МКУ "Лужский ИМЦ" — Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО
Главная / Без рубрики / Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

В требованиях стандарта к условиям реализации основной образователь­ной программы начального общего образования сказано, что финансовые усло­вия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность ее реа­лизации и достижения планируемых результатов, а также отражать структуру, объем необходимых расходов и механизм их формирования.

Среди основных требований к финансовому обеспечению можно выде­лить следующие:

1.  Определение объемов финансирования реализации основной образова­тельной программы начального общего образования на основе принципа нор­мативного подушевого финансирования образовательных учреждений.

2.  Самостоятельность школ в части:

•  определения базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

•  установления штатного расписания;

•  определения в общем объеме доли, направляемой на материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, заработ­ную плату (в том числе надбавки и доплаты).

3.  В норму рабочего времени педагогического работника при исчислении заработной платы и стоимости бюджетной услуги входит аудиторная и неауди­торная занятость.

4.  Расчет поощрительных выплат по результатам труда осуществляется на основе принципа государственно-общественного управления в соответствии с критериями, характеризующими качество.

При выполнении экономических расчетов стоимости обеспечения введе­ния ФГОС НОО необходимо предусмотреть:

•  расходы на оплату труда работников образовательного учреждения (педаго­гического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающе­го персонала образовательных учреждений), включая стимулирующие и компенсационные выплаты;

•  расходы на учебно-методическое и информационное обеспечение образова­тельного процесса, в том числе для дополнительной работы с одаренными детьми и детыми с ограниченными возможностями здоровья (на приобрете­ние учебников, учебно-методических, учебно-наглядных пособий, техниче­ских средств обучения; оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением информационной сети Интернет и ее использованием, за исключением случаев, когда оплата данных услуг осуществляется централизо­ванно из средств бюджета субъекта Российской Федерации);

 

•  расходы, связанные с обучением и повышением квалификации педагогиче­ских и административно-управленческих работников;

•  расходы на проведение научно-методических и научно-исследовательских работ;

•  затраты на приобретение расходных материалов;

•  хозяйственные расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Министерством образования и науки РФ предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований стандарта в части условий реализа­ции образовательных программ необходимо:

1.  Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.

2.  Сделать экономический расчет стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции, заложенной в них.

3.  Провести инвентаризацию условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.

4.  Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудо­вания и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соот­ветствии с ФГОС в разрезе каждой школы (Z,) и муниципалитетов (MZj=Z 1+Z2+…).

5.  Вычислить величину региональных затрат (S) на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС с учетом программы разви­тия сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими парамет­рами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя напол­няемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная напол­няемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех осталь­ных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).

6.  Соотнести необходимые затраты (S) с региональным графиком внедрения новых ФГОС (на 1,2 и 3 ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС (S) по годам (всего п лет).

7.  Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из п лет. ориентируясь на цены текущего года. Закрепить в региональном нормативном акте

•  план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС;

•  способ уточнения доли повышения норматива с учетом реальных цен.

8.  Для обеспечения целевого расходования объема средств норматива, направ­ляемого для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответст­вии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточ­няется значение доли учебных расходов в составе норматива.

Финансово справиться с обеспечением введения внеурочной деятельно­сти, по мнению Минобрнауки, можно двумя способами. Во-первых, при фор­мировании величины норматива финансирования брать для расчета средних удельных расходов только те учреждения, в которых эти требования ФГОС уже соблюдены. Второй вариант предполагает планомерное (в течение 10 лет) уве­личение величины норматива на обеспечение выплат заработной платы и обес­печения требований к условиям реализации в соответствии с ФГОС.

При разработке образовательным учреждением механизма формирования структуры и объемов финансирования реализации основной образовательной программы начального общего образования следует опираться на следующие документы:

•  Закон Рязанской области №74-03 от 15 июля 2010 г. «Об установлении нор­мативов финансирования муниципальных общеобразовательных учрежде­ний и методике расчета на их основе субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Рязанской области.

•  Закон Рязанской области №154-03 от 7 декабря 2010 г. «О внесении измене­ний в закон Рязанской области «Об установлении нормативов финансирова­ния муниципальных общеобразовательных учреждений и методике расчета на их основе субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Рязанской области»,

•  Постановление правительства Рязанской области №13 от 3 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования муници­пальных общеобразовательных учреждений Рязанской области на реализа­цию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)»,

•  Постановление правительства Рязанской области №17 от 1 февраля 2011 г. «О внесении изменений в постановление правительства Рязанской области №13 от 3 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов фи­нансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Рязанской области на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразователь­ных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за ис­ключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осу­ществляемых из местных бюджетов)».

•  Постановление Правительства Рязанской области от 7 октября 2009 г. №267 «Об установлении стимулирующих надбавок и выплат к заработной плате

педагогических работников государственных общеобразовательных учреж­дений» (с изменениями и дополнениями),

•  Постановление главного управления по труду и социальным вопросам Ря­занской области от 31.12.2008 №1 «О порядке исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководи­теля государственного учреждения Рязанской области».

При определении стимулирующих надбавок целесообразно предусмот­реть не только надбавки для учителей, реализующих новый образовательный стандарт, но и для членов рабочей группы, осуществляющих подготовку обра­зовательного учреждения к переходу на ФГОС НОО.

В условиях организации сетевого взаимодействия учреждений образова­ния, науки, культуры, спорта и пр. для реализации ООП НОО необходимо раз­работать финансовые механизмы интеграции между учреждениями. Организа­ция взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей может быть осуществлена:

•  на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);

•  за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.