МКУ "Лужский ИМЦ" — Формирование учебной мотивации
Главная / Без рубрики / Формирование учебной мотивации

Формирование учебной мотивации

Ученик – это не сосуд, к

оторый нужно наполнить,

а свеча, которую нужно запалить.

Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20- 30% зависят от интеллекта и на 70-80 % — от мотивов.

Что же такое мотивация? Почему один ребенок учится с радостью, а другой — с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности .

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

сосредоточение внимания на учебной ситуации;

осознание смысла предстоящей деятельности ;

осознанный выбор мотива;

целеполагание ;

стремление к цели (осуществление учебных действий) ;

стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) ;

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Слайд № 4

Организация мотивированной учебной деятельности

Установка

и действие педагога

Компоненты деятельности

Компоненты деятельности

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности постановке учебных задач

1. Цель

Цель на уроке ставит сам

Опора на внутренние мотивы

2. Мотив

Мотивирует сам, чаще за счет внешних стимулов

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели

3. Средства

Средства выбирает сам

Вариативность действий, выбор действия в соответствии с возможностями обучающегося

4. Действие

Организует и регламентирует действие

Достижение учениками личностно-значимого результата

5. Результат

Подводит весь класс к результату ,который наметил сам

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата

6. Оценка

Оценивает сам

Пути и методы стимулирования познавательных интересов обучающихся

Содержание

учебного процесса

Отношения

учителя с учащимися

Характер и уровень

учебно-познавательной деятельности

Реализация принципа новизны учебного материала

Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений

Многообразие самостоятельной работы

Использование элементов историцизма

Проявление педагогического оптимизма

Проблемное изложение знаний

Открытие нового в известном

Обеспечение поддержки начинаний учителя учениками

Организация исследовательской работы

Показ достижений современной науки

Организация соревнований на лучшие достижения

Решение творческих задач

Обоснование практической значимости знаний

Усиление практической работы

1. Начало урока

Интеллектуальная разминка

Да-нетка

Удивляй!

Отсроченная отгадка

Театрализация

2. Объяснение нового материала

Удивляй!

Привлекательная цель

Вопрос к тексту

Проблемная ситуация

Прогнозирование

3. Закрепление, повторение

Да-нетка

Лови ошибку

Проблемная ситуация

Творческие задания(кроссворды, ребусы, сочинения сказок, издания книжек)

4. Домашнее задание

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Творческие задания

5. Конец урока

Отсроченная загадка

Некоторые условия успешности учительской деятельности:

Личное обаяние

Привлекательность используемой информации

Оригинальность поведения и суждений

Устойчивый авторитет

Умение организовать деятельность и общение

Настойчивое проведение в жизнь педагогических требований

Склонность к юмору

Умение поддержать любой успех ребенка

Умение поддержать любой успех ребенка

Умение уважать чужое мнение

Тактичность и корректность по отношению к ученику

Терпение и терпимость

Умение хранить детские тайны

Иду в гости

Ф.И. «гостя»

Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово

Оценка, которую ставит «хозяин».

Ф.И. хозяина

1 по…зда -  
2 г…лубок -  
3 м…сной -  

Слайд № 10, 11

 

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).

2.Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3.Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду и т. д).

4.Контроль учебной деятельности (предупреждающий опрос, проверка всех домашних заданий, разнообразие форм самоконтроля и его активизация и др.)

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к каждому учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Организация совместной работы с родителями.

6. Привлечение учеников – консультантов для работы со слабоуспевающими учащимися

Приемы создания ситуаций успеха

Преодоление страха «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся..»
Скрытая инструкция «Ты же помнишь, что..»
Авансирование «У тебя получится..»
Персональная исключительность «Только у тебя может получиться..»
Усиление мотивации «Нам это нужно для..»
Высокая оценка детали «Вот та часть у тебя замечательна!»

Выводы:

  • Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения.

  • Главное содержание мотивации в этом возрасте – «научить учиться»