МКУ "Лужский ИМЦ" — Госконтроль за соблюдением требований об энергосбережении
Главная / Без рубрики / Госконтроль за соблюдением требований об энергосбережении

Госконтроль за соблюдением требований об энергосбережении

Как уже говорилось ранее, проверки могут быть плановыми и неплановыми. В свою очередь, плановые и внеплановые проверки делятся на документарные и выездные.

■ О проведении плановой проверки юридическое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения ■

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года (п. 7 Правил) на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами контроля в соответствии с их полномочиями.

Утвержденный руководителем контролирующего органа ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети Интернет либо иным доступным способом.

С 1 января 2013 года организации с участием государства (в т. ч. бюджетные учреждения) будут включаться в план проведения проверок в связи с завершением срока, установленного для про­ведения обязательного энергетического обследования (в том случае, если этот срок не будет перенесен на более позднюю дату).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона 294-ФЗ.

О проведении плановой проверки юридическое лицо должно быть уведомлено соответствующим органом не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановые проверки

Организация и проведение внеплановой проверки описана в ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1)   истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2)   поступление в органы контроля информации о следующих фактах:

а]         возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б]        причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в]        нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Закона 294-ФЗ.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основаниями проведения которой являются заявления о фактах или угрозе причинения вреда, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Документарные проверки

Предметом документарной проверки в соответствии со статьей 11 Закона 294-ФЗ являются сведения, содержащие в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа контроля.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии необходимых пояснений орган контроля установит признаки нарушения обязательных требований, он вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездные проверки

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требова­ний, установленных правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и по месту фактического осуществления его деятельности.

В связи с введением закона в действие были внесены существенные изменения в целый ряд других законодательных актов ■

Сроки и порядок проведения проверки

Срок проведения документальной и выездной проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

Проверка проводится в соответствии со ст. 14 Закона № 294-ФЗ и на основании распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля.

При проведении проверки статья 15 Закона № 294-ФЗ вводит ряд ограничений. Так например, должностные лица органа государственного контроля не вправе:

1)   проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям контролирующего органа, от имени которого действуют эти должностные лица;

2)   осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения такой проверки вследствие причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3] требовать представления документов, информации, если они не являются объ­ектами проверки или не относятся к пред­мету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4] распространять информацию, получен­ную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5)   превышать установленные сроки проведения проверки;

6)   осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141 в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, a также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Юридические лица обязаны вести журнал учета проверок по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141.

В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений представители проверяемой организации и (или) лица, которым в ходе проведения проверки выдано предписание об устранении нарушений, вправе представить в течение 15 дней со дня получения акта в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или их отдельных положений.

Правовые нормы привлечения к ответственности

В связи с введением Закона в действие были внесены существенные изменения в другие законодательные акты. В частности, было внесено изменение в статью 9.16 КоАП:

«Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

8. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт.

9.         Несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц десяти тысяч рублей.

10.       Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

11.       Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

12.       Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей»

Нормативно-правовые документы

1. Кодекс об административных правонарушениях.

2. Федеральный закон РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

5.         Приказ  Минэкономразвития  России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».

6.Постановление Правительства РФ от 1.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования».

7.Приказ Минпромторга РФ от 29.04.2010 № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации об его энергетической эффективности».

8.         Постановление Правительства РФ от 03.09.2010           № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

9.         Приказ Министерства экономического развития РФ от 09.03.2011 № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности».

10.       Постановление Правительства РФ от 25.04.2011           № 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за; соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»