Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС НОО
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
В требованиях стандарта к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования сказано, что финансовые условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность ее реализации и достижения планируемых результатов, а также отражать структуру, объем необходимых расходов и механизм их формирования.
Среди основных требований к финансовому обеспечению можно выделить следующие:
1. Определение объемов финансирования реализации основной образовательной программы начального общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений.
2. Самостоятельность школ в части:
• определения базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
• установления штатного расписания;
• определения в общем объеме доли, направляемой на материально- техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, заработную плату (в том числе надбавки и доплаты).
3. В норму рабочего времени педагогического работника при исчислении заработной платы и стоимости бюджетной услуги входит аудиторная и неаудиторная занятость.
4. Расчет поощрительных выплат по результатам труда осуществляется на основе принципа государственно-общественного управления в соответствии с критериями, характеризующими качество.
При выполнении экономических расчетов стоимости обеспечения введения ФГОС НОО необходимо предусмотреть:
• расходы на оплату труда работников образовательного учреждения (педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений), включая стимулирующие и компенсационные выплаты;
• расходы на учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, в том числе для дополнительной работы с одаренными детьми и детыми с ограниченными возможностями здоровья (на приобретение учебников, учебно-методических, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения; оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением информационной сети Интернет и ее использованием, за исключением случаев, когда оплата данных услуг осуществляется централизованно из средств бюджета субъекта Российской Федерации);
• расходы, связанные с обучением и повышением квалификации педагогических и административно-управленческих работников;
• расходы на проведение научно-методических и научно-исследовательских работ;
• затраты на приобретение расходных материалов;
• хозяйственные расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
Министерством образования и науки РФ предполагается, что для того, чтобы обеспечить выполнение требований стандарта в части условий реализации образовательных программ необходимо:
1. Разработать и закрепить региональным нормативным актом минимальные требования к оснащению общеобразовательных учреждений для реализации ООП.
2. Сделать экономический расчет стоимости обеспечения этих требований по каждой позиции, заложенной в них.
3. Провести инвентаризацию условий реализации ООП, имеющихся по факту в каждом ОУ.
4. Установить предмет закупок, количество и стоимость закупаемого оборудования и работ для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС в разрезе каждой школы (Z,) и муниципалитетов (MZj=Z 1+Z2+…).
5. Вычислить величину региональных затрат (S) на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС с учетом программы развития сети ОУ в регионах в соответствии с основными экономическими параметрами сферы образования (величина неэффективных расходов, средняя наполняемость классов в городской и сельской школах, средняя региональная наполняемость старшей ступени школы, соотношение ФОТ педагогов и всех остальных работников, соотношение количества учителей и учащихся в среднем по региону).
6. Соотнести необходимые затраты (S) с региональным графиком внедрения новых ФГОС (на 1,2 и 3 ступенях) и определить распределение освоения средств на обеспечение требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС (S) по годам (всего п лет).
7. Рассчитать значение доли, на которую необходимо увеличить величину норматива в каждый из п лет. ориентируясь на цены текущего года. Закрепить в региональном нормативном акте
• план повышения величины норматива финансирования для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС;
• способ уточнения доли повышения норматива с учетом реальных цен.
8. Для обеспечения целевого расходования объема средств норматива, направляемого для обеспечения требований к условиям реализации ООП в соответствии с ФГОС, региональным нормативным актом ежегодно фиксируется и уточняется значение доли учебных расходов в составе норматива.
Финансово справиться с обеспечением введения внеурочной деятельности, по мнению Минобрнауки, можно двумя способами. Во-первых, при формировании величины норматива финансирования брать для расчета средних удельных расходов только те учреждения, в которых эти требования ФГОС уже соблюдены. Второй вариант предполагает планомерное (в течение 10 лет) увеличение величины норматива на обеспечение выплат заработной платы и обеспечения требований к условиям реализации в соответствии с ФГОС.
При разработке образовательным учреждением механизма формирования структуры и объемов финансирования реализации основной образовательной программы начального общего образования следует опираться на следующие документы:
• Закон Рязанской области №74-03 от 15 июля 2010 г. «Об установлении нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений и методике расчета на их основе субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Рязанской области.
• Закон Рязанской области №154-03 от 7 декабря 2010 г. «О внесении изменений в закон Рязанской области «Об установлении нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений и методике расчета на их основе субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) Рязанской области»,
• Постановление правительства Рязанской области №13 от 3 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Рязанской области на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)»,
• Постановление правительства Рязанской области №17 от 1 февраля 2011 г. «О внесении изменений в постановление правительства Рязанской области №13 от 3 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка расчета нормативов финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Рязанской области на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)».
• Постановление Правительства Рязанской области от 7 октября 2009 г. №267 «Об установлении стимулирующих надбавок и выплат к заработной плате
педагогических работников государственных общеобразовательных учреждений» (с изменениями и дополнениями),
• Постановление главного управления по труду и социальным вопросам Рязанской области от 31.12.2008 №1 «О порядке исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя государственного учреждения Рязанской области».
При определении стимулирующих надбавок целесообразно предусмотреть не только надбавки для учителей, реализующих новый образовательный стандарт, но и для членов рабочей группы, осуществляющих подготовку образовательного учреждения к переходу на ФГОС НОО.
В условиях организации сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, культуры, спорта и пр. для реализации ООП НОО необходимо разработать финансовые механизмы интеграции между учреждениями. Организация взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей может быть осуществлена:
• на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);
• за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.