МКУ "Лужский ИМЦ" — Конструктивное преодоление конфликтов
Главная / Без рубрики / Конструктивное преодоление конфликтов

Конструктивное преодоление конфликтов

Составил: методист МКУ Лужского

ИМЦ,практический психолог ВКК

Казанцева Асия Равгатовна

Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развития семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо хотя бы иметь общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и принципы.

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель – передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-педагогические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику, родителям.

В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администрация. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на различные виды. Выявление причин возникновения конфликтов в коллективах школ занимает ключевое место в их профилактике и конструктивном завершении. Причины, вызывающие конфликты, настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой классификации. К числу наиболее встречающихся можно отнести следующие:

  • Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов учителей и школьников в процессе их жизнедеятельности.

  • Недостаточная разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в школьных коллективах.

  • Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности учителей и школьников материальных и духовных благ.

Современный образ жизни школьного педагога, связанный с серьезными объективными трудностями.

Что такое конфликт. Конфликт – явление, возникающее в результате противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.

В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль поведения. В конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Для конструктивного разрешения конфликта следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.

2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Старайтесь при этом быть максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.

3. Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Пользуйтесь при этом простыми словами: «Я обиделся…», «Я испугался…», «Я рассердился…» и др.

4. Старайтесь выслушать противоположную сторону. Если конфликт очень серьезный, то обратитесь к «постороннему» человеку, который помог бы вам выслушать друг друга, не сбиваясь на взаимные упреки и обвинения.

5. Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений. («Я вас прошу…», «Я хотел бы…», «Надеюсь, вам не тяжело…»). Нецелесообразно угрожать оппоненту и прибегать к ультиматумам – позитивные перспективы привлекательней. Отметьте, что выиграет человек, если изменит поведение или отношение по вашей просьбе. Такой способ разрешения конфликта требует определенной решимости. Однако, если вы будете откровенными и честными в этом разговоре, то ваши отношения не ухудшатся, а вы вызовете большее уважение.

Конфликт – явление чрезвычайно сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся. Поиск конструктивных способов разрешения конфликтной ситуации является одним из необходимых условий успешности человека.

Список используемой литературы:

Анцупов А.Я.,Шипилов А.И., Конфликтология: учеб.для вузов. – М., 1999.

Анцупов А.Я., Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М., 2003.

Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В., Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. – М., 2003.