МКУ "Лужский ИМЦ" — Избранные приемы педагогической техники
Главная / Без рубрики / Избранные приемы педагогической техники

Избранные приемы педагогической техники

Избранные приемы педагогической техники

Форум на сайте «Сеть творческих учителей» в сообществе Творческая лаборатория педагога-экспериментатора (Объединение педагогов-экспериментаторов для развития навыков опытно-экспериментальной деятельности.)

 

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=41772&BoardId=162836&tmpl=Themes

http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=41772&tmpl=Thread&BoardId=162836&ThreadId=203132&page=16

 

Материал для электронной энциклопедии будет вноситься в следующем виде:

1. № п/п

2. Название

3.Описание

4. Методические рекомендации по его использованию (какую из ключевых компетенций данный прием формирует).

Классификация приемов педагогической техники по ключевым компетенциям (учебно-познавательные компетенции)

1. »Паучок».

Этот прием связан с введением на уроке нового термина, понятия. Учитель, используя некоторые представления учащихся о предмете разговора, предлагает ученикам попробовать самим дать определение нового понятия. Все варианты выписываются учителем на доске. Каждый из вариантов — это своеобразные «лапки» вокруг «тела»- понятия, о котором идет речь. Затем учитель подводит итоги. Указывает на те существенные признаки, которые учащиеся включили в свои варианты определения, а какие  еще необходимо добавить.

Приём используется при изучении нового материала.

 

2. Прием педагогической техники «Правила без проблем»

Ученикам предлагается придумать жестикуляцию к тексту правила, лучшую из предложенных вариантов учат все.

Используется для стимуляции учебно-познавательного процесса

3. Прием педагогической техники «Задание со сменой установки».

Формирует учебно-познавательные компетенции.

На доске заранее пишется задание (несколько формул, чисел, фигур,слов), учащимся предлагатся их запомнить в том же порядке.Затем задание убираем, а учащимся предлагаем ответить на вопросы учителя.

Используется при проверке знаний учащихся и позволяет не только проверит знания учащихся по теме, но и развивает зрительную память

4. «Волшебная палочка».

В руках учителя «волшебная палочка». Учитель взмахивает ею и говорит какое-либо сказочное заклинание. И  все присутствующие «переносятся», например, в мастерскую какого-либо художника (писателя, композитора. учёного и т.д.). Информация, которую узнают ребята, может быть самой разной. Всё зависит от фантазии учителя и учебных задач урока. Здесь можно использовать презентацию (может быть ЦОРы), с помощью которой можно «перемещаться в пространстве», «путешествовать».

Данный приём можно применять не только в начальной школе, но и в средней параллели, заменив «волшебную палочку» на более прогрессивную и современную «волшебную мышку». Данный приём, на мой взгляд, должен быть дозированным, здесь нельзя переборщить. За урок этот приём стоит использовать не более 3-х раз (4-й —  только по большой необходимости).
5. Приём педагогической техники «Выяви существенное»

Учащимся предлагается провести анализ данных (3-5) признаков какого-либо понятия и выделить существенные и несущественные признаки. На основании существенных признаков формулируется определение понятия

Используется при знакомстве с новыми понятиями, а также при закреплении и повторении знаний

6. Приём педагогической техники «Найти неизвестное»

Учащимся даётся задание, в котором между предложенным первым и вторым понятиями существуют определённые отношения. Между третьим понятием и одним из четырёх, предлагаемых на выбор, существуют аналогичные отношения. Это понятие следует найти и обосновать выбор.

7. Приём: «Чем больше, тем лучше»

Учащимся в конце лекции предлагается вспомнить и записать термины, которые прозвучали в лекции. Обсуждение. Выяснение наибольшего количества записанных понятий. За наиболее полный список выставляется отметка. Далее организуется работа с терминами: выяснение или пояснение тех, которые не поняты; отнесение понятий к пунктам плана и др.

Используется для активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности на уроке – лекции.

8. Приём педагогической техники «Кто в каком домике будет жить?»

Учитель рисует на доске три домика — в них будут жить животные (кто угодно). В первом — те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трёх слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответсвующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.

Используется для развития слухового восприятия, навыков слогового анализа и синтеза.

9. Приём педагогической техники «Слоговая цепочка»

Учитель записывает на доске двухсложное слово по слогам, например: ок-но. Далее ученики по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок-но, но-ра, ра-на, на-вес.

Используется для развития слухового восприятия, навыков слогового анализа и синтеза.

10. «Брейн — ринг»

Учитель вызывает 2-3 учеников. Перед ними разложены перевернутые карточки, на которых записаны исторические события или определения исторических терминов. Дети должны написать на доске даты этих событий или соответствующий термин. Карточки берутся по одной. Победит тот, кто успеет за 1-2 минуты написать больше правильных ответов.( Прием может применяться по другим предметам на закрепление понятий)

Применяется при закреплении материала, на повторительно — обобщающих уроках, в начале урока как разминка

11. » Верю-неверю «

3. Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5 и более). Если ученик считает, что сказанное верно — отмечает знаком +, если — нет, то -. По окончании работы открывается «ключ», проверка может проходить коллективно, индивидуально или взаимопроверка. Перед началом такой работы можно оговорить условия: оценка зависит от количества верных ответов.

4.Задание применяется на этапе рефлексии урока, как проверка домашнего задания.

12. » Заочная экскурсия «

Ученик — экскурсовод готовит материал для проведения экскурсии. Творчески перерабатывая материал учебника и дополнительной литературы, школьники фантазируют, вживаются в образ.

Во время экскурсии берется «интервью» у «исторических личностей», ведутся «репортажи» с «места событий».

4. Применяется при изучении нового материала и  на повторительно — обобщающих уроках

13. » Усложнение ряда »

Из представленных признаков (свойств) выстроить ряд по степени возрастания сложности

Используется как задание высокого уровня сложности, имеющее познавательное и мировоззренческое значение.

Проходит повторение пройденного материала и находится преемственность с новым.

14. Постановка проблемы через задачи

Учитель строит урок в одном из трёх уровней:

I у р о в е н ь. Учитель ставит проблему, формулирует её, указывая на конечный результат; ученики самостоятельно ведут поиск решения этой проблемы, зная окончательный результат.

II у р о в е н ь. Учитель указывает на проблему, учащиеся формулируют её и решают, при этом конечный результат им заранее не известен.

III. ученики самостоятельно ставят проблему, формулируют её и исследуют возможные способы её решения.

Используется при изучении нового учебного материала, при введении новых понятий. Постановочные проблемные задачи могут быть подобраны учащимися в ходе проектной деятельности, предваряющей изучение нового учебного раздела.

15. » Только мои плюсы «

Обучающиеся в конце урока называют только то, что у них получилось лучше всего.

Применяется на этапе рефлексии

16. Прием педагогической техники «Согласование».

Очень хорошо использовать при организации работы в парах или мини-группах во время проведения самостоятельной или индивидуальной  работы. Учащиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем согласовываю полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант.

Приём педагогической техники на уроках русского языка «Лечение слабого места в слове». Приём «лечения» используется мною с самых первых дней изучения русского языка. Мы «лечим» слабые места в словах. Я решила заменить слово «проверять» на слово «лечить» — результат не заставил себя ждать. Ученики с удовольствием  «лечат»  слова , находят «рецепт лечения» слова, т.е.  проверочное слово. Под каждой орфограммой своя «таблетка»: под гласной в слабой позиции -»точка», под парной согласной в слабой позиции — «чёрточка-капсула», над непроизносимой согласной-  возвышается»Н» и т. д.

Приём педагогической техники  «ЭОСС» ( этимолого-орфографическая служба спасения) используется на уроках русского языка, на этапе изучения нового слова с непроверяемой орфограммой, написание которого целиком и полностью зависит от этимологии.