Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО
При анализе степени обеспеченности образовательного учреждения кадровыми ресурсами необходимо учитывать не только укомплектованность школы квалифицированными педагогическими работниками, но и их готовность к введению ФГОС НОО.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории. Соответствие педагогического работника государственного или муниципального образовательного учреждения требованиям занимаемой им должности, а также его квалификационная категория устанавливаются по результатам аттестации.
Кадры начальной школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных учреждений начального общего образования, среди которых учителя начальной школы, педагоги-психологи (школьные практические психологи).
Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:
• в общеобразовательной подготовке:
а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;
б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
• в профессиональной подготовке:
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
б)знать:
- философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;
- возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантно — го поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;
- способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;
- методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;
- показатели формирования гражданской зрелости человека;
- принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;
- сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет);
- правовые нормы отношений участников образовательного процесса;
в) уметь:
- оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;
- выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса:
- применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;
- организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;
- реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;
- использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;
- использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;
-осуществлять профессиональную рефлексию; — вести документацию;
г) владеть:
- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;
- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и гренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;
- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
• в предметной подготовке:
а) знать:
- содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности:
- частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;
- состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;
б) уметь:
- использовать частные методики;
- анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;
- разрабатывать программы внеурочной деятельности;
- разрабатывать дидактические материалы.
Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:
• Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184);
• Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. №174;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников. С целью выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей начальных классов в условиях внедрения и действия стандарта второго поколения необходимо организовать мониторинг готовности педагогических кадров к введению ФГОС НОО.
Методическая работа в условиях освоения любой инновации, в том числе и новых образовательных стандартов, организуется как с использованием внутренних возможностей системы образования, так и посредством привлечения внешнего профессионального потенциала, например, в форме курсовой подготовки. Поэтому по результатам мониторинговых исследований уровня профессиональной компетентности учителей формулируется заявка на повышение квалификации в форме курсов, стажировок, групповых консультаций и пр.
Однако профессиональный рост педагогов происходит, главным образом, через практику, профессиональное общение, самообразование. Следовательно, важнейшим фактором, обеспечивающим готовность педагогов к введению нового образовательного стандарта, является разработка модели методической работы в образовательном учреждении.
Эффективность курсов повышения квалификации по вопросам введения новых образовательных стандартов зависит не только и не столько от качества курсовой подготовки и профессионализма преподавателей, сколько от качества организации методической деятельности в ОУ. Во-первых, изучение уровня профессиональной компетентности учителей, выявление их затруднений в освоении ФГОС НОО и формирование заявки на повышение квалификации в форме курсов, стажировок, групповых консультаций и пр. на основе полученной информации позволит оказать учителям адресную помощь в решении проблем, возникших в процессе изучения новых образовательных стандартов.
Во-вторых, на результативность курсов повышения квалификации по вопросам введения ФГОС НОО влияет степень готовности педагога к восприятию их содержания. Иными словами, курсовой подготовке должна предшествовать работа информационно-мотивационного характера. Поскольку положительная мотивация — необходимое условие в освоении любой инновации, ее создание — главный шаг в построении методической работы, направленной на сопровождение процесса введения ФГОС НОО.
Содержание и формы информационно-разъяснительной работы по формированию положительной мотивации должны быть подобраны таким образом, чтобы педагоги поняли суть требований ФГОС НОО и их значимость для совершенствования системы образования, увидели новизну содержания нового стандарта и наметили путь своего собственного освоения инновации.
Методическая работа в образовательном учреждении должна носить постоянный, повседневный характер. Ее результат направлен на развитие потенциала и совершенствование компетентностей учителя, что в свою очередь, повышает качество образования. Введение нового образовательного стандарта подразумевает пересмотр организации методической работы начальной школы.
При организации методической работы на рабочем месте можно использовать, например, следующие формы и методы обучения:
1) делегирование — передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы;
2) ротация — перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации;
3) работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности;
4) обучение в группе — обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений;
5) педагогические мастерские — обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и
программ и т. д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей;
6) обучение на собственных открытых уроках — обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его аначиза вместе с посещавшими урок специалистами;
7) супервизии — мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности;
8) самоанализ и самооценка — обучения в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю — две до экспертной оценки;
9) участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе мелодического объединения.
При организации методической работы вне рабочего места можно использовать, например, следующие формы и методы обучения:
1) стажировка — работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека;
2) круглые и дискуссионные столы по проблемам — обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения;
3) проблемно-деловые игры — обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятельности;
4) рефлексивно-ролевые игры — обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности;
5) уроки-панорамы — обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении;
6) лекции — обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем;
7) семинары — обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно;
8) моделирование — проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы;
9) педагогические чтения — обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы;
10) аукционы педагогических идей — представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки;
11) педагогические ринги — защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения;
12) просмотр видеофильмов отснятых уроков — обучение в процессе распознавания и анализа уведенного;
13) групповые и индивидуальные консультации — получение информации по конкретному вопросу у специалиста;
14) мастер-классы и авторские мастерские — обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские.
Профессиональный рост педагогов происходит, главным образом, через практику, профессиональное общение, самообразование. Использование каждого из перечисленных средств, конечно, не равноценно. Наибольшее количество времени целесообразно отвести применению приобретенных знаний в практической деятельности и организации эффективного профессионального общения.
Задачами учителя в период введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения являются включение в работу эффективных педагогических технологий, прогрессивных методов и приемов; осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к образовательному процессу; применение на практике системно-деятельностного подхода; интеграция обучения с информацион — но-коммуникационными технологиями. В решении этих задач учителю помогает методическая служба школы, основная цель которой — развитие у педагогов знаний Но обновлению профессиональных педагогических компетентностей. Задачи методической службы:
• информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе учителя, и последних достижениях педагогической науки и практики;
• повышение квалификации педагогических кадров;
• выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов коллектива;
• подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др.;
• стимулирование творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности обучающегося.
Структура методической службы школы:
• педагогический совет — главный коллегиальный орган управления образовательным учреждением — определяет основные направления методической службы в школе, содержание ее деятельности;
• методический совет — регламентирующий орган, координирующий центр методической работы в школе — создается в школе, где формы методической работы разнообразны и функционирует несколько МО;
• методическое объединение учителей (далее — МО).
В состав методического совета входят заместители директора, руководители МО (в том числе по предшкольной подготовке или представитель дошкольного учреждения, действующий в рамках составленного с образовательным учреждением договора о сотрудничестве), лучшие учителя и классные руководители. Возглавляет совет заместитель директора, курирующий методическую работу в школе.
В современных условиях методическому совету школы необходимо разработать алгоритм работы методической службы по введению нового стандарта, например:
1. Проанализировать работу методической службы по освоению положений стандарта.
2. Каждому педагогу определить тему самообразования в соответствии с требованиями нового стандарта.
3. Организовать творческие (проблемные) группы с опорой на методические темы учителей.
4. Составить план работы с прогнозируемыми результатами.
5. Организовать трансляцию полученного результата.
Далее следует разработать модель методической работы образовательного учреждения на учебный год но теме «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения». Например:
• методическая тема школы — «Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;
• методическая тема начальной школы — «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе: теория, опыт, применение на практике» (методические темы МО — частный вопрос методической темы школы);
• тема самообразования учителей — «Зонирование среды класса с опорой на требования к условиям для реализации образовательной программы начального общего образования»;
• тема творческой (проблемной) группы — «Образовательная среда начальной школы (разработка рекомендаций и критериев оценивания)».
Основной формой методической работы являются методические объединения учителей, участие в деятельности которых для всех педагогов обязательно. Работу МО в начальной школе лучше начинать с общего собрания, на котором обсуждаются следующие вопросы: необходимость участия всех членов педагогического коллектива в работе МО и определение сферы деятельности для каждого. Далее педагоги приступают к сбору информации, касающейся методической темы начальной школы. На последующих заседаниях МО участники знакомят друг друга с результатами своей работы, используют полученные рекомендации, активно участвуют в работе других подразделений МО. Это дает возможность педагогам выстраивать свою деятельность более эффективно, помогает наладить профессиональные контакты.
Возможные формы методической работы, применяемые на разных уровнях становления учителя как субъекта профессиональной деятельности, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Возможные формы методической работы, применяемые на разных уровнях становления учителя как субъекта профессиональной деятельности
|
Также практикуется такая форма методической работы, как создание временных инициативных (проблемных или творческих) групп. Она удобна при решении «узкой» проблемы, касающейся отдельной группы учителей, работающих в режиме апробации инновационных методик и технологий.
Организация методической работы в школе в условиях введения ФГОС НОО очень важна. Тем не менее, роль муниципальной методической службы в профессиональном росте педагогов является ведущей, поскольку для профессионального роста педагогов необходимо организовывать взаимодействие педагогов разных образовательных учреждений. Одним из вариантов организации методической работы является создание муниципальных методических объединений учителей начальных классов.
Образовательные стандарты нового поколения адресованы образовательным учреждениям, поэтому следует подготовить не только учителей начальных классов, но и руководителей, их заместителей всех ОУ к организации деятельности школы по переходу на ФГОС НОО. Наиболее эффективным вариантом решения этой задачи является, на наш взгляд, создание ресурсного центра на базе опорной школы.
В муниципальной системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
С целью обучения педагогических работников всех образовательных учреждений, а также для развития профессиональной компетенции педагогов, освоивших содержание ФГОС НОО, целесообразно привлекать их к подготовке и проведению различных мероприятий: семинары-практикумы (например, по составлению тематического планирования для метапредметного курса «Учусь учиться» или разработке основной образовательной программы НОО); работа творческих групп по проектированию сценариев метапредметных занятий или разработке анкеты для определения образовательных потребностей участников образовательного процесса; проведение и анализ открытых уроков; экспертиза разработанных ООП и др.
Аттестация |
Мониторинг деятельности учителей с учетом новых требований к аттестации педагогических работников |
Подготовка учителя к аттестации |
Освоение нового образовательного стандарта требует от педагога значительных усилий как организационного, так и творческого характера, поэтому одной из задач методической службы является создание условий для самообразования. Деятельность методической службы должна быть построена таким образом, чтобы способствовать формированию личностной потребности саморазвития, для чего целесообразно использовать с максимальной эффективностью
положительные аспекты методической работы: повышение статуса педагога и повышение по службе, профессиональное самоутверждение, удовлетворение в профессиональном общении, профессиональное становление и др.
Не следует забывать и о предоставлении пакета методического сопровождения освоения и реализации ФГОС НОО. В первую очередь необходимо сформировать библитотечно-методический сервис. Правильная подборка литературы как на бумажных, так и электронных носителях, ее доступность в удобное для педагогов время поможет специалистам методической службы создать необходимые условия для самообразования педагогических работников и повысить, тем самым, эффективность работы по освоению новых образовательных стандартов.