МКУ "Лужский ИМЦ" — Информационное обеспечение введения ФГОС НОО
Главная / Без рубрики / Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО направлено на ин­формационно-технологическую поддержку по вопросам введения нового стан­дарта в ОУ. Создание информационно-образовательных ресурсов предполагает определенную организацию взаимодействия участников образовательного про­цесса в единой информационной среде:

-  во-первых, проведение разъяснительной работы с родителями, предста­вителями общественности по вопросам и проблемам введения ФГОС НОО;

-  во-вторых, создание муниципального банка данных о передовом опыте опорных школ города, района;

-  в-третьих, размещения на официальных сайтах органа управлением об­разованием, образовательного учреждения необходимой информации по новым образовательным стандартам.

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснитель­ная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с роди­телями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, меха­низмов введения, ожидаемых результатов.

Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандар­тов и внесения возможных дополнений в содержание основной образователь­ной программы начального общего образования и создание плана действий по информированию общественности должны стать обязательным направлением деятельности по информационному обеспечению введения ФГОС НОО.

Широкое информирование общественности через средства массовой ин­формации о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты — не менее важный вид работ.

При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль введения ФГОС. Наиболее эффективными вариантами выполнения данного требования являются, на наш взгляд, открытие интернет-страницы «Новый ФГОС» на сайте школы, организация администрацией школы «горячей линии», организация публичной отчетности образовательных учреждений ре­гиона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования.

Создание единого информационно-образовательного пространства — важнейшая задача современного образования. В образовательном учреждении должна быть создана локальная сеть, формирующая информационное про­странство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В ло­кальную сеть включается сервер, обеспечивающий хранение учебных материа­лов и формирование портфолио учащихся. Каждый кабинет начальной школы должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подклю­чение по беспроводной сети всех компьютеров учащихся класса и компьютера учителя.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспе­чивать информационно-технологическую поддержку образовательного процес­са.

Функции информационно-образовательной среды:

•  планирование образовательного процесса:

•  фиксация хода образовательного процесса, размещение учебных материа­лов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценка такой деятельности;

•  доступ, в том числе по Интернету, к размещаемой информации для всех уча­стников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществ­ляющих управление в сфере образования всех уровней;

•  ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать также обмен данными с органами, осуществляющими управление в сфере обра­зования; с системами административного управления, учета контингента обу­чающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в школе.

Требования к локальной сети:

•  сервер с программным обеспечением;

•  коммутатор с комплектом коммутационных кабелей;

•  источник бесперебойного питания;

•  межсетевой экран.

Каждый учащийся в ходе образовательного процесса, в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозна­ченными в ФГОС, должен иметь доступ к современному персональному ком­пьютеру с выходом в Интернет и оснащенному встроенной или внешне под­ключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. Оп­тимальным является обеспечение начальных классов в школе одним мобиль­ным компьютерным комплектом.

Увеличение разнообразия общеобразовательных программ и проектов, обеспечение ОУ различного рода ресурсами требует предоставления общест­венности полной информации об образовательном учреждении. Одним из спо­собов информирования общественности является публичный доклад. При его подготовке можно использовать «Общие рекомендации но подготовке Публич­ных докладов региональных (муниципальных) органов управления образовани — см и образовательных учреждений» («О подготовке публичных докладов» №13-312 от 28.10.10 г.). Кроме того, публичный доклад строится в полном со­ответствии с Примерным положением о публичном докладе образовательного учреждения (приложение 3).

Основные правила «эффективности» публичных докладов можно сфор­мулировать следующим образом:

1)  в процессе работы с публичной отчетностью в большей степени проявляются те эффекты, которые были определены в качестве основных целей и задач дан­ной деятельности;

2)  степень проявления этих эффектов является важнейшим критерием качества проделанной работы по подготовке, публикации, распространению и презента­ции доклада.

Рассмотрим подробнее особенности влияния различных публичных док­ладов на уклад, инфраструктуру и жизнедеятельность образовательного учреж­дения. Один из вариантов доклада может быть разработан в рамках требований, предъявляемых к победителям конкурсного отбора образовательных учрежде­ний, активно внедряющих инновационные образовательные программы (в рам­ках ПНПО). Данный подход к подготовке доклада опирается на поставленные перед авторской группой четкие управленческие задачи, которые необходимо решить на стадии разработки, например:

•  провести серьезный анализ образовательной ситуации в ОУ, который позво­лил бы в дальнейшем оценить качество реализации программы развития, закан­чивающей срок своего действия в наступающем учебном году;

•  улучшить имидж ОУ в муниципалитете и области, что позволило бы эффек­тивнее конкурировать с другими образовательными учреждениями города, не­которые из которых имеют повышенный статус (гимназия, лицей); разработать новую систему взаимодействия управленческих звеньев с целью усовершенствования их деятельности по обеспечению условий для эффектив­ной образовательной деятельности.

Инфраструктурный принцип построения содержания отчета, используе­мый в этом варианте, предполагает полное последовательное описание всех подразделений школы и всех направлений ее работы:

•  учебная работа: начальные классы; среднее звено; старшие классы;

•  воспитательная работа;

•  дополнительное образование;

•  система управления;

•  инновационная деятельность и т. д.

Такая структура отчета в настоящее время уже может считаться класси­ческой и типичной для подавляющего большинства школьных докладов. Она позволяет провести качественный анализ ситуации и представить полную кар­тину образовательного учреждения.

Для решения поставленных управленческих задач такой вариант отчета является вполне адекватным. В ходе работы над докладом авторской группой, состоящей в основном из представителей административной команды ОУ, мо­гут быть рассмотрены, проанализированы и описаны практически все направ­ления деятельности образовательного учреждения.

Проведенный анализ позволит выявить наиболее значимые аспекты дея­тельности: достаточно ли высокий уровень учебной деятельности, сформирова­на ли система воспитательной работы в ОУ, необходимое ли количество инте­ресных и важных творческих, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводится в течение учебного года; ведется ли серьезная работа в области со­хранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников; осуществляется ли социальная и психологическая поддержка участников образовательного процесса; расширяется ли сеть взаимодействия ОУ с учреждениями дополни­тельного образования.

Сделанный вывод поможет сформулировать важнейшие принципы, идеи и определить направления («стратегические линии») новой программы разви­тия. Проведенная при подготовке доклада работа позволит коллективу ОУ в очень короткие сроки разработать принципиально новую программу, карди­нально отличающуюся от всего существующего ранее. В результате на свет появится очень самобытная, оригинальная и, что самое важное, жизнеспособ­ная программа. Таким образом, три основные управленческие задачи, постав­ленные перед докладом, будут успешно решены.

Следующий вариант доклада существенно отличался от предыдущего по своей структуре. Он состоит всего из четырех частей:

1.  Введение.

2.  Итоги реализации программы развития.

3..Первые шаги на пути реализации новой программы развития.

4. Заключение.

При этом содержание 2 и 3 частей полностью раскрывает все основные аспекты деятельности ОУ, что обеспечивает соответствие доклада требованиям положения. Подобная структура как нельзя лучше соответствует его основным задачам — показать преемственность между программами развития, объяснить представителям различных социальных групп особенности новой программы и продемонстрировать на конкретном материале ее жизнеспособность и перспек­тивы ее реализации.

К разработке этого доклада могут быть привлечены дополнительные кад­ровые ресурсы из числа педагогов ОУ и, что особенно важно, родительская общественность и совет старшеклассников.

Во время подготовки проекта и обсуждения его с аудиториями педагогов, родителей и учащихся со стороны слушателей могут быть внесены изменения в содержание, а также предложения для разработки будущих докладов. Публич­ные слушания доклада могут проходить в тех же коллективах. Все это позволит значительно улучшить взаимодействие между субъектами образовательного процесса.

В программу развития ОУ необходимо внести ряд изменений и дополне­ний, учитывающих потребности и интересы различных групп потребителей об­разовательных услуг.

Работа над докладом сможет изменить позиции и функции управляющего совета О У. Участие в анализе и прогнозировании дальнейшего развития обра­зовательного учреждения позволит активной части родителей осознать свои права и возможности влияния на образовательную ситуацию. Их отношение к своей деятельности в качестве членов совета станет более ответственным — управляющий совет может стать участником распределения стимулирующих выплат педагогам ОУ, получит возможность привлекать спонсоров для награж­дения учащихся. Через управляющий совет любой родитель сможет обратиться к администрации ОУ, внести свои предложения по вопросам организации обра­зовательного и воспитательного процесса. Все это будет способствовать прин­ципам прозрачности и открытости образовательного учреждения.

Литература

1.  Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами).

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федераль­ного государственного образовательного стандарта начального общего образо­вания».

3.  Глоссарий ФГОС начального общего образования второго поколения // Управление начальной школой №1, 2011

4.  Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохра­нения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. №593

5.  Желнова, С. А. Локальные акты школы по внедрению новой системы оплаты труда / С. А. Желнова // Практика административной работы в школе. -

2009.  — №4.

6.  Интеграция общего и дополнительного образования детей. Материа­лы семинара.

7.  Карпенкова, И. В. Работа тьютора в инклюзивной начальной школе / И. В. Карпенкова // Управление начальной школой. -2010. -№12.

8.  Концепция духовно-нравственного воспитания. — М. : Просвещение,

2010.

9.  Ломов. А. И. Должностная инструкция заместителя директора школы (воспитательная работа) / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе.-2010.-№5

10.  Ломов, А. И. Приказы директора школы при использовании новой системы оплаты труда / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. — 2009. — №4

11.  Ломов, А. И. Самоаудит школьной документации — модное веяние или жизненная необходимость? / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. — 2010. — №8.

12.  Мерцаюва, Т. Публичный доклад как реальный управленческий инструмент / Т. Мерцалова, Л. Иващенко, М. Гришина // Директор школы. — 2010.-№9.

13.  Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов ло­кальных актов ОУ. Проект РАО.

14.  Модельная методика формирования системы оплаты труда и стиму­лирования работников ГОУ субъектов РФ и МОУ, реатизующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образова­ния. Утверждена Министром образования и науки РФ 22.11.2007.

15.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. — 2010. — №4.

16.  Погребняк, В. В. Подготовка начальной школы к введению нового стандарта / В. В. Погребняк, JT. Ф. Бобылева, Е. В. Михайличенко, Т. Л. Тере — хина // Управление начальной школой. — 2011. — №2.

17.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2011.

18.  Рабочая концепция одаренности / под общей редакцией Богоявлен­ской Д. Б.

19.  Сабельникова, С. И., Кошель Ю. В. Модель методической работы на­чальной школы / С. И. Сабельникова, Ю. В. Кошель // Управление начальной школой.-2010.-№10.

20.  Сабельникова, С. И. Обучение педагогов работе по новому стандарту / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой. — 2011. — №2.

21.  Сабельникова, С. И. Подготовка педагогического коллектива к рабо­те по новому стандарту / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой. — 2011. — №1.

22.  Скрипова, Н. Е. Нормативно-правовой контекст основной образова­тельной программы / Н. Е. Скрипова //Управление начальной школой. — 2010. — №12.

23.  Содномова, М. Б. Общественная аккредитация как форма публичного доклада школы / М. Б. Содномова // Национальный проект «Образование». — 2010. — №2.

24.  Табунидзе, Л. В. Стратегическое планирование маркетинговой дея­тельности начальной школы / Л. В. Табунидзе // Управление начальной шко­лой.-2011. — №2.

25.  Управление начальной школой : методич. пособие / под ред. Е. Н. Землянской. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2007.

26.  Теличко, И. А. Инфраструктура оценки качества образования в на­чальной школе / И. А. Теличко, Н. Г1. Гуменюк, Л. Л. Длугалинская // Управ­ление начальной школой.-2010.-№12.

27.  Теличко, И. А. Создание современной инфраструктуры начального общего образования / И. А. Теличко, Н. П. Гуменюк, Л. Л. Длугалинская // Управление начальной школой. — 2010. — №11.

28.  Чиндилова, О. В. Об изменениях в базисном учебном плане /О. В. Чиндилова//Управление начальной школой. — 2011. -№1.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.  www. standart. edu. ru

2.  www. fgos. isiorao. ru

3.  www. mon. gov. ru

4.  www. centr-ro. ru

5.  www. a21vek. ru

6.  www. sch2000.ru

7.  www. zankov. ru

8.  www. school2100.ru