МКУ "Лужский ИМЦ" — Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании
Главная / Без рубрики / Федеральный государственный образовательный стандарт общего...

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании

Лариса Витальевна Шмелькова

советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России

Презентация

Приоритеты образовательной политики

Зафиксированы в:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)

Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы

Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803)

Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 года № Пр-271)

Основные направления инициативы «Наша новая школа»

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Развитие учительского потенциала

4. Изменение инфраструктуры школьной сети

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов

Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора

Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость

Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени

Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Основные характеристики нового стандарта

новый формат стандарта (рамочный документ)

новое содержание стандарта (совокупность требований)

расширение функций и пользователей стандарта

новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Федеральные государственные образовательные стандарты

Требования

к результатам

- зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты

- преемственность результатов для разных ступеней

- зафиксирован системно-деятельностный подход

к структуре

- зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение

- определены разделы ООП (содержательно и количественно)

- интеграция учебной и внеучебной деятельности

- включена «неаудиторная занятость»

к условиям

- кадровым

- финансовым

- материально-техническим

- иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Личностным

готовность и способность к саморазвитию

мотивация к обучению и познанию

ценностно-смысловые установки

социальные компетенции, личностные качества

Метапредметным

универсальные учебные действия:

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Предметным

опыт деятельности специфической для данной предметной области

система основополагающих элементов научного знания

Требования к структуре основной образовательной программы

Зафиксированы требования к:

- количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;

- минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 — 3 210 часов);

- содержанию каждого из разделов;

- соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени);

- организации внеурочной деятельности

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

кадровые условия

возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

повышение квалификации один раз в пять лет

финансовые условия

норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю

материально-технические условия

функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры

информационная среда образовательного учреждения

Порядок утверждения стандартов

Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»

- проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);

- публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;

все экспертные заключения рассматриваются на Совете;

принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;

ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте

Состояние разработки и утверждения стандартов

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

2. ФГОС основного общего образования – в стадии

разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);

3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

Что дальше?

Федеральный уровень с участием субъектов РФ:

- разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:

- базисный учебный план

- планируемые результаты освоения основной образовательной программы

- примерные программы учебных предметов

- остальные примерные программы в соответствии со стандартом

- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы

- утверждение (или дополнение) перечня учебников соответствующих ФГОС

- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам внедрения ФГОС

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

- разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;

- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);

- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);

- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Изменение школьной инфраструктуры

- обеспечение соблюдения во всех общеобразовательных учреждениях требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС общего образования

- развитие сети образовательных учреждений (реализация эффективных моделей взаимодействия образовательных учреждений) на основе результатов комплексного проекта модернизации образования (КПМО), в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей

- развитие дистанционного образования

ФГОС:

Требования к материально-техническому оснащению (библиотека – читальный зал – медиатека – информационно-библиотечный центр)

Требования к информационно-образовательной среде

Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению

Нужен новый ресурс – учебно-методический комплект (учебник + ЭОР+ методическое пособие + средства для контроля и самоконтроля + средства для самостоятельной работы +…+…+)

5. Здоровье школьников

Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья

Выбор предметов и курсов, формирование индивидуальных образовательных программ

Заинтересованность в учебе

Желание заботиться о своем здоровье, стремление к здоровому и ответственному образу жизни

Инклюзивное образование

6. Расширение самостоятельности школ

Самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена – в обмен на открытость информации о результатах работы

Будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений

Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования

тел. (495) 629-17-66

E-mail: shmelkova@mon.gov.ru