МКУ "Лужский ИМЦ" — Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся
Главная / Без рубрики / Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье...

Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление здоровья – отсутствие культуры здоровья в РФ и нежелание человека «работать над собой».

2. «Забалтывание» проблемы здоровье – обсуждаем проблему – но реальная действительность в направлении решения проблемы – заканчивается размышлениями и рассуждениями.

3. Сужение понятия здоровья – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

4. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов – зоны экологического неблагополучия.

5. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

6. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.

6.1. Низкий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы.

6.2. Отсутствие интегративности и межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

6.3 Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

6.4. Отсутствие моды на здоровье (из 17 жизненных ценностей — здоровье на каком месте?).

6.5. Организация досуга (культура отдыха) где и как «убиваем» время. 6.6.Количество учебных недель в году-34-35 ( за рубежом- 36-44); количество учебных дней в году -165-210 ( за рубежом – 230-260); количество уроков за весь период обучения 10 540 ( за рубежом-11900-14560 — данные 2006 года).

7. Причины, связанные с педагогической системой.

7.1. Несовершенство учебных программ и технологий законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельности по охране здоровья населения.

7.2. У 40% учащихся спецшкол (языковых, математических) в конце второй четверти регистрировалось состояние переутомления.

7.3. Причина утомления на учебных занятиях состоит в однообразной и неинтересной работе; использовании, в основном, словесных форм обучения: на самостоятельную активную работу школьников на уроке в традиционной системе обучения отводится от 3 до 7 минут времени в среднем (необходимо до 70% времени учебного занятия).

7.4. Большую часть времени на учебных занятиях ученики пребывают в состоянии напряжения вследствие жесткой системы контроля и оценки знаний и авторитарного стиля взаимодействия учителя с учащимися.

7.5. Учителя практически не следят за осанкой школьников и недостаточно внимательны к соблюдению требований школьной гигиены во время учебных занятий.

7.6.Учителя традиционно применяют по отношению к школьникам методы отрицательного стимулирования, считая их наиболее эффективными способами воздействия на учащихся. Деформируют детскую психику и авторитарное воздействие ( нами по этому поводу много написано).

7.7. Вторая половина дня у учащихся занята выполнением домашних заданий, за которыми учащиеся проводят от 3 до 7 часов времени.

7.8. Школьники мало занимаются спортом, трудовой деятельностью, недостаточно времени проводят на воздухе. На эти занятия в учебном плане школы отводится от 4 до 10% учебного времени.

7.9.Причины, связанные с подготовкой и мотивацией кадров.
Учителя мотивированы на достижение учащимися высоких результатов в освоении учебных программ, получаемых любыми возможными средствами.

7.10. В ценностном плане учителя ориентируются преимущественно
на ценности авторитарной педагогики.  Здоровье школьников не является для педагогов основной ценностью, в соответствии с которой они готовы были бы выстраивать учебный процесс. Учителя не владеют методами активного обучения, методами организации групповой работы, приемами, снижающими нагрузку школьников.

7.11.Причины, связанные с состоянием управления.
Система контроля, оценки, аттестации учителей не включает показатели состояния здоровья; или эти показатели не имеют такого значения, как показатели ЗУН. Новая парадигма, от «зуновской», отличается — в ней превалирует личностное развитие, способствующее самореализации и самоактуализации личности.

Пример — допустим, если ребенок не выучил урок, пришел в школу — учитель не разобрался в причине, которые не дали усвоить урок – причину мы ищем всегда в ребенке, а может и ты его не правильно преподнес? Надо учитывать и это. Нужна объективность. Из опыта работы с детьми ясно, что они стараются не отвечать на вопросы, «тупеют», потому что боятся выглядеть «дураками» — это те ярлыки, которые им присваиваются (присваивания ярлыков- особая тема для разговора). И если в этот период, что-то в них вдалбливать (какие-то знания), то они ничего не поймут. Многое зависит от правильного воспитания, лучше не нравоучениями, а собственным примером достойной жизни. Ведь чистоплотность проявляется не только в мытье рук и чистке зубов. Если мы собраны, мы способны оценить обстоятельства, выстроить внутреннюю защиту и уйти от нелепого конфликта. Нерешенность многих вопросов обучения связана с различными уровнями восприятия и усвоения учебного материала — это приводит к различным заболеваниям ЦНС, что в последующем приводит к агрессии в их среде, склонностью к наркомании и негативному поведению. Будем понимать это, тогда и стрессов не будет. Этому надо учиться. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Именно хорошее здоровье учащихся может обеспечить успешность обучения. В зависимости от степени общения учителя с классом и с отдельным школьником меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психической активности ученика.

7.12.Причины, связанные с обеспечивающими процессами.
Более половины школьников плохо питаются во время занятий в школе (не обеспечиваются качественными завтраками победами). Для 25% младших школьников и подростков мебель и место посадки на учебных занятиях в классе не соответствует росту, состоянию опорно-двигательной системы и зрению. До 60% школьников обучаются в перегруженных школах и классах, учебные занятия проходят во вторую смену в условиях короткого светового дня. За годы обучения количество здоровых школьников снижается в 5 раз. За последние 30 лет число практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) снизились в восьмых классах с 60% до 48%. Особенно ухудшилось состояние здоровья девочек. 73% имеют нарушения менструальной функции. 30% школьников имеют нервно-психические отклонения. По данным конгресса педиатров (2007) 80% девочек и 40% мальчиков не смогут в будущем иметь детей из-за имеющихся отклонений в их состоянии здоровья.

7.13 ОУ разных типов решают важнейшую социальную задачу – обеспечивают всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, готовность его к самостоятельной жизни в обществе. Важнейшей составной частью этого процесса является обеспечение охраны и укрепления здоровья. обучающихся. В ОУ это становится насущной потребностью. За счет изменения содержания образования, введения инновационных учебных программ, изменения структуры педагогического процесса, часто отстающего от его гигиенического обеспечения, приводящего к перегрузкам детей не только психологической, но и физической, проявляющихся в появлении быстрой утомляемости, изменении темпа мыслительной деятельности, обострении хронических заболеваний, что требует своевременного принятия мер по профилактике и коррекции здоровья. Сопоставляя нормативно-правовые акты с анализом фактических данных ОУ можно делать выводы о том, что далеко не все нормативные положения выполняются.