МКУ "Лужский ИМЦ" — «Конфликт нельзя общаться» (практические советы педагогам) автор: Белохвостова О.И., канд. психол. наук, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 4»/
Главная / Без рубрики / «Конфликт нельзя общаться» (практические советы педагогам) автор:...

«Конфликт нельзя общаться» (практические советы педагогам) автор: Белохвостова О.И., канд. психол. наук, педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 4»/

Конфликт нельзя общаться

(практические советы педагогам)

Все начинается с обиды: с обидного слова, с претензии. Все мы люди – сразу идет эмоциональная реакция и почему-то негативная.

У педагогов, к сожалению, это связано с профессиональным выгоранием: раздражение, накопленное годами, разгорается внутри как хорошо сложенный костер от одной спички. И вот уже пожар – конфликт в организации, жалобы руководителю, в комитет и хоть работу меняй…

Кажется, что весь свет ополчился против тебя, тебя никто не любит, все вокруг виноваты, никто не уважает, родители смотрят косо. Это все только в нашей голове. Про чужого человека человек думает ровно 3 секунды, все остальное время — про себя.

Ни один из современных родителей, если он не учитель, не знает педагогики и не интересуется ею. Мелькание картинок в гаджетах заменило воспитание как таковое, передачу накопленного положительного опыта поколений. Что будем делать?

Пришла мама с претензией: моего ребенка обижают, ребенок жалуется, что вы сказали «ты тормоз…», его толкнули (а педагог пытался предотвратить травму), моему ребенку не уделяется должного внимания, почему его не научили … и т. д. Родители не понимают, что ОНИ являются образцом для своего ребенка, ребенок копирует в первую очередь родителей, во вторую очередь детей и только в третью – педагога. Если вы наблюдаете ребенка и видите, что он гневается, раздражается, как вы думаете, кого он копирует? Давайте начнем с себя и говорить будем о  себе – и родители, и педагоги, потому что педагог — тоже родитель и дома он не может, к сожалению, только работать. Что мы будем делать со своим раздражением? Почему у нас сразу идет обидное слово или обидный ответ, которые называются конфликтогенами. Просто потому, что мы — люди и забываем, что надо помолчать. Мы забываем, что надо сделать шаг назад. Это описано еще в Библии: сделай шаг назад, помолчи. Пускай человек, нападающий на тебя, потеряет сопротивление, пусть он успокоится. Вся современная конфликтология построена на этом: надо конфликт погасить в самом начале, иначе он станет вечным. Сначала выслушай человека, переспроси его, согласись с ним, даже если  ты внутри абсолютно не согласен. Не надо оправдываться, надо просто согласиться, а потом можно уже и спросить. Часто оказывается, что у родителя совсем другие проблемы, и он пришел со своим раздражением, своими обидами (на мужа, соседа, свекровь и т.д.) Очень удобно прийти со своими проблемами и выместить  все это на педагога.

Как спасать себя, свое здоровье? Всем нам нужен серотонин, эндорфин. Нам нужно следить за своей биохимией. Если мы промолчали, мы уже сохранили свое здоровье, потому что в этот момент мы спасли свою психику, свою нервную систему. Если мы ответили, у нас запустился механизм саморазрушения, фрустрации. Накопленное раздражение, напряжение способствуют тому, что генетически ослабленный орган заболевает, потому что нет психологии без физиологии.

Необходимо стараться разрешать конфликты в самом начале всегда, потому что этим мы сохраняем общение с родителями своих воспитанников, сохраняем их к себе доброе отношение.

Дома очень хорошо зарекомендовал себя контрастный душ, который поможет сохранить наши сосуды. Эмоциональное выгорание напрямую связано с сосудами -  они стареют, напрягаются, на педагогическом неврозе они становятся хрупкими. Душ должен быть мягким, вода не должна быть сильно контрастной: чуть холоднее, чуть теплее. Начинаем и заканчиваем всегда теплой водой, достаточно 5-6 раз. В результате сосуды становятся эластичными, а если сосуды эластичные, все мыслительные процессы протекают нормально, сигналы по нервной системе проходят ровно, спокойно и помогают предотвратить инфакрты и инсульты, заболевания суставов, позвоночника.Профилактика в виде контрастного душа поможет правильно реагировать, спокойнее переводить негативные мысли в позитивные.

Будем помнить про дофамины – это еда и любовь, мы будем помнить про эндорфины, которые помогают справляться с болью  — умеренные занятия спортом, будем помнить про окситоцин – прогулки, гормон нежности, объятия со своими родными, и даже с учениками или воспитанниками, и, конечно, серотонин – например, вас похвалил начальник или вы сами кого-то похвалили. С этими гормонами головной мозг начитает работать по-другому. Дома должны лежать оранжевые фрукты, дома должен быть хороший свет, красивые светильники и не забывайте про хороший магний (в октябре и в марте) – например, магнерот.

Релакс каждый может найти подходящий для себя (спасибо интернету) – если приучить себя делать хоть немного, будет очень полезно. Одно из эффективнейших – упражнение «йога» — на него не надо много времени, специальных условий и оборудования. Это дыхание определенным образом при ходьбе, например, по дороге, домой или на работу. Вдох всегда делаем носом, а выдох ртом. Начинаем с трех шагов (на три шага — вдох, на три – выдох), затем четыре, пять, шесть. Проходит головная боль, успокаивается нервная система, мысли становятся ясными и проблемы и конфликты уходят на второй план.

Будьте здоровы и берегите себя для семьи и любимых воспитанников.

Белохвостова О.И.,

канд. психол. наук,  педагог-психолог

 МДОУ «Детский сад № 4»