МКУ "Лужский ИМЦ" — Миссия школы
Главная / Без рубрики / Миссия школы

Миссия школы

Миссия школы — при построении образовательной программы исходим из социального заказа общества и действующей нормативно-правовой базы.

В настоящее время предпринимаются различные меры, направленные на развитие образованности детей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВТОРОГО поколения. Во многих образовательных учреждениях осуществляется расширенная подготовка учащихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека. Однако, известно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность учащихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении учащимися заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны.
Педагогу сегодня приходится работать, по сути, с больным поколением детей. По данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не годны к службе в Вооружённых силах. По Ленобласти — 30%.
Негативные тенденции характеризуются, прежде всего, прогрессирующим ростом в структуре хронических заболеваний, нервно-психических нарушений, аллергических заболеваний, экологически детерминированных состояний, ростом наркомании и токсикомании. Рисковое социальное поведение подростков неизбежно приводит к увеличению венерических заболеваний и СПИДА, росту количества ранних беременностей и абортов.

Причинами резкого ухудшения здоровья детей являются, в том числе ухудшение состояния здоровья матерей, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей, стрессы, неполноценное питание, частичное разрушение служб врачебного контроля.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целости окружающего мира. Исходя из этого понимания, современная школа должна дать ученику: прочные знания по предметам; развить общекультурный кругозор; помочь в развитии способностей; приобрести опыт общения с людьми; сформировать: способность ориентироваться в жизни, умение вести себя (правила поведения); дать представление о различных профессиях, представление о ценностях, смысле жизни; умение мыслить самостоятельно; сформировать навыки здорового образа жизни, т.е. дать ребенку социальные ориентиры – чтобы он мог определить свою роль в обществе и адекватную манеру поведения. Оказать помощь в выявлении школьных трудностей, определении группы риска по школьной и социальной адаптации, создать в школе атмосферу, где не будет места развитию заболеваний (психических нарушений, связанных с нарушением такта учителей – дидактогенных заболеваний, проявлений буллинга или моббинга). На данном этапе деятельности образовательного учреждения необходимо установить критерии оценки здоровья – уровень работоспособности, оценку наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции, социальное благополучие. Необходимо определить какие факторы, влияют на укрепление здоровья, какие факторы его разрушают.

Подготовить детей к жизни, наполненной информацией, умение пользоваться образовательной информацией, добывать ее, воспринимать, анализировать, транслировать! Создать выпускника конкурентоспособным, готовым к изменениям в обществе и экономике, уметь принимать самостоятельные решения и адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Необходимо сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющие в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя, и наркотиков; обучить родителей и педагогов методике, как пробудить интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребности в признании, общении, получении новых знаний: сформировать у обучающихся представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, расширить знания о правилах ЗОЖ, воспитать у себя готовность соблюдать эти правила; сформировать умение: оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей; формировать представление об особенностях своего характера, навыков; управления своим поведением; эмоциональным состоянием; развить коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в различных ситуациях, избегать конфликтов; сформировать: умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих, осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний; просвещение родителей в вопросах формирования у детей позитивного представления о ЗОЖ; необходимость сдвига возрастной планки в сторону более позднего приобщения к сексуальным отношениям, предупреждающим ЗППП и бесплодие; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены.

Вот почему образовательные учреждения призваны стать центрами здоровья, формирования культуры здоровья, внутренней потребности у учащихся и педагогов гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности. Обучение в образовательных учреждениях должно быть полезным для здоровья, и выпускники школ должны выходить из их стен окрепшими духовно и физически. Сами эти учреждения с проблемой охраны и укрепления здоровья учащихся не справятся. Здесь нужны совместные усилия всех субъектов образовательного пространства: учителей, врачей, священнослужителей, государственных органов власти, родительской общественности, средств массовой информации.

Здоровьесберегающая и здоровьеразвивающая деятельность должна быть комплексной, системной, планомерной. В первую очередь она направлена на предотвращение школьных форм патологий; на снижение факторов риска для образовательных учреждений; на устранение конфликтных ситуаций и стрессовой практики педагогического воздействия; на профилактику девиантного, отклоняющегося от норм поведения; на нейтрализацию негативного влияния окружающей среды. Здоровье образовательного пространства Росси и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности, переход к новой системе социально-экономических отношений, его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, создают, с одной стороны, качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненного пути, с другой — оказывают воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность и приводят к ухудшению социального здоровья общества (Л.И. Анциферова, Г.В. Грачев, Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, Л.И. Шершнев). Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой, и — это залог здоровья нации.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности.

Решение выше обозначенных проблем нам видится за счет разработки и внедрения комплексной программы — КЗиБОЖ, основанной на базовых теоретических концепциях профилактической направленности: теория продвижения к здоровью. Приоритетной становится концепция человеческого здоровья, а не болезни. Предпочтение отдается подходу «моделирование здоровья», а не подходу «моделирование болезни» как менее перспективному. Состоянием своего здоровья и благополучия человек способен управлять сам

теория мотивации. Если человек не приходит к пониманию необходимости постоянных изменений своего мышления и стиля жизни, его жизнь сложится неудачно, он будет обречен на психическую и социальную дезадаптацию. Ясно одно, что риск приобщения его к легальным и нелегальным наркотикам резко увеличивается

теория жизненных навыков. Акцент в данной теории ставится на развитие самоуправляемого поведения, с учетом выбранного жизненного стиля, развитие самооценки, социальной чувствительности и личностного контроля. Выработка жизненного стержня (позиции), в которой не будет места злоупотреблению психоактивным веществам

концепция социальной поддержки. Смысл данной концепции заключается в получении разных видов поддержки от семьи, друзей, значимых лиц, что, в конечном счете, облегчает адаптацию, способствует развитию индивида

модель копинг — поведения. В ее контексте деятельность личности рассматривается как деятельность по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг — поведение регулируется посредством реализации копинг — стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов (Сирота, Ялтонский, 2004)