьютора муниципального образования и освобождение от нее производятся приказом начальника муниципального органа управления образования в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

1.4. В своей деятельности тьютор муниципального образования руководствуется:

- законодательством РФ в области образования;

- нормативными документами, регламентирующими деятельность муниципалитета.

1.5. Тьютор муниципального образования должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

- теоретические, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности;

- технологии открытого образования и тьюторской деятельности, теорию и методы управления;

- систему организации образовательного процесса на муниципальном уровне;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты.

1.6. Тьютор муниципального образования должен владеть:

- методикой сбора и обработки информации;

- методикой выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов научно-методической работы;

- навыками работы на компьютере.

1.7. Тьютор муниципального образования должен уметь:

- находить, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения, связанные с устранением проблем в профессиональном развитии и реализацией потенциальных возможностей по обобщению, распространению инновационного педагогического опыта;

- интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

- корректно выражать и аргументированно обосновывать положения в области знания по своему профилю;

- строить взаимоотношения с коллегами на основе сотрудничества.

2. Функции

Тьютор осуществляет следующие функции:

- проектирование индивидуальных образовательных программ (ИОП);

- сопровождение ИОП;

- организация групповых образовательных событий;

- проектирование образовательной среды и пространства;

- рефлексия профессиональных достижений и затруднений;

- оценка (экспертиза) продуктов деятельности образовательных учреждений, руководителей, специалистов.

3. Должностные обязанности

3.1. Проектирование ИОП:

- выявляет и оформляет образовательный заказ на повышение квалификации;

- определяет доступные образовательные ресурсы и возможности их дополнительного привлечения для повышения квалификации;

- оформляет представления о возможных образовательных результатах педагогов, повышающих квалификацию;

- совместно с педагогом планирует возможный образовательный маршрут;

- организует деятельностные пробы и рефлексию педагогов относительно полученного ими опыта;

- оформляет ИОП в виде документа.

3.2. Сопровождение ИОП:

- координирует работу субъектов образовательного процесса в ходе выполнения ИОП;

- контролирует и анализирует ход выполнения ИОП;

- организует рефлексию педагогов в ходе выполнения ИОП на соответствие поставленным целям и задачам;

- корректирует (изменяет, дополняет) ИОП на каждом шаге реализации;

- организует выбор средств по реализации ИОП.

3.3. Организация групповых образовательных событий:

- организует проектирование образовательного события совместно с группой педагогов и другими субъектами образовательного процесса;

- обеспечивает реализацию элементов ИОП разных педагогов, повышающих квалификацию, внутри общего группового события;

- обеспечивает связь образовательного события с укладом жизни образовательного учреждения, местного сообщества;

- организует проведение группового образовательного события;

- организует анализ результатов образовательного события с участниками и организаторами образовательного события.

3.4. Проектирование образовательной среды и пространства:

- фиксирует и анализирует (определяет) эффективность образовательных возможностей среды и пространства для индивидуализации образовательного процесса;

- создает условия расширения образовательного пространства, привлекает дополнительные образовательные ресурсы;

- участвует в создании единой информационной образовательной среды региона.

4. Права

4.1. Тьютор муниципального образования вправе:

- знакомиться с проектами решений начальника муниципального управления образования, касающихся его деятельности;

- запрашивать от образовательных учреждений информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

- обсуждать и вносить предложения по совершенствованию научно-методической и научно-исследовательской работы мобильной регионально-муниципальной методической службы;

- повышать свою квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования России (1 раз в 5 лет);

- получать послевузовское образование (аспирантура, соискательство), пользоваться льготами в установленном законами РФ порядке.

5. Ответственность

5.1. Тьютор муниципального образования несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.2. Тьютор муниципального образования несет ответственность за правонарушения, совершаемые в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

5.3. Тьютор муниципального образования несет ответственность за разглашение персональных данных других работников.

С инструкцией ознакомлен __________________ /___________________/

«__» __________ 20__ г.

Библиографический список

1. Вавилов А.И. Примерные должностные инструкции работников общеобразовательной школы. Сборник нормативных и методических материалов по правовому регулированию деятельности общеобразовательных школ. Книга IV. М., 1991. С. 142 — 195.

2. ГОСТ 6.38-90 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». М.: Издательство стандартов, 1990.

3. Делопроизводство в образовательном учреждении. Методические рекомендации. Смоленск, 1994.

4. Андреева В.И. Делопроизводство. М.: Интел-синтез, 1995.

5. Правила работы с документами в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации. 2-е изд. Министерство образования Российской Федерации при участии Консалтингового центра фирмы «Частное образование» // Образование в документах. 1996. N 22. С. 39 — 56; N 23. С. 65 — 85.

6. Рожков И.А. Основы правового регулирования труда работников общеобразовательной школы // Библиотека журнала «Директор школы». М.: ИФ «Сентябрь», 1996. Вып. 3. 148 с.

О.Хованская

Инспектор кадров

отдела образования

Подписано в печать

30.12.2011