МКУ "Лужский ИМЦ" — Методические рекомендации по подготовке и проведению единого областного урока «С юбилеем, Комсомол!»
Главная / Без рубрики / Методические рекомендации по подготовке и проведению единого...

Методические рекомендации по подготовке и проведению единого областного урока «С юбилеем, Комсомол!»

По всем городам и тысячам сел

трубите, ветры осенние:

Слава тебе, родной комсомол,

В день твоего рождения

Методические рекомендации

по подготовке и проведению единого областного урока «С юбилеем, Комсомол!»

29 октября 2018 года исполняется 100 лет Ленинскому комсомолу. Подготовка к празднованию 100-летия ВЛКСМ проходит по поручению Президента РФ Владимира Путина, которое он озвучил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года. Празднование этой даты связано прежде всего с признанием вклада, который внес комсомол в развитие нашей страны.Как отметил Президент нашей страны Владимир Путин, «лучшие представители комсомола всегда были первыми. Выбирали трудные пути, защищали Родину в годину ратных испытаний, возводили новые города и посёлки. Осваивали целину, Сибирь и Дальний Восток. Активно участвовали в патриотическом движении, в реализации молодёжных проектов в сфере науки, культуры, образования, спорта».

Трудно переоценить всё то, что было сделано за эти десятки лет несколькими поколениями советской молодёжи для экономического и оборонного могущества страны, разгрома фашизма, послевоенного восстановления народного хозяйства, мощного развития Урала, Сибири и Дальнего Востока, освоения целины, покорения космоса, создания энергетического и нефтегазового комплексов, строительства БАМа, ВАЗа, КАМАЗа, достижений в науке и культуре, побед в спорте. Школу комсомола прошли свыше двухсот миллионов юношей и девушек, многие из которых стали прославленными рабочими и тружениками села, видными государственными и общественными деятелями, выдающимися учеными, военачальниками и дипломатами, знаменитыми писателями и художниками, чемпионами мира и Олимпийских игр. Благодаря комсомолу накоплен большой опыт во многих сферах экономической, культурной, научной, военной, спортивной и общественной жизни, в международной деятельности.

Кроме того, отдавая дань историческому событию, мы трансформируем опыт воспитания молодежи, который можно и нужно творчески использовать в интересах современной России. Безусловно, празднование такой даты создает условия для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Работа проводится под девизом «Славные традиции – нашему поколению», она активно содействует:

-  усилению патриотического, правового и трудового воспитания юношества;

-  повышению творческой активности молодежи в решении актуальных экономических, социальных, научно-технических, культурных и нравственных проблем;

-  пропаганде здорового образа жизни;

-  совершенствованию нравственного и физического воспитания детей и юношества;

-  укреплению сотрудничества действующих молодежных и детских организаций с целью повышения их роли в жизни общества;

-  усилению взаимодействия союзов молодежи с ветеранскими организациями, привлечению ветеранов войн и труда, Вооруженных Сил, правоохранительных органов и комсомола к работе с детьми и юношеством;

-  изучению, обобщению и внедрению в современных условиях позитивного опыта комсомольской работы с детьми и молодежью.

Настоящее время – время реализации разноплановых и интересных социально значимых молодежных проектов. И здесь опыт комсомола может стать ориентиром и своеобразным «навигатором».

Кроме того, обучающиеся постоянно сталкиваются с названиями разных объектов, носящих имена в память о комсомоле. Например, город Комсомольск-на-Амуре, станция метро Комсомольская в Москве, Комсомольский проспект и Комсомольская площадь во многих городах страны, газеты «Комсомольская правда», театр Ленком в Москве.

Таким образом, целями и задачами урока «Что такое комсомол?» являются:

  • знакомство обучающихся с традициями, зародившимися в эпоху комсомола, и его достижениями;
  • пробуждение интереса к истории комсомола; понимание роли данной организации в жизни страны;
  • развитие интереса к историческому краеведению;
  • использование опыта комсомольских организаций, ценного для реализации молодежных социально значимых проектов.

Проведению данного урока должна предшествовать определенная подготовительная работа, которая направлена на привлечение обучающихся к активной деятельности в соответствии с их возрастом, умениями, творческими способностями:

запись воспоминаний родственников о комсомольской юности;

сбор  материалов для временной выставки (фотографии, газетные статьи, комсомольская и пионерская символика и т.п.);

подготовка проектов и презентаций «Страницы истории комсомола», «Комсомольцы – герои войны и труда», «Твои герои, комсомол», «Великие стройки комсомола», «История ВЛКСМ – мнение современной молодежи» и др.;

посещение школьных и краеведческих музеев для сбора материалов о деятельности комсомольских организаций города или поселка;

проведение конкурсов на лучшее исполнение стихов и песен о комсомоле.

Очень важно включить в урок сюжеты истории комсомола малой родины, рассказы о роли комсомола в жизни родных и близких учащихся.

Привлечение родителей, старших членов семьи к созданию проекта будет способствовать не только поисковой деятельности обучающихся, но и поможет выстроить диалог школы и семьи. Можно организовать фотоконкурс «Комсомольское прошлое родителей», слайд-шоу «Комсомол в моей семье» и т.д.

При этом обязательно надо дать возможность рассказать о тех молодежных  инициативах, в которых  участвуют учащиеся: поисковая работа, создание школьных музеев, проведение субботников, вахт памяти, проведение акции «Бессмертный полк» и др.

Оформление класса может быть различным: от современных презентаций и ЭОР до своеобразного ретро-стиля, который поможет воссоздать обстановку «тех лет» на разных этапах существования комсомола. Целесообразно представить обучающимся атрибутику: изображения комсомольских билетов и значков разных лет, пионерских значков, орденов, эмблем стройотрядов, плакатов, картин.

Литературно-музыкальное сопровождение. Комсомолу посвящено немало песен, поэтических произведений, кинохроник и художественных фильмов («Молодая гвардия», «Девчата», «Аттестат зрелости» и др.), фрагменты из которых можно использовать на любом этапе урока.

Примерный перечень литературного материала (стихи)

  • М. Светлов. Комсомол.
  • Л. Корнилов. Нашей юности цвет, нашей родины честь.
  • С. Трохименко. Что такое комсомол?
  • Г. Львов. Работа у нас такая.
  • Ф. Селянин. Стройотрядовцам.
  • Я. Смеляков. Товарищ Комсомол и др.

Примерный перечень песенного материала

  • Е. Долматовский, М. Фрадкин. Комсомольцы-добровольцы.
  • Н. Добронравов. Я – комсомол.
  • А. Пахмутова, Н. Добронравов. Любовь, комсомол и весна; Только так победим, Ленин; Партия! Комсомол; Не расстанусь с комсомолом, Орлята учатся летать
  • А. Пахмутова, С. Гребенников, Н. Добронравов. Комсомол
  • В. Добрынин, В. Татаринов Комсомол – моя судьба.
  • В. Шаинский, В. Харитонов. Сердце мое и др.

Помощь педагогам при подготовке урока окажут дидактические материалы, представленные в приложениях.

Приложение № 1. История комсомола

Приложение № 2. Ленинградская организация ВЛКСМ

Приложение № 3. Сценарий выступления агитбригады «Что такое комсомол»

Приложение № 4. Дидактические материалы к уроку, посвящённому 100-летию ВЛКСМ «Что такое комсомол»