МКУ "Лужский ИМЦ" — Гаврилова А.М. Формирование здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы
Главная / Без рубрики / Гаврилова А.М. Формирование здорового образа жизни в условиях...

Гаврилова А.М. Формирование здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы

Директор МОУ «СОШ № 2»

Гаврилова А.М.

Здоровые дети – здоровое будущее. Это утверждение заложено в общественных перспективах на будущее, по которым определяется роль здоровья детей в создании хорошего, здорового будущего.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что Россия должна стать конкурентным обществом в 21 веке, обеспечить достойную жизнь всем гражданам. Важнейшими качествами личности в условиях решения этих стратегических задач становится инициативность., способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Поэтому школа – важнейший элемент в этом процессе и ее главная задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочной и патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В направлении «Сохранение и укрепление здоровья школьников» образовательной инициативы сказано, что здоровье человека – важный показатель личного успеха.

Физическое, психическое и социальное здоровье детей в России еще во многом отличается от оптимального, поэтому в национальной образовательной инициативе делается упор на занятия молодежи спортом, на сбалансированность питания, медицинское обслуживание, реализацию профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, на переход к индивидуальным программам развития здоровья школьников.

В 2010 году введен новый норматив занятий физкультурой не менее трех часов в неделю.

Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Важно пробудить при этом в детях желание заботиться о своем здоровье.

Именно при таком условии школьная жизнь может стать важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

Этому будут способствовать и переход на новые образовательные стандарты, и развитие системы поддержки талантливых детей, и совершенствование учительского корпуса, и изменение школьной инфраструктуры, и расширение самостоятельности школ.

С 2005 года в стране действует проект «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации», задача которого заключается в том, что путем положительного влияния на наше отношение к укреплению здоровья и развития общественных структур по укреплению здоровья детей, в будущем можно гарантировать создание здорового и сильного населения, обладающего энергией и желанием заботиться о здоровье и благосостоянии других граждан, в частности малосостоятельных и пожилых людей.

Здоровый образ жизни – это часть общечеловеческой культуры, поэтому мы в своей школе стремимся давать основы культуры здоровья. В практике школы внедряются как отдельные темы и курсы, имеющие отношение к здоровью и способствующие сохранению и улучшению здоровья учащихся, так и целостные здоровьесберегающие технологии обучения.

Для решения проблемы сохранения и улучшения здоровья школьников выделяют три основных группы подходов:

I. Профилактический подход, который предполагает повышенное внимание к здоровью ребенка, передачу учащимся базовых знаний о здоровье, формирование умений размышлять о своем здоровье и критически оценивать те привычки , которые сложились у него с точки зрения пользы для здоровья.

Этот подход предполагает создание основных условий для сознательного со стороны ребенка отказа от вредных привычек

Выделяют следующие направления работы:

  1. Передача базовых знаний об индивидуальном здоровье;

Медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся;

Работа по профилактике вредных привычек

II. Методический подход предполагает изучение внешних факторов, действующих в школе и отражающихся на здоровье участников образовательного процесса. Ведь большие физические и психические нагрузки на ребенка, возникающие в ходе обучения, также ведут к ослаблению его здоровья.

Основная идея методического подхода – снижение учебной нагрузки путем изменения форм и методов ведения уроков. Основная цель – создание мягкой нетравмирующей школьной среды для учащихся, обеспечение личностно – ориентированного обучения.

Работа ведется в следующих направлениях:

  1. Использование учителем демократических методов организации учебного процесса и отказ от авторитарного стиля;

Обучение учащихся способам и приемам взаимодействия друг с другом и со взрослыми;

Создание среды сотрудничества при взаимодействии школьников в ходе учебного процесса.

III. Подход формирования здоровой личности предполагает создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся школы.

Это создание такой системы школьного обучения, которая, во – первых, противостоит негативным влияниям на здоровье, и, во- вторых, позволяет ребенку развивать свои собственные стремления и за счет этого реализовываться как личность. На наш взгляд, он включает в себя полностью и первое, и второе направления.

Поэтому в нашей школе мы выбрали для реализации именно этот подход, хотя осознаем, что для формирования здорового образа жизни ребенка только этого недостаточно.

Формирование здорового образа жизни возможно только при серьезных

изменениях в сознании человека. Для того, чтобы сформировался другой образ жизни, в первую очередь необходимо сформировать у человека другую систему ценностей. В личностную систему ценностей должно войти понимание важности здоровья и отношение к своему здоровью как к ценности, которую он не должен потерять. Кроме того, должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и в конечном итоге ежедневное поведение учащихся — тот самый здоровый образ жизни, о котором идет речь.

Кроме формирования системы ценностей необходимо, чтобы были сформированы условия для ежедневного развития и совершенствования. Любой образ жизни связан с определенными видамидеятельности, и здесь является очень важным создание условий активизирующих участие в деятельности позитивной направленности. Другими словами формируемая система ценностей должна быть поддержана системой различных видов деятельности созидательной направленности.

В этом направлении задачи обучения здоровью наиболее полно пересекаются с задачами обучения жизни. Развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование особого личностноуважительного стиля взаимоотношений между учащимися, учащимися и учителями, формироование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности — вот основные точки, которые помогут учащемуся в будущем найти свое место во взрослой жизни.

  • создание условий для повышения двигательной активности школьников (увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз, создание системы спортивных секций и проч.);

создание системы кружков и секций для реализации внутренних потребностей и стремлений учащихся в деятельности различного вида;

вовлечение учащихся в отдельные виды работ реальной жизни взрослых;

обеспечение учащихся питанием в соответствии с медицинскими требованиями;

предложение для питания продуктов только соответствующих требованиям диетологов (например отказ от излишков мучной пищи, продуктов с большим количеством консервантов и т.п.).

Многие задачи школе в одиночку не решить, например, в области профилактики употребления ПАВ, профилактики проявления жестокости и насилия, укрепления материально – технической базы. Педагогический коллектив сотрудничает с родителями, которые воспринимаются участниками образовательного процесса, активно влияющими на жизнедеятельность школы.

«Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей».

Каган М.С. Философия культуры, 1996г.

Школа должна стремиться выполнить свою миссию – образование человека, поэтому при осуществлении этой миссии важно понять возможности каждой семьи в современном решении педагогических проблем ребенка.

Именно школа представляет собой среду (физическую, социальную, психолого – педагогическую) для активного вовлечения родителей и использования их как помощников в обучении своих детей.

Условия и формы вовлечения: совместная проектная деятельность, совместные мероприятия, педагогические советы, тренинг и конференции, содействие укреплению материально – технической базы и благоустройство территории школы. Активное вовлечение родителей увеличивает эффективность школьных мероприятий. Помогает уменьшить стрессогенность школьной среды и рассматривать такие проблемы как социальное здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье, профилактика жестокости и насилия в семье в контексте задач, стоящих перед школой.

Школа № 2 зарекомендовала себя как школа, умеющая оказывать детям психолого – педагогическую поддержку, что привлекает родителей города в выборе школы.

Немаловажное значение педколлектив придает и психолого – педагогическому просвещению родителей.

Школа – это единственный институт, через который проходит все население страны.