Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании
Лариса Витальевна Шмелькова
советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России
Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
Федеральной целевой программе развития образования на 2006 – 2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803)
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 4 февраля 2010 года № Пр-271)
Основные направления инициативы «Наша новая школа»
1. Переход на новые образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Развитие учительского потенциала
4. Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Переход на новые образовательные стандарты
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов
Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ)
новое содержание стандарта (совокупность требований)
расширение функций и пользователей стандарта
новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Федеральные государственные образовательные стандарты
Требования
к результатам
- зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты
- преемственность результатов для разных ступеней
- зафиксирован системно-деятельностный подход
к структуре
- зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение
- определены разделы ООП (содержательно и количественно)
- интеграция учебной и внеучебной деятельности
- включена «неаудиторная занятость»
к условиям
- кадровым
- финансовым
- материально-техническим
- иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностным
готовность и способность к саморазвитию
мотивация к обучению и познанию
ценностно-смысловые установки
социальные компетенции, личностные качества
Метапредметным
универсальные учебные действия:
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Предметным
опыт деятельности специфической для данной предметной области
система основополагающих элементов научного знания
Требования к структуре основной образовательной программы
Зафиксированы требования к:
- количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;
- минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 — 3 210 часов);
- содержанию каждого из разделов;
- соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
кадровые условия
возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
повышение квалификации один раз в пять лет
финансовые условия
норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
материально-технические условия
функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.)
возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры
информационная среда образовательного учреждения
Порядок утверждения стандартов
Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
- проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);
- публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;
все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;
ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте
Состояние разработки и утверждения стандартов
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии
разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Что дальше?
Федеральный уровень с участием субъектов РФ:
- разработка примерной основной образовательной программы, включающей в том числе:
- базисный учебный план
- планируемые результаты освоения основной образовательной программы
- примерные программы учебных предметов
- остальные примерные программы в соответствии со стандартом
- систему оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
- утверждение (или дополнение) перечня учебников соответствующих ФГОС
- создание федерально-региональной системы повышения квалификации педагогических работников по проблемам внедрения ФГОС
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
- разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Изменение школьной инфраструктуры
- обеспечение соблюдения во всех общеобразовательных учреждениях требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС общего образования
- развитие сети образовательных учреждений (реализация эффективных моделей взаимодействия образовательных учреждений) на основе результатов комплексного проекта модернизации образования (КПМО), в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей
- развитие дистанционного образования
ФГОС:
Требования к материально-техническому оснащению (библиотека – читальный зал – медиатека – информационно-библиотечный центр)
Требования к информационно-образовательной среде
Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению
Нужен новый ресурс – учебно-методический комплект (учебник + ЭОР+ методическое пособие + средства для контроля и самоконтроля + средства для самостоятельной работы +…+…+)
5. Здоровье школьников
Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья
Выбор предметов и курсов, формирование индивидуальных образовательных программ
Заинтересованность в учебе
Желание заботиться о своем здоровье, стремление к здоровому и ответственному образу жизни
Инклюзивное образование
6. Расширение самостоятельности школ
Самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта, и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена – в обмен на открытость информации о результатах работы
Будет законодательно закреплено равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений
Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования
тел. (495) 629-17-66
E-mail: shmelkova@mon.gov.ru