МКУ "Лужский ИМЦ" — Из опыта работы. Экологическая работа
Главная / Без рубрики / Из опыта работы. Экологическая работа

Из опыта работы. Экологическая работа

Экологическая работа

в МОУ «Толмачевская средняя общеобразовательная школа»

Шевцова Юлия Игоревна, учитель химии, биологии и экологии Толмачевской СОШ,

педагог дополнительного образования ЦДЮТ г. Луги

«Странный народ эти взрослые»- сказал себе Маленький принц, продолжая путь. Останавливаясь на этих словах из сказки Антуана – де-Сент Экзюпери, пытаюсь соизмерить с этой фразой свои отношения с детьми.

В такие мгновения приходит на помощь Экзюпери: «Искать сердцем» — говорит он, и те же самые педагогические истины и технологии приобретают иной смысл, иную окраску. В своей работе с детьми я стараюсь искать сердцем.

Двенадцать лет я занимаюсь экологической работой с детьми. Главная моя цель – это воспитание экологической культуры подростков.

Ядром экологического сознания является экологическое мышление – умственная аналитико – синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях, выводах и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможно продуманное, научно обоснованное, взвешенное вмешательство в природу, жизнь общества и отдельных индивидов, сохранение экологического равновесия (Лихачев).

Крайнее обострение экологических проблем обусловило сегодня объективную необходимость коренного изменения характера взаимодействия человека с окружающей средой, формирования нового типа культуры человеческого общества.

«Человека называют властелином природы, но мудрость, которой мы властвуем, природой не дается. Этому надо учиться» (Николай Иванович Лобачевский). Он предвидел время, когда сила нашего воздействия на природу станет опасной не только для нее, но и для нас самих. Природа – это, прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощутим. Экологическая грамотность необходима каждому.

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

Теперь все камни разбросали,

Пора их снова собирать.

Что было в прошлом – потеряли,

Все надо снова создавать.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно существование его на планете Земля.

Направления работы

Экологическая работа в Толмачевской школе ведется в разной форме:

  • Уроки экологии в 9 – 11 классах. С этого учебного года вводятся уроки экологии в 7, 8 классах.
  • Кружки школьные: «Экология человека», «Экологический мониторинг» для учащихся 7 – 11 классов.
  • Кружки от ЦДЮТ: для учащихся начальной школы, среднего и старшего звена.
  • Элективные курсы профильные и предпрофильные с химико-экологическим и эколого-биологическим содержанием.
  • Работа экологического клуба «Земляне».
  • Научно – исследовательская работа.
  • Участие в природоохранных акциях и проектах.
  • Участие в конкурсах и олимпиадах.
  • Научно – исследовательские экспедиции.

О некоторых формах работы расскажу подробнее.

1. Клуб «Земляне»

Сначала это был просто кружок «Юный эколог» от ЦДЮТ, но наша работа выходила далеко за рамки кружка. И тогда мы создали клуб «Земляне». В его состав входят школьники с 5 по 11 класс, а в этом году присоединятся учащиеся начальной школы. Стать членом клуба может каждый желающий.

Цель – экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, изучение природного и культурного наследия своего края.

Девиз: «Сохраним природное и культурное наследие своего края».

Направления работы:

  1. Занятия коллектива по программе «Экологический серпантин» от ЦДЮТ;
  2. Занятия по программе «Экологический мониторинг»;
  3. Заседания объединения;
  4. Исследовательская работа;
  5. Участие в районных, городских, областных, региональных и всероссийских конференциях, конкурсах и олимпиадах по экологии, биологии и краеведению;
  6. Организация школьных экологических праздников;
  7. Участие в различных проектах и акциях:
  • Школьный проект «Экологические инициативы»;
  • Районный проект «Родники Лужского района»;
  • Региональная акция «Малым рекам Ленинградской области – жить!»;
  • Международный проект «Наблюдения за природой Балтики»;
  1. Работа с научно – популярно литературой;
  2. Летние экологические лагеря, экспедиции, походы.

Формы и методы, используемые в работе коллектива:

Выезды и исследовательская работа на водоемах, в лесу; экскурсии в природу и по достопримечательностям Санкт – Петербурга и Ленинградской области; встречи с интересными людьми, людьми науки; практические работы в лабораториях; выступления лекторских групп; экологические праздники, сюжетно – ролевые игры; экологические акции; работа в экологических мастерских; летние экологические лагеря, экспедиции, учебные сессии в центре для одаренных детей «Интеллект», участие в областных слетах – школах три раза в год и в районном экологическом слете; обучение во всероссийском экологическом лагере и международном, на финском заливе.

Символика: флаг с эмблемой нашего клуба (земной шар, который закрывают дети зонтиком от экологических катастроф и надпись: «Дети спасут мир»), зеленые галстуки.

2. Экологические акции

Одним из основных направлений экологического образования является формирование экологически целесообразных умений, способствующих углубленному пониманию экологической ситуации и определению возможных путей ее улучшения. Решающая роль в этом процессе принадлежит экологическим акциям.

В ходе акции учащиеся включаются в активную познавательную и практическую работу, обеспечивающую: привитие умений и навыков в природоохранной деятельности, возможность самореализации каждого из участников акции, формирование чувства индивидуальной и групповой ответственности за выполняемое дело, участие в решении экологических проблем своего региона.

Много лет мы участвуем в региональной акции «Малым рекам Ленинградской области – жить!». За это время было изучено множество малых рек нашего региона. В этой акции участвовало огромное количество школьников из разных районов области. А так же два года в нашей акции участвуют ребята из г. Москвы.

Цель акции: формирование гражданской позиции и ответственного отношения школьников к окружающей среде, базирующихся на системных знаниях о проблемах малых рек, умениях оценивать состояние системы «водосбор — водоток», навыках по оздоровлению природной среды.

Достижение поставленной цели обеспечивается комплексным решением образовательных, воспитательных и практических задач.

Образовательные задачи:

  1. Изучение методов оценки нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам (на примере малых рек).
  2. Изучение последствий для различных компонентов природной среды нарушений экологических требований.
  3. Изучение методов оценки состояния системы водосбор – водоток (на примере малых рек).
  4. Изучение возможностей улучшения состояния и восстановление природных систем на исследуемой территории.
  5. Изучение правил техники безопасности при проведении исследовательских работ и природовосстановительной деятельности.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование у участников акции правильного отношения к поставленной экологической проблеме.
  2. Формирование экологически грамотного поведения участников акции.
  3. Формирование у участников акции активной жизненной позиции и ответственного отношения к окружающей среде.
  4. Пропаганда среди населения знаний о последствиях для различных компонентов природной среды нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам.

Развивающие задачи:

  1. Развитие умений по регистрации нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам.
  2. Развитие умений по оценке экологического состояния водного объекта.
  3. Развитие умений по выполнению картографических работ.
  4. Развитие умений по информационному обеспечению экологической ситуации.
  5. Развитие умений по обработке информации.
  6. Развитие умений по оценке результатов экологической акции.
  7. Развитие умений по выработке рекомендаций по оздоровлению водного объекта (на примере малых рек).
  8. Развитие умений по пропаганде экологических знаний среди населения.

Практические задачи:

  1. Формирование и выработка навыков экологически целесообразной деятельности в природе.
  2. Формирование навыков по определению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
  3. Выработка навыков по улучшению состояния окружающей среды и организации общественного экологического контроля.

В процессе проведения акции предусмотрены следующие виды деятельности:

  • Выход исследовательских групп (участников акции) на предварительно определенные маршруты, проходящие вдоль малых рек, с целью выявления нарушений экологических требований, предъявляемых водным объектам и оценки экологического состояния водосборов.
  • Подготовка и передача писем – обращений виновникам нарушений и в районные администрации.
  • Проведение природовосстановительных работ на исследуемой территории.
  • Освещение результатов акции через средства массовой информации.
  • Осуществление среди учащихся школ и населения пропагандисткой деятельности по результатам акции.
  • Подведение итогов акции с участием представителей природоохранных структур, общественности и средств массовой информации.
  • Осуществление общественного экологического контроля по результатам проведенной акции.

Работа выполняется в составе исследовательских групп:

  1. Общественных инспекторов охраны природы.
  2. Экологов исследователей.
  3. Картографов (топографов).
  4. Журналистов (фоторепортеров).

Для достижения цели проводится ряд экспедиций. Каждая группа выполняет свои задачи.

  1. Общественные инспектора по охране природы – фиксируют все нарушения, предъявляемые к водным объектам (замусоренность территории водосбора реки; описание свалок; наличие коммунально-бытовых и промышленных стоков и т.д.).
  2. Экологи – исследователи проводят гидрохимические, гидробиологические и гидрологические исследования.
  3. Картографы наносят на карту точки исследования, а так же обнаруженные нарушения; готовят карту – увеличку.
  4. Журналисты проводят социологический опрос населения о проблемах малых рек, помогают готовить отчеты, делают фото и видео съемку.

Результаты деятельности

Одним из результатов деятельности являются исследовательские итоговые работы. Это творческие работы, выполненные с помощью конкретной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Научно – исследовательские работы дети представляют на разных конкурсах, конференциях, олимпиадах, где занимают призовые места. В течение нескольких лет мы занимаем первые места на районном этапе экологической олимпиады и защищаем честь района на областном этапе, где тоже ежегодные призеры. Защищали честь области на всероссийском этапе экологической олимпиады в 2009 году – Кожокарь Татьяна и 2010 году: Куклич Ксения, Кожокарь Татьяна и Суханова Маргарита.

Но самое главное, что дети лучше узнают друг друга, имеют возможность общаться с взрослыми, с научными работниками, учатся работать с литературой, различными приборами, грамотно оформлять исследовательские работы и защищать их. Все это дает детям огромный опыт самостоятельной жизни. И кем бы они ни стали, наши занятия не пройдут даром, ведь то, что мы закладываем в них элементы экологической культуры, будет полезно для них и общества в целом, кем бы они ни стали.