Из опыта работы. Служба примирения
«Служба примирения» (из опыта работы СОШ №6)
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» в 2008-2010 создана служба примирения, в основу работы которой положен инновационный способ разрешения конфликтов. Как и большинство инноваций, восстановительная медиация пришла к нам с запада. Школьная служба примирения овладевает восстановительным методом и применяет его на практике в разрешении конфликтов между учениками и учителями.
Почему необходима служба примирения в школе?
Многие конфликты наносят подросткам глубокие психические травмы. Кроме того, ослабляются имеющиеся у них социальные связи, снижается уровень образования, а в некоторых случаях конфликты влекут и последующую криминализацию личности.
Однако в современных условиях разрешение конфликта сопровождается зачастую наложением на провинившегося лишь формальных обязательств, что по большей части приводит к осознанию подростками безнаказанности собственного девиантного поведения и его рецидиву.
Именно восстановительный подход помогает провинившемуся осознать последствия совершенного им проступка, предпринять шаги к примирению с потерпевшим, почувствовать раскаяние, получить прощение.
Что такое восстановительная медиация?
Под медиацией понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций. Важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.
Коллектив школы №6 работает в рамках собственного проекта «Расширение позитивных связей в школе через возможности восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации» и одновременно в рамках общероссийского проекта «Повышение доступности правосудия для малоимущих и социально незащищенных групп населения Российской Федерации». Агентством по реализации этого проекта является Московский институт права и публичной политики. Партнёр проекта – Лужский городской суд.
При реализации данного проекта решаются следующие задачи:
1. Проведение обучающих мероприятий для учащихся старших классов, классных руководителей и учителей других школ района.
- Семинар «расширение общественного участия в управлении образованием» (обучающий тренинг для заместителей директоров школ Лужского района. Тренинг состоялся в январе 2010 года и стал первым из запланированных обучающих мероприятий в рамках реализации проекта.
- Тренинг «Организация службы примирения в СОШ №6.»Тренинг проходит один раз в месяц, предназначен для учащихся 11 педагогического класса, имеющих опыт волонтёрской работы.
- Тренинг «Подготовка медиаторов для программ восстановительного способа реагирования на конфликтные ситуации».
- Семинар для директоров образовательных школ Лужского района «Государственно-общественное управление, как ресурс развития школьной системы образования».
- Презентация службы примирения в СОШ №6
2. Организация работы службы примирения в школе.
- Деятельность службы примирения была одобрена педсоветом школы и школьным ученическим самоуправлением. Так она получила официальный статус в рамках структуры школы.
- Служба примирения собирает статистику по поступившим из активов классов запросам, проведённым медиациям.
- Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участие куратора службы.
- В 2008-2009 годах школа приняла участие в 2- х областных тренингах, которые проходились в городе Кингисеппе Московским институтом права и публичной политики: / «Организация школьных служб примирения в Ленинградской области», «Восстановительная ювенальная юстиция: обучение навыкам медиации»/
- В 2010 – 2011 году школой планируется проведение областной конференции «Служба примирения: Мировые тенденции и опыт Ленинградской области»