МКУ "Лужский ИМЦ" — Из опыта работы. Методические рекомендации по созданию электронных презентаций
Главная / Без рубрики / Из опыта работы. Методические рекомендации по созданию электронных...

Из опыта работы. Методические рекомендации по созданию электронных презентаций

Ефремов Владимир Семенович,

методист по информатике и ИКТ МУ ИМЦ г. Томск

Одним из актуальных и распространненых направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии.

У термина презентация (от лат. praesento — передаю, вручаю или англ. present — представлять) два значения — широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле слова презентации — это электронные документы особого рода. Они отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Далее этот термин будет использоваться в узком смысле этого слова.

Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия (принцип модальности). Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

Написание презентации к уроку всегда большая, кропотливая и полезная работа. Полезная, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть «узкие» места. Презентация — квинтэссенция всего перечисленного, поскольку весь отобранный и подготовленный автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно рельефны. Поэтому один из главных положительных моментов при создании электронных презентаций — максимальная дисциплинизация педагога. И, как результат, учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

Документы этого типа готовятся с помощью специальных программных средств, но при этом широко используются и традиционные универсальные средства, такие как текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, средства обработки звуковой и видеоинформации.

Сравнение таких программных средств подготовки электронных презентаций, как Corel Presentation 9 (пакет Corel’s Office Suite for Linux), Presentation (пакет StarOffice фирмы StarDivision GmbH), Microsoft PowerPoint (пакет MS Office) позволило сделать выбор в пользу последнего — в силу его широкого распространения, доступности интерфейса при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых материалов. При этом появляется возможность совместить технические возможности компьютерной и мультимедийной техники (прежде всего мультимедийного проектора) в предоставлении учебного материала с «живым» общением учителя с учениками.

Кроме того, MS PowerPoint позволяет подготовить вспомогательные материалы на прозрачной пленке (для демонстрации через оптический проектор), на специальной 35-мм фотопленке (для демонстрации через оптический слайд-проектор) или бумаге. При использовании локальной сети компьютерного класса управление демонстрацией презентации на компьютерах учащихся можно осуществлять дистанционно (с рабочего места преподавателя).

Тем не менее, из практического опыта следует, что основное содержание работы с MS PowerPoint составляет вовсе не освоение интерфейса и инструментария программы, а осмысления целей ее применения в учебном процессе, потребностей учащихся, выявление преимуществ мультимедийного способа представления информации и другие действия креативного характера. Конечно, при этом не стоит преуменьшать и значения полного овладения средствами MS PowerPoint.

Теоретический материал и практические примеры, представленные в модуле, позволят педагогу самостоятельно познакомиться с современными подходами в области мультимедийных презентационных технологий и подготовиться к их активному использованию в своей профессиональной деятельности с учетом вышеизложенных тенденций.