МКУ "Лужский ИМЦ" — Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО
Главная / Без рубрики / Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО

При анализе степени обеспеченности образовательного учреждения кад­ровыми ресурсами необходимо учитывать не только укомплектованность шко­лы квалифицированными педагогическими работниками, но и их готовность к введению ФГОС НОО.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реали­зующего основную образовательную программу начального общего образова­ния, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификаци­онным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учрежде­ния — также квалификационной категории. Соответствие педагогического ра­ботника государственного или муниципального образовательного учреждения требованиям занимаемой им должности, а также его квалификационная катего­рия устанавливаются по результатам аттестации.

Кадры начальной школы должны иметь базовое профессиональное обра­зование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной про­фессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологиче­ской культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений начального обще­го образования, среди которых учителя начальной школы, педагоги-психологи (школьные практические психологи).

Педагог, реализующий основную образовательную программу начально­го общего образования, должен:

•  в общеобразовательной подготовке:

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуника­ционными технологиями;

•  в профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные пробле­мы, информационная компетентность;

б)знать:

-  философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

-  возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантно — го поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

-  способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

-  методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

-  показатели формирования гражданской зрелости человека;

-  принципы организации образовательной среды, в том числе воспитатель­ной и информационно-образовательной;

-  сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, при­знанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Фе­дерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет);

-  правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

-  оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

-  выбирать и применять современные образовательные технологии и техно­логии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечиваю­щим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса:

-  применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

-  организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

-  реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как раз­работка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образова­тельных траекторий обучающихся;

-  использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

-  использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

-  использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

-осуществлять профессиональную рефлексию; — вести документацию;

г) владеть:

-  конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

-  средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в обра­зовательном учреждении;

-  современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и гренинговых программ, проектов деловых и интерактив­ных игр, активных приемов обучения;

-  методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) про­фессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

•  в предметной подготовке:

а) знать:

-  содержание отраслей научного знания, которые положены в основу препо­даваемых предметов, и области их применения в различных сферах челове­ческой деятельности:

-  частные методики, позволяющие реализовать содержание начального об­щего образования;

-  состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

-  использовать частные методики;

-  анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

-  разрабатывать программы внеурочной деятельности;

-  разрабатывать дидактические материалы.

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного образо­вательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам уч­реждения общего образования, являются:

•  Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (утверждено Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 21.03.2011 № 184);

•  Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. №174;

•  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работ­ников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для не­прерывного профессионального развития педагогических работников. С целью выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей начальных классов в условиях внедрения и действия стандарта второ­го поколения необходимо организовать мониторинг готовности педагогических кадров к введению ФГОС НОО.

Методическая работа в условиях освоения любой инновации, в том числе и новых образовательных стандартов, организуется как с использованием внут­ренних возможностей системы образования, так и посредством привлечения внешнего профессионального потенциала, например, в форме курсовой подго­товки. Поэтому по результатам мониторинговых исследований уровня профес­сиональной компетентности учителей формулируется заявка на повышение квалификации в форме курсов, стажировок, групповых консультаций и пр.

Однако профессиональный рост педагогов происходит, главным образом, через практику, профессиональное общение, самообразование. Следовательно, важнейшим фактором, обеспечивающим готовность педагогов к введению но­вого образовательного стандарта, является разработка модели методической работы в образовательном учреждении.

Эффективность курсов повышения квалификации по вопросам введения новых образовательных стандартов зависит не только и не столько от качества курсовой подготовки и профессионализма преподавателей, сколько от качества организации методической деятельности в ОУ. Во-первых, изучение уровня профессиональной компетентности учителей, выявление их затруднений в ос­воении ФГОС НОО и формирование заявки на повышение квалификации в форме курсов, стажировок, групповых консультаций и пр. на основе получен­ной информации позволит оказать учителям адресную помощь в решении про­блем, возникших в процессе изучения новых образовательных стандартов.

Во-вторых, на результативность курсов повышения квалификации по во­просам введения ФГОС НОО влияет степень готовности педагога к восприятию их содержания. Иными словами, курсовой подготовке должна предшествовать работа информационно-мотивационного характера. Поскольку положительная мотивация — необходимое условие в освоении любой инновации, ее создание — главный шаг в построении методической работы, направленной на сопровож­дение процесса введения ФГОС НОО.

Содержание и формы информационно-разъяснительной работы по фор­мированию положительной мотивации должны быть подобраны таким образом, чтобы педагоги поняли суть требований ФГОС НОО и их значимость для со­вершенствования системы образования, увидели новизну содержания нового стандарта и наметили путь своего собственного освоения инновации.

Методическая работа в образовательном учреждении должна носить по­стоянный, повседневный характер. Ее результат направлен на развитие потен­циала и совершенствование компетентностей учителя, что в свою очередь, по­вышает качество образования. Введение нового образовательного стандарта подразумевает пересмотр организации методической работы начальной школы.

При организации методической работы на рабочем месте можно исполь­зовать, например, следующие формы и методы обучения:

1)  делегирование — передача подчиненному нового круга задач с полномочия­ми самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе вы­полнения делегированной работы;

2)  ротация — перевод работника на новое место или должность с целью полу­чения им дополнительной профессиональной квалификации;

3)  работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до пол­ного освоения новой деятельности;

4)  обучение в группе — обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых пору­чений;

5)  педагогические мастерские — обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и

программ и т. д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей;

6)  обучение на собственных открытых уроках — обучение в процессе подготов­ки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его аначиза вместе с посещавшими урок специалистами;

7)  супервизии — мероприятия, проведенные учителем для коллег или описан­ные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объек­тивную информацию для более полного и объективного видения своей соб­ственной деятельности;

8)  самоанализ и самооценка — обучения в процессе анализа и оценки своей дея­тельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю — две до экспертной оценки;

9)  участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе мелодического объединения.

При организации методической работы вне рабочего места можно ис­пользовать, например, следующие формы и методы обучения:

1)  стажировка — работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека;

2)  круглые и дискуссионные столы по проблемам — обучение в ходе органи­зуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных высту­плений и выслушивания различных альтернативных точек зрения;

3)  проблемно-деловые игры — обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятель­ности;

4)  рефлексивно-ролевые игры — обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности;

5)  уроки-панорамы — обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении;

6)  лекции — обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем;

7)  семинары — обучение в процессе переработки, систематизации и воспроиз­ведения информации, полученной в лекции или самостоятельно;

8)  моделирование — проигрывание производственных и педагогических си­туаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные ус­ловия работы;

9)  педагогические чтения — обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы;

10)  аукционы педагогических идей — представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки;

11)  педагогические ринги — защита своего собственного альтернативного дру­гому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защи­ты собственной точки зрения;

12)  просмотр видеофильмов отснятых уроков — обучение в процессе распозна­вания и анализа уведенного;

13)  групповые и индивидуальные консультации — получение информации по конкретному вопросу у специалиста;

14)  мастер-классы и авторские мастерские — обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские.

Профессиональный рост педагогов происходит, главным образом, через практику, профессиональное общение, самообразование. Использование каж­дого из перечисленных средств, конечно, не равноценно. Наибольшее количе­ство времени целесообразно отвести применению приобретенных знаний в практической деятельности и организации эффективного профессионального общения.

Задачами учителя в период введения Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования второго поколения являются включение в работу эффективных педагогических технологий, про­грессивных методов и приемов; осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к образовательному процессу; применение на прак­тике системно-деятельностного подхода; интеграция обучения с информацион — но-коммуникационными технологиями. В решении этих задач учителю помога­ет методическая служба школы, основная цель которой — развитие у педагогов знаний Но обновлению профессиональных педагогических компетентностей. Задачи методической службы:

•  информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе учителя, и последних достижениях педагогической науки и практики;

•  повышение квалификации педагогических кадров;

•  выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагоги­ческой, инновационной и другой деятельности членов коллектива;

•  подготовка методического обеспечения для осуществления образовательно­го процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.;

•  стимулирование творческого потенциала учителя, направленного на форми­рование и развитие личности обучающегося.

Структура методической службы школы:

•  педагогический совет — главный коллегиальный орган управления образова­тельным учреждением — определяет основные направления методической службы в школе, содержание ее деятельности;

•  методический совет — регламентирующий орган, координирующий центр методической работы в школе — создается в школе, где формы методической работы разнообразны и функционирует несколько МО;

•  методическое объединение учителей (далее — МО).

В состав методического совета входят заместители директора, руководи­тели МО (в том числе по предшкольной подготовке или представитель дошко­льного учреждения, действующий в рамках составленного с образовательным учреждением договора о сотрудничестве), лучшие учителя и классные руково­дители. Возглавляет совет заместитель директора, курирующий методическую работу в школе.

В современных условиях методическому совету школы необходимо раз­работать алгоритм работы методической службы по введению нового стандар­та, например:

1.  Проанализировать работу методической службы по освоению положений стандарта.

2.  Каждому педагогу определить тему самообразования в соответствии с тре­бованиями нового стандарта.

3.  Организовать творческие (проблемные) группы с опорой на методические темы учителей.

4.  Составить план работы с прогнозируемыми результатами.

5.  Организовать трансляцию полученного результата.

Далее следует разработать модель методической работы образовательно­го учреждения на учебный год но теме «Внедрение федеральных государствен­ных образовательных стандартов нового поколения». Например:

•  методическая тема школы — «Введение федеральных государственных обра­зовательных стандартов начального общего образования»;

•  методическая тема начальной школы — «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе: теория, опыт, применение на практике» (методи­ческие темы МО — частный вопрос методической темы школы);

•  тема самообразования учителей — «Зонирование среды класса с опорой на требования к условиям для реализации образовательной программы началь­ного общего образования»;

•  тема творческой (проблемной) группы — «Образовательная среда начальной школы (разработка рекомендаций и критериев оценивания)».

Основной формой методической работы являются методические объеди­нения учителей, участие в деятельности которых для всех педагогов обязатель­но. Работу МО в начальной школе лучше начинать с общего собрания, на кото­ром обсуждаются следующие вопросы: необходимость участия всех членов пе­дагогического коллектива в работе МО и определение сферы деятельности для каждого. Далее педагоги приступают к сбору информации, касающейся мето­дической темы начальной школы. На последующих заседаниях МО участники знакомят друг друга с результатами своей работы, используют полученные ре­комендации, активно участвуют в работе других подразделений МО. Это дает возможность педагогам выстраивать свою деятельность более эффективно, по­могает наладить профессиональные контакты.

Возможные формы методической работы, применяемые на разных уров­нях становления учителя как субъекта профессиональной деятельности, пред­ставлены в таблице 4.

Таблица 4

Возможные формы методической работы, применяемые на разных  уровнях становления учителя как субъекта профессиональной деятельности

Освоение системно- деятельностного подхода Методический уровень Исследовательский уровень
Диагностика деятельности педагогических кадров Тематические педагогические советы Заседания МО
Мониторинг качества обра­зования Открытые уроки Научно-практические кон­ференции
Открытые уроки Методические недели Работа учителей над темами самообразования
Работа с молодыми спе­циалистами Постоянно действующие ме­тодические семинары Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по организации, проведению и анализу со­временного урока
Предметные недели Круглые столы Разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации
Организация работы с ода­ренными детьми Консультации но организации и проведению современного урока Взаимодействие с МО дру­гих образовательных учре­ждений
Организация коррекцион — ной работы в школе Конкурсы педагогического мастерства Методическое проектиро­вание
Совершенствование обра­зовательной среды в школе Дистанционное обучение Работа в проблем­ных/творческих группах
Систематизация имеюще­гося материала Индивидуальное наставниче­ство Взаимодействие с МО дру­гих образовательных учре­ждений
Оформление тематических стендов Методические выставки Создание интерактивных методических выставок (интернет-сайт. «ярмарка идей»)
Организация и контроль курсовой системы повы­шения квалификации Методические оперативки Методические оперативки
Участие в профессиональ­ных конкурсах Посещение уроков, просмотр и участие в мастер-классах пе дагого в-но ваторо в Мониторинг новых педаго­гических технологий

 

 

Также практикуется такая форма методической работы, как создание временных инициативных (проблемных или творческих) групп. Она удобна при решении «узкой» проблемы, касающейся отдельной группы учителей, рабо­тающих в режиме апробации инновационных методик и технологий.

Организация методической работы в школе в условиях введения ФГОС НОО очень важна. Тем не менее, роль муниципальной методической службы в профессиональном росте педагогов является ведущей, поскольку для профес­сионального роста педагогов необходимо организовывать взаимодействие пе­дагогов разных образовательных учреждений. Одним из вариантов организации методической работы является создание муниципальных методических объе­динений учителей начальных классов.

Образовательные стандарты нового поколения адресованы образователь­ным учреждениям, поэтому следует подготовить не только учителей начальных классов, но и руководителей, их заместителей всех ОУ к организации деятель­ности школы по переходу на ФГОС НОО. Наиболее эффективным вариантом решения этой задачи является, на наш взгляд, создание ресурсного центра на базе опорной школы.

В муниципальной системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечи­вающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального об­щего образования, использования инновационного опыта других образователь­ных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований ре­зультатов образовательного процесса и эффективности инноваций.

С целью обучения педагогических работников всех образовательных уч­реждений, а также для развития профессиональной компетенции педагогов, ос­воивших содержание ФГОС НОО, целесообразно привлекать их к подготовке и проведению различных мероприятий: семинары-практикумы (например, по со­ставлению тематического планирования для метапредметного курса «Учусь учиться» или разработке основной образовательной программы НОО); работа творческих групп по проектированию сценариев метапредметных занятий или разработке анкеты для определения образовательных потребностей участников образовательного процесса; проведение и анализ открытых уроков; экспертиза разработанных ООП и др.

Аттестация
Мониторинг деятельности учителей с учетом новых требований к аттестации педагогических работников

 

Подготовка учителя к атте­стации

 

Освоение нового образовательного стандарта требует от педагога значи­тельных усилий как организационного, так и творческого характера, поэтому одной из задач методической службы является создание условий для самообра­зования. Деятельность методической службы должна быть построена таким об­разом, чтобы способствовать формированию личностной потребности самораз­вития, для чего целесообразно использовать с максимальной эффективностью
положительные аспекты методической работы: повышение статуса педагога и повышение по службе, профессиональное самоутверждение, удовлетворение в профессиональном общении, профессиональное становление и др.

Не следует забывать и о предоставлении пакета методического сопрово­ждения освоения и реализации ФГОС НОО. В первую очередь необходимо сформировать библитотечно-методический сервис. Правильная подборка лите­ратуры как на бумажных, так и электронных носителях, ее доступность в удоб­ное для педагогов время поможет специалистам методической службы создать необходимые условия для самообразования педагогических работников и по­высить, тем самым, эффективность работы по освоению новых образователь­ных стандартов.