МКУ "Лужский ИМЦ" — Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы
Главная / Без рубрики / Место универсальных учебных действий в структуре образовательной...

Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы

Место универсальных учебных действий

в структуре образовательной программы начальной школы

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Стратегическим направлением оптимизации системы предшкольного и начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, метапредметных умений, обобщенных способов действий, «ключевых» умений), обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Теоретико-методологической и научно-методической основой развития УУД является культурно-исторический и системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин).

Универсальные учебные действия составляют систему, состоящую из четырех видов – 1. личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);

2. регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);

3. познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем);

4. коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) универсальные действия.

Как система УУД, так и каждый из видов УУД характеризуется возрастной спецификой, определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и характером ведущей деятельности и общения.

Сформированность УУД выступает необходимым условием обеспечения преемственности перехода ребенка от предшкольного к начальному образованию и успешности обучения ребенка в начальной школе.

Показателями развития системы УУД на предшкольной ступени образования являются: для личностных УУД — сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация; для регулятивных действий – функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; для познавательных знаково-символических действий – моделирование (кодирование и дифференциация планов знаков и означаемого); для коммуникативных УУД — учет позиции собеседника (партнера); умение организовать и осуществить сотрудничество; адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

Показателями развития системы УУД на ступени начального образования являются: для личностных УУД – рефлексивная самооценка, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация; для регулятивных действий – планирование во внутреннем плане; для познавательных действий – общий прием решения задач; для коммуникативных УУД — учет позиции собеседника (партнера); умение организовать и осуществить сотрудничество; адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

УУД могут быть сформированы в рамках усвоения учебного предмета при условии организации ориентировки учащегося в процессе решения специально разработанных учебных задач. Различные учебные предметы конкретизируют зону ближайшего развития УУД и, соответственно, характеризуются различным развивающим эффектом.

Заданные критерии оценки сформированности УУД на предшкольной и школьной ступени образования позволяют дифференцировать учащихся по уровню и наметить стратегию развивающей работы.

Организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм и совместно-продуктивной деятельности; межвозрастного взаимодействия является существенным условием повышения развивающего потенциала образовательных программ.