Формирование функциональной грамотности начинается в начальной школе
«Нельзя человека научить
на всю жизнь, его надо
научить учиться всю жизнь»
К.Д. Ушинский
Перед учителями начальных классов поставлена задача развития функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как фактора достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях обновления ФГОС начального общего образования.
20 октября 2022 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» состоялся первый в этом учебном году практический семинар для молодых учителей начальной школы, а также для коллег, у которых тема «Формирование функциональной грамотности младших школьников: опыт работы» вызвала профессиональный интерес. На семинаре присутствовали 17 педагогов из школ Лужского района.
Участникам семинара были представлены урок окружающего мира в 1 классе на тему «Кто такие птицы?» (учитель Буймова Ксения Алексеевна) и внеурочное занятие по развитию финансовой грамотности во 2 классе на тему «Карманные деньги» (учитель Степанова Таисия Ивановна). Учебные занятия получили высокую оценку коллег.
Учителя понимают, как сложно давать открытый урок в 1 классе в адаптационный период. Стаж работы Буймовой К.А. всего пять лет, но она активно использует методы системно – деятельностного подхода к обучению, направленные на достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС и формирование функциональной грамотности младших школьников. К.А. Буймова включает в урок игровые и занимательные задания, практическую работу с натуральными объектами (перьями птиц), слайды презентации, аудиозапись с голосами птиц, дополнительный и занимательный материал по теме урока, обучает малышей приёмам рефлексии.
Внеурочное занятие по финансовой грамотности во 2 классе на тему «Карманные деньги» вызвало большой интерес не только у второклассников, но и у участников семинара. Опытный учитель, Т. И. Степанова, выбрала проблемно – поисковую технологию с использованием ИКТ. Она умело организует практическую работу детей в учебном процессе, работу в парах и группах, логично выстраивает переходы от одного этапа урока к другому, повышает уровень мотивации детей в процессе урока, учит их самооценке. Такие приёмы и влияют на формирование функциональной грамотности.
Заместитель директора по УВР в начальной школе, Харитонова Татьяна Владимировна, поделилась опытом работы по формированию функциональной грамотности младших школьников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5». В своей презентации она рассказала присутствующим о механизмах развития функциональной грамотности, о её компонентах и содержании, напомнила об условиях развития и педагогических технологиях, способствующих формированию функциональной грамотности. Т.В. Харитонова рассказала о логических приёмах и примерах заданий на уроках, направленных на развитие ФГ.
Итоги работы семинара подвела Сергеева В.Н., методист МКУ «Лужский информационно-методический центр». Она сделала обзор методических материалов по трём направлениям, которыми можно воспользоваться для самообразования по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/dHlNW-Rf58WMpQ:
1. Функциональная грамотность.
2. Современный урок. Активные методы обучения в НШ.
3. Рекомендации. (Схема конспекта урока, требования ЛОИРО. Технологическая карта урока.)
На этапе рефлексии 100 % участников семинара отметили, что считают тему актуальной и полезной для себя. Некоторые коллеги написали, что задумались о важности обсуждаемой темы, предложили к рассмотрению вопросы для обсуждения по теме формирования функциональной грамотности на следующих встречах.
Сергеева В.Н.,
методист МКУ «Лужский ИМЦ»