МКУ "Лужский ИМЦ" — К разделу IV. «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)»
Главная / Без рубрики / К разделу IV. «Порядок аттестации педагогических работников для...

К разделу IV. «Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)»

Вопрос 13.

Правомерны ли указания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о том, чтобы заявления педагогических работников, претендующих на первую или высшую квалификационную категорию, сопровождались письмом образовательного учреждения и представлением работодателя, а также сдавались лично специалисту управления образованием?

Ответ.

Нет, не правомерны. Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает помимо заявлений педагогических работников об аттестации на первую или высшую квалификационную категорию каких-либо иных документов, в том числе писем образовательных учреждений.

Представления работодателя для прохождения педагогическим работником аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 25 Порядка аттестации педагогических работников такая аттестация проводится только на основании личного заявления педагогического работника, адресуемого аттестационной комиссии.

На основании представления работодателя проводится лишь аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.

Вопрос 14.

Включается ли в сроки проведения аттестации педагогического работника время, отводимое на рассмотрение его заявления и ознакомления с графиком аттестационных процедур?

Ответ.

В сроки проведения аттестации педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, время, отводимое на рассмотрение заявления, не входит.

В то же время, пунктом 26 Порядка аттестации педагогических работников установлено, что при установлении индивидуальных сроков проведения аттестации и составлении графика проведения аттестации должны учитываться сроки действия ранее установленной педагогическому работнику квалификационной категории, поэтому продолжительность рассмотрения заявления и проведения аттестации может быть скорректирована в сторону сокращения.

Вместе с тем, учесть в полной мере сроки действия ранее установленных квалификационных категорий при рассмотрении заявления и определении графика проведения аттестации возможно лишь при обращении педагогического работника в аттестационную комиссию заблаговременно, не позднее чем за три месяца до окончания срока действия квалификационной категории.

Вопрос 15.

Работник имеет первую квалификационную категорию, срок действия которой истекает, к примеру, 1 мая. Он подал заявление в аттестационную комиссию на высшую квалификационную категорию 28 апреля. В период рассмотрения его заявления срок действия первой квалификационной категории истек. Дает ли это право отказать работнику в установлении ему высшей квалификационной категории?

Ответ.

Нет, истечение срока действия первой квалификационной категории в период рассмотрения заявления работника аттестационной комиссией не дает основания для отказа педагогическому работнику в прохождении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, а также не дает основания для признания уровня квалификации педагогического работника не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, либо для отказа в установлении ему этой квалификационной категории, поскольку при подаче заявления в аттестационную комиссию педагогический работник имел первую квалификационную категорию.

Вопрос 16.

Продлеваются ли сроки действия квалификационных категорий педагогическим работникам, если срок их действия заканчивается в период нахождения их в отпусках по уходу за ребенком, в период длительной болезни и в период нахождения в длительных отпусках, предоставляемых в соответствии со ст. 335 Трудового кодекса РФ и ст. 55 Закона РФ «Об образовании», а также в случаях, когда до наступления возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, осталось не более 1-2 лет?

Если нет, то каким образом можно поддержать учителей и других педагогических работников, у которых в связи с окончанием срока действия квалификационной категории резко снижается размер заработной платы?

Ответ.

Как уже отмечалось в ответе на вопрос № 41 Разъяснений по применению Порядка аттестации педагогических работников, Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий.

Вместе с тем, новый порядок аттестации педагогических работников во многом упрощает обращение в аттестационную комиссию, поскольку:

- не устанавливает сроков подачи заявления;

- не содержит каких-либо ограничений в прохождении аттестации для установления соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории.

Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только педагогические работники, имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через 2 года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории.

Из этого следует, что педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в т.ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком либо непосредственно после выхода из него.

Как уже было указано в ответе на вопрос № 35 Разъяснений по применению Порядка аттестации педагогических работников, педагогическому работнику для сохранения уровня оплаты труда с учетом ранее имевшейся квалификационной категории (теперь только имевшейся первой или высшей квалификационной категории) целесообразно обращаться в аттестационную комиссию заранее, как правило, не позднее чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца.

Что касается оплаты труда педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории, то образовательное учреждение может предусмотреть такую дополнительную гарантию при выходе на работу путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами.

Кроме того, такие же дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в отраслевых соглашениях, заключаемых на всех уровнях социального партнерства – федеральном, региональном и местном, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями.

Согласно складывающейся практике, отраслевые соглашения, действующие в сфере образования во многих субъектах Российской Федерации, предусматривают для различных категорий педагогических работников, в том числе для педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по уходу за ребенком, сохранение на период до одного года уровня оплаты труда с учетом имевшейся у них квалификационной категории.

Вопрос 17.

Срок действия присвоенной до 1 января 2010 г. высшей (первой) квалификационной категории «по конкретной аттестуемой должности» не истек. В настоящее время педагог работает по другой должности.

Учитывается ли данная квалификационная категория при работе по новой должности? Имеет ли право педагог подать заявление на высшую квалификационную по новой должности?

Например.

Педагогическому работнику образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования была присвоена высшая квалификационная категория по должности «преподаватель», в настоящее время он работает учителем того же предмета в образовательном учреждении. Имеет ли право педагог подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель»?

Педагогу была присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель-логопед», в связи с изменением контингента детей изменилась специализация дошкольного образовательного учреждения, что привело к изменению штатного расписания – замене должности «учителя-логопеда» на должность «учителя-дефектолога». Имеет ли право педагог подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «учитель-дефектолог»?

Педагогу образовательного учреждения была присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель» или «преподаватель», в данный момент он является педагогом дополнительного образования – профиль кружка совпадает. Имеет ли право педагог подать заявление на высшую квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования»?

Подобные ситуации могут возникнуть и по другим должностям в связи с тем, что ранее учитывалась присвоенные квалификационные категории при выполнении педагогической работы на разных педагогических должностях.

Ответ.

Как сообщалось в ответе на вопрос № 42 Разъяснений по применению Порядка аттестации педагогических работников, при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется.

Вместе с тем, это не должно служить основанием для того, чтобы запрещать педагогическим работникам, имеющим первую квалификационную категорию по одной должности, через 2 года после ее установления проходить аттестацию на высшую квалификационную категорию по другой должности, поскольку прямой запрет пунктом 29 Порядка аттестации педагогических работников не предусмотрен.

Было бы нецелесообразным, к примеру, учителям, преподавателям, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, имеющим первую квалификационную категорию, которые по каким-либо причинам работают в должностях с другими наименованиями, по которым совпадают профили преподаваемых предметов (курсов, дисциплин), профили деятельности (воспитателями, социальными педагогами, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования), отказывать в возможности по этим новым должностям через 2 года __________после установления первой квалификационной категории по предыдущей должности в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию.

Тем более, что решение о соответствии (несоответствии) педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, будет устанавливаться аттестационной комиссией после осуществления экспертами всестороннего анализа результатов их профессиональной деятельности по новой должности.

Особенности прохождения педагогическими работниками аттестации в указанных случаях целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

Вопрос 18.

Имеет ли право преподаватель образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования, реализующий дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), подать заявление на аттестацию на квалификационную категорию?

Ответ.

В случае если дополнительные профессиональные образовательные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки) реализуются в структурном подразделении государственного или муниципального образовательного учреждения начального и (или) среднего профессионального образования, а с преподавателем заключен соответствующий трудовой договор, то этот преподаватель (при отсутствии у него квалификационной категории) имеет право на общих основаниях в установленном порядке обращаться в аттестационную комиссию о прохождении аттестации на первую квалификационную категорию и не ранее чем через два года – на высшую квалификационную категорию.

Вопрос 19.

Могут ли быть установлены особенности процедуры организации и проведения аттестации педагогических работников, имеющих отраслевые и государственные награды?

Ответ.

Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает каких-либо преимуществ при установлении квалификационных категорий либо продление сроков их действия для лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, для победителей конкурсного отбора лучших учителей.

Вместе с тем, принимая во внимание, что к государственным наградам, почетным званиям, к ведомственным знакам отличия, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при рассмотрении их заявлений об аттестации на ту же самую квалификационную категорию, поданных до истечения срока ее действия, для них может быть предусмотрено принятие решений аттестационными комиссиями на основе указанных в заявлении сведений и с учетом иных данных о результатах профессиональной деятельности, что целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях, заключаемых на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.

Вопрос 20.

Должны ли системы оплаты труда педагогических работников предусматривать повышение уровня оплаты их труда при установлении первой или высшей квалификационной категории по результатам аттестации?

Ответ.

В соответствии с пунктом 3 Порядка аттестации педагогических работников одной из основных задач аттестации по-прежнему является обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Учитывая задачу аттестации, связанную с дифференциацией уровней оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда педагогических работников, должны в обязательном порядке предусматривать для указанных работников более высокие размеры ставок заработной платы (окладов) либо установление повышающих коэффициентов к ним. Различия в уровнях оплаты труда лиц, имеющих и не имеющих квалификационные категории, могут быть значительными, принимая во внимание, что количество квалификационных категорий сократилось.