Информационное обеспечение введения ФГОС НОО
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
Информационное обеспечение введения ФГОС НОО направлено на информационно-технологическую поддержку по вопросам введения нового стандарта в ОУ. Создание информационно-образовательных ресурсов предполагает определенную организацию взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде:
- во-первых, проведение разъяснительной работы с родителями, представителями общественности по вопросам и проблемам введения ФГОС НОО;
- во-вторых, создание муниципального банка данных о передовом опыте опорных школ города, района;
- в-третьих, размещения на официальных сайтах органа управлением образованием, образовательного учреждения необходимой информации по новым образовательным стандартам.
При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.
Изучение общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования и создание плана действий по информированию общественности должны стать обязательным направлением деятельности по информационному обеспечению введения ФГОС НОО.
Широкое информирование общественности через средства массовой информации о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты — не менее важный вид работ.
При введении ФГОС должны быть обеспечены гласность и прозрачность всех действий и процедур, эффективный государственный и общественный контроль введения ФГОС. Наиболее эффективными вариантами выполнения данного требования являются, на наш взгляд, открытие интернет-страницы «Новый ФГОС» на сайте школы, организация администрацией школы «горячей линии», организация публичной отчетности образовательных учреждений региона о ходе и результатах введения ФГОС начального общего образования.
Создание единого информационно-образовательного пространства — важнейшая задача современного образования. В образовательном учреждении должна быть создана локальная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть включается сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся. Каждый кабинет начальной школы должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение по беспроводной сети всех компьютеров учащихся класса и компьютера учителя.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса.
Функции информационно-образовательной среды:
• планирование образовательного процесса:
• фиксация хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценка такой деятельности;
• доступ, в том числе по Интернету, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования всех уровней;
• ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.
Информационно-образовательная среда школы должна обеспечивать также обмен данными с органами, осуществляющими управление в сфере образования; с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в школе.
Требования к локальной сети:
• сервер с программным обеспечением;
• коммутатор с комплектом коммутационных кабелей;
• источник бесперебойного питания;
• межсетевой экран.
Каждый учащийся в ходе образовательного процесса, в соответствии с коммуникативными и образовательными задачами учебного предмета, обозначенными в ФГОС, должен иметь доступ к современному персональному компьютеру с выходом в Интернет и оснащенному встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. Оптимальным является обеспечение начальных классов в школе одним мобильным компьютерным комплектом.
Увеличение разнообразия общеобразовательных программ и проектов, обеспечение ОУ различного рода ресурсами требует предоставления общественности полной информации об образовательном учреждении. Одним из способов информирования общественности является публичный доклад. При его подготовке можно использовать «Общие рекомендации но подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образовани — см и образовательных учреждений» («О подготовке публичных докладов» №13-312 от 28.10.10 г.). Кроме того, публичный доклад строится в полном соответствии с Примерным положением о публичном докладе образовательного учреждения (приложение 3).
Основные правила «эффективности» публичных докладов можно сформулировать следующим образом:
1) в процессе работы с публичной отчетностью в большей степени проявляются те эффекты, которые были определены в качестве основных целей и задач данной деятельности;
2) степень проявления этих эффектов является важнейшим критерием качества проделанной работы по подготовке, публикации, распространению и презентации доклада.
Рассмотрим подробнее особенности влияния различных публичных докладов на уклад, инфраструктуру и жизнедеятельность образовательного учреждения. Один из вариантов доклада может быть разработан в рамках требований, предъявляемых к победителям конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (в рамках ПНПО). Данный подход к подготовке доклада опирается на поставленные перед авторской группой четкие управленческие задачи, которые необходимо решить на стадии разработки, например:
• провести серьезный анализ образовательной ситуации в ОУ, который позволил бы в дальнейшем оценить качество реализации программы развития, заканчивающей срок своего действия в наступающем учебном году;
• улучшить имидж ОУ в муниципалитете и области, что позволило бы эффективнее конкурировать с другими образовательными учреждениями города, некоторые из которых имеют повышенный статус (гимназия, лицей); разработать новую систему взаимодействия управленческих звеньев с целью усовершенствования их деятельности по обеспечению условий для эффективной образовательной деятельности.
Инфраструктурный принцип построения содержания отчета, используемый в этом варианте, предполагает полное последовательное описание всех подразделений школы и всех направлений ее работы:
• учебная работа: начальные классы; среднее звено; старшие классы;
• воспитательная работа;
• дополнительное образование;
• система управления;
• инновационная деятельность и т. д.
Такая структура отчета в настоящее время уже может считаться классической и типичной для подавляющего большинства школьных докладов. Она позволяет провести качественный анализ ситуации и представить полную картину образовательного учреждения.
Для решения поставленных управленческих задач такой вариант отчета является вполне адекватным. В ходе работы над докладом авторской группой, состоящей в основном из представителей административной команды ОУ, могут быть рассмотрены, проанализированы и описаны практически все направления деятельности образовательного учреждения.
Проведенный анализ позволит выявить наиболее значимые аспекты деятельности: достаточно ли высокий уровень учебной деятельности, сформирована ли система воспитательной работы в ОУ, необходимое ли количество интересных и важных творческих, спортивных и интеллектуальных мероприятий проводится в течение учебного года; ведется ли серьезная работа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников; осуществляется ли социальная и психологическая поддержка участников образовательного процесса; расширяется ли сеть взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования.
Сделанный вывод поможет сформулировать важнейшие принципы, идеи и определить направления («стратегические линии») новой программы развития. Проведенная при подготовке доклада работа позволит коллективу ОУ в очень короткие сроки разработать принципиально новую программу, кардинально отличающуюся от всего существующего ранее. В результате на свет появится очень самобытная, оригинальная и, что самое важное, жизнеспособная программа. Таким образом, три основные управленческие задачи, поставленные перед докладом, будут успешно решены.
Следующий вариант доклада существенно отличался от предыдущего по своей структуре. Он состоит всего из четырех частей:
1. Введение.
2. Итоги реализации программы развития.
3..Первые шаги на пути реализации новой программы развития.
4. Заключение.
При этом содержание 2 и 3 частей полностью раскрывает все основные аспекты деятельности ОУ, что обеспечивает соответствие доклада требованиям положения. Подобная структура как нельзя лучше соответствует его основным задачам — показать преемственность между программами развития, объяснить представителям различных социальных групп особенности новой программы и продемонстрировать на конкретном материале ее жизнеспособность и перспективы ее реализации.
К разработке этого доклада могут быть привлечены дополнительные кадровые ресурсы из числа педагогов ОУ и, что особенно важно, родительская общественность и совет старшеклассников.
Во время подготовки проекта и обсуждения его с аудиториями педагогов, родителей и учащихся со стороны слушателей могут быть внесены изменения в содержание, а также предложения для разработки будущих докладов. Публичные слушания доклада могут проходить в тех же коллективах. Все это позволит значительно улучшить взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
В программу развития ОУ необходимо внести ряд изменений и дополнений, учитывающих потребности и интересы различных групп потребителей образовательных услуг.
Работа над докладом сможет изменить позиции и функции управляющего совета О У. Участие в анализе и прогнозировании дальнейшего развития образовательного учреждения позволит активной части родителей осознать свои права и возможности влияния на образовательную ситуацию. Их отношение к своей деятельности в качестве членов совета станет более ответственным — управляющий совет может стать участником распределения стимулирующих выплат педагогам ОУ, получит возможность привлекать спонсоров для награждения учащихся. Через управляющий совет любой родитель сможет обратиться к администрации ОУ, внести свои предложения по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса. Все это будет способствовать принципам прозрачности и открытости образовательного учреждения.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Глоссарий ФГОС начального общего образования второго поколения // Управление начальной школой №1, 2011
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2009 г. №593
5. Желнова, С. А. Локальные акты школы по внедрению новой системы оплаты труда / С. А. Желнова // Практика административной работы в школе. -
2009. — №4.
6. Интеграция общего и дополнительного образования детей. Материалы семинара.
7. Карпенкова, И. В. Работа тьютора в инклюзивной начальной школе / И. В. Карпенкова // Управление начальной школой. -2010. -№12.
8. Концепция духовно-нравственного воспитания. — М. : Просвещение,
2010.
9. Ломов. А. И. Должностная инструкция заместителя директора школы (воспитательная работа) / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе.-2010.-№5
10. Ломов, А. И. Приказы директора школы при использовании новой системы оплаты труда / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. — 2009. — №4
11. Ломов, А. И. Самоаудит школьной документации — модное веяние или жизненная необходимость? / А. И. Ломов // Практика административной работы в школе. — 2010. — №8.
12. Мерцаюва, Т. Публичный доклад как реальный управленческий инструмент / Т. Мерцалова, Л. Иващенко, М. Гришина // Директор школы. — 2010.-№9.
13. Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов ОУ. Проект РАО.
14. Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников ГОУ субъектов РФ и МОУ, реатизующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Утверждена Министром образования и науки РФ 22.11.2007.
15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. — 2010. — №4.
16. Погребняк, В. В. Подготовка начальной школы к введению нового стандарта / В. В. Погребняк, JT. Ф. Бобылева, Е. В. Михайличенко, Т. Л. Тере — хина // Управление начальной школой. — 2011. — №2.
17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2011.
18. Рабочая концепция одаренности / под общей редакцией Богоявленской Д. Б.
19. Сабельникова, С. И., Кошель Ю. В. Модель методической работы начальной школы / С. И. Сабельникова, Ю. В. Кошель // Управление начальной школой.-2010.-№10.
20. Сабельникова, С. И. Обучение педагогов работе по новому стандарту / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой. — 2011. — №2.
21. Сабельникова, С. И. Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту / С. И. Сабельникова // Управление начальной школой. — 2011. — №1.
22. Скрипова, Н. Е. Нормативно-правовой контекст основной образовательной программы / Н. Е. Скрипова //Управление начальной школой. — 2010. — №12.
23. Содномова, М. Б. Общественная аккредитация как форма публичного доклада школы / М. Б. Содномова // Национальный проект «Образование». — 2010. — №2.
24. Табунидзе, Л. В. Стратегическое планирование маркетинговой деятельности начальной школы / Л. В. Табунидзе // Управление начальной школой.-2011. — №2.
25. Управление начальной школой : методич. пособие / под ред. Е. Н. Землянской. — М. : Центр «Педагогический поиск», 2007.
26. Теличко, И. А. Инфраструктура оценки качества образования в начальной школе / И. А. Теличко, Н. Г1. Гуменюк, Л. Л. Длугалинская // Управление начальной школой.-2010.-№12.
27. Теличко, И. А. Создание современной инфраструктуры начального общего образования / И. А. Теличко, Н. П. Гуменюк, Л. Л. Длугалинская // Управление начальной школой. — 2010. — №11.
28. Чиндилова, О. В. Об изменениях в базисном учебном плане /О. В. Чиндилова//Управление начальной школой. — 2011. -№1.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ