МКУ "Лужский ИМЦ" — Надзор в сфере образования
Главная / Без рубрики / Надзор в сфере образования

Надзор в сфере образования

Котова Евгения Викторовна, к.э.н.

Доцент кафедры управления и экономики

Академии постдипломного педагогического образования.

 Генеральный директор ООО «АУДИТ-ЭВРИКА».

 Арбитражный заседатель Арбитражного суда СПб и ЛО.

Основания проведения проверки

В статьях 28, 28.1, 29, 31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Далее — Закон) перечислены полномочия различных ветвей органов власти в области образования. В соответствии с Законом, функции по контролю и надзору в сфере образования возложены на специальный федеральный орган исполнительной власти — Рособрнадзор.

Надзор в сфере образования проводится в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В свою очередь, Министерством образования и науки РФ издан Приказ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента Рособрнадзора», который устанавливает правила проведения проверок конкретно в этой сфере.

Обращаем ваше внимание на то, что Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» усилены, меры государственного контроля и надзора в сфере образования. Основные изменения с этой целью внесены в Закон РФ «Об образовании».

Подробно в новой редакции Закона регламентировано лицензирование образовательной деятельности. Установлено, что положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ, но при этом и в Закон «Об образовании» включены многочисленные нормы, устанавливающие лицензионные требования и процедуру лицензирования.

Более подробно регламентирован также порядок государственной аккредитации образовательных учреждений.

Установлены положения, дополняющие порядок осуществления государственного надзора и контроля качества образования, главным об­разом определяющие процедуры выдачи и исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

На образовательные учреждения возложена обязанность создания и ведения своих сайтов в сети Интернет и определен перечень размещаемой на сайте информации.

Закон вступил в силу с 1 января 2011 года. В нем также установлен порядок переоформления лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации образовательных учреждений, выданных до дня вступления Закона в силу.

Объекты проверки

В рамках исполнения государственной функции Рособрнадзор осуществляет надзор по следующим вопросам:

■ государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

■   государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;

■   лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений;

■   подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Порядок и сроки проведения мероприятий по надзору

При проведении проверок Рособрнадзор руководствуется Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ. По данному закону проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. В свою очередь эти проверки делятся на документарные (камеральные) и выездные.

Плановые и внеплановые проверки

Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 утверждены сроки и периодич­ность проведения плановых проверок. В частности, там указано, что органы, осуществляющие контроль за лицензированием образования, могут проводить проверки не чаще чем 1 раз в 2 года. Мероприятия по надзору в образовательных учреждениях проводятся в плановом и внеплановом порядке. Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком надзора, который составляется с учетом:

■   даты проведения последней проверки данной организации;

■   поручений органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

■   выявленных нарушений за предшествующий 5-летний период, полноты и своевременности их устранения.

При проведении выездной проверки не позднее чем за 5 рабочих дней до ее начала в организацию по почте или факсимильным сообщением направляется уведомление о проведении проверки с приложением плана-задания проверки.

Внеплановая проверка

Основаниями для принятия решений о проведении внеплановых проверок являются:

■         поступление жалоб на действия (бездействие) организаций, связанные с невыполнением ими обязательных требований, получение иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений;

■         проверка исполнения предписаний.

О проведении внеплановой проверки руководителя образовательного учреждения должны предупредить не менее чем за 24 часа до начала проверки.

В ходе проверки председатель и члены комиссии по проверке в соответствии с планом-заданием проверки:

■  запрашивают у уполномоченных должностных лиц и иных работников образовательного учреждения документы и иные материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, подлежащим проверке, и проводят рассмотрение указанных материалов;

■  проводят беседы с работниками образовательного учреждения, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам, подлежащим проверке.

Беседы с обучающимися, воспитанниками должны проводиться в присутствии их родителей (законных представителей).

Выездные и документарные (камеральные) проверки

Инспекторы имеют право проводить проверки в образовательных организациях по вопросам полноты и качества осуществления образовательных услуг.

Мероприятия по надзору проводятся в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

Мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) проверок проводятся на основании приказа Рособрнадзора по месту нахождения образовательных учреждений и осуществляются комиссией по проверке, создаваемой Рособрнадзором.

Мероприятия по надзору в форме камеральных проверок проводятся на основании распоряжения Рособрнадзора по месту нахождения проверяющего органа посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов и иных сведений. Такие проверки могут осуществляться комиссией или одним специалистом Рособрнадзора, назначенным в качестве проверяющего.

Комиссия по проверке формируется из специалистов Рособрнадзора с включением, при необходимости, в ее состав квалифицированных экспертов.

Что должно быть указано в приказе или распоряжении?

В приказе или распоряжении Рособрнадзора указываются:

■   номер и дата приказа или распоряжения о проведении проверки;

■   состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей ее членов, или фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;

■   наименование организации, в отношении которой проводится проверка;

■   цели, задачи и предмет проверки;

■   правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

■   дата начала и окончания проверки.

В распоряжении Рособрнадзора указывается также перечень документов, запрашиваемых у организации, по вопросам, подлежащим проверке, и срок их представления. Приказом (распоряжением) Рособрнадзора утверждается также план-задание проверки.

С чего начинается проверка?

Перед началом проверки председатель комиссии (проверяющий) должен:

■   провести совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;

■   ознакомить руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;

■   выяснить все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

■   запросить (если это нужно) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организовать их получение.

Что должен делать руководитель?

Руководитель проверяемой организации (уполномоченное им лицо) должен:

■         организовать по требованию председателя комиссии (проверяющего) встречу членов комис­
сии с руководителями основных подразделений

и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителя­ми (законными представителями);

■   предоставить членам комиссии (проверяющему) на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами (с программным обеспечением, согласованным с председателем комиссии), организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;

■   своевременно представить по письменному запросу председателя комиссии (проверяющего) и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном (по возможности) носителе;

■  дать устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;

■  обеспечить доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме «только для чтения».

Оформление результатов проверки

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит соответствующую запись в имеющемся в организации журнале учета мероприятий по контролю (надзору) (о том, как выглядит журнал учета, см. в первом номере журнала). Если в ходе проверки выявлено отсутствие в организации такого журнала, в акте о результатах проверки делается запись об этом.

Письмом Минэкономразвития от 9.02.2010 № Д05-315 установлено, что Рособрнадзор обязан по результатам проводившихся проверок составлять акты проверок по форме, установленной Приказом № 141 от 30.04.2009 (образец акта — в первом номере журнала).

В акте о результатах проверки дается вывод комиссии по проверке по результатам проведения мероприятия по надзору:

■  о выявлении нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения;

■  об установлении факта исполнения или неисполнения предписания.

Акт о результатах проверки подписывается председателем комиссии по проверке и членами комиссии по проверке. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.

Рособрнадзор по результатам проверки может выдавать обязательные для исполнения предписания организациям:

■  об устранении выявленных нарушений;

■  о привлечении должностных лиц к ответственности, установленной законодательством;

■  об отстранении должностных лиц от должности.

Выдача предписания, его исполнение и последствия неисполнения

Предписание подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора и направляется образовательному учреждению по почте с уведомлением о вручении.

Организация, которой было выдано предписа­ние, должна исполнить его в установленный срок и представить в Рособрнадзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение указан­ных в предписании требований.

В случае неисполнения предписания об устранении нарушений руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора может принять решение о выдаче предписания о привлечении должностного лица (должностных лиц) образовательного учреждения к ответственности, установленной законодательством РФ.

Виды ответственности

В отношении нарушителя могут быть приняты следующие меры воздействия:

1)      приостановление действия лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам;

2)      аннулирование лицензии;

3)      приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам;

4)      лишение свидетельства о госаккредитации;

5)      штраф и дисквалификация должностных лиц (в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Административная ответственность за нарушение законодательства в сфере образования

Нарушение

Размер штрафа

Норма

Нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, незаконные отказ в приеме в образовательное учреждение либо отчисление из учреждения От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) П. 1 ст. 5.57 КоАП РФ
То же действие, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение Дисквалификация на срок от одного года до двух лет (для должностных лиц) П. 3 ст. 5.57 КоАП РФ
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридиче­ских лиц) П. 2 ст. 5.57 КоАП РФ
Нарушение требований к ведению образовательной деятельности — ведение данной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушение правил оказания платных образовательных услуг От 30 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц). От 100 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) П. 1 ст. 19.30 КоАП РФ
Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного про­цесса, незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) П. 2 ст. 19.30 КоАП РФ
Выдача образовательными организациями, не имеющими госаккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими госаккре­дитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным про­граммам, не прошедшим госаккредитации 50 000 руб. или дисквалификация  на срок от шести месяцев до одного года (для должностных лиц). От 100 000 до 500 000 руб. (для юридических лиц) П. 3 ст. 19.30 КоАП РФ
Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством РФ в области образования олимпиад школьников. Нарушение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации От 3000 до 5000 руб. (для граждан). От 20 000 до 40 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 200 000 руб. (для юридических лиц) П. 4 ст. 19.30 КоАП РФ
Нарушение порядка приема в образовательную организацию От 10 000 до 30 000 руб. (для должностных лиц). От 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) П. 5 ст. 19.30 КоАП РФ
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа государственного контроля (надзора), воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей Предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб. (для граждан).                         „ От 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц) П. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
Невыполнение в установленный срок предписания (постановления, решения) органа (должностного лица), осущест­вляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства От 300 до 500 руб. (для граждан). Дисквалификация на срок до трех лет либо штраф от 1 000 до 2 000 руб. (для должностных лиц). От 10 000 до 20 000 руб. (для юридических лиц) П. 1 ст. 19.5 КоАП РФ
Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонаруше­ния От 300 до 500 руб. (для должностных лиц) Ст. 19.6 КоАП РФ
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (инфор­мации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. А также представление этих сведений в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, оговоренных КоАП РФ От 100 до 300 руб. (для граждан). От 300 до 500 руб. (для должностных лиц). От 3000 до 5000 руб. (для юридических лиц) Ст. 19.7 КоАП РФ

 

Правовые нормы привлечения к ответственности

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, а дела об административных правонарушениях в сфере образования рассматривают судьи.

Приказом Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статей 5.57, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Обжалование действий Рособрнадзора

Действия (бездействие), решения должностных лиц Рособрнадзора могут быть обжалованы:

■  вышестоящему должностному лицу Рособрнадзора;

■  министру (заместителю министра) образования и науки РФ;

■  в судебном порядке.

Обращение подается в письменной форме и должно содержать:

■  при подаче обращения физическим лицом — его фамилию, имя, отчество, при подаче обращения юридическим лицом — его наименование;

■  почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

■  наименование государственного органа,

в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

■  суть заявления или жалобы;

■  при подаче обращения физическим лицом — личную подпись физического лица, при подаче обращения юридическим лицом — подпись руководителя (заместителя руководителя) юридического лица;

■  дату.

К обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенную в обращении информацию. Срок подачи жалобы должен быть указан в решении о привлечении к ответственности.

Письменный ответ должен быть направлен автору обращения не позднее 30 дней со дня реги­страции письменного обращения в Рособрнадзоре или в Минобрнауки России.

Нормативно-правовые документы

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 (ред. от 02.10.2009) «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2007 № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».
  7. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 9 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
  8. Приказ Минобрнауки РФ от 21.01.2009 № 8 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации».
  9. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 242 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)».

10. Приказ Минобрнауки РФ от 22.08.2008 № 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования ».

11. Письмо Рособрнадзора от 04.07.2008 № 01-298/09-01 «О направлении методических рекомендаций по проведению камеральных проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по надзору и контролю в сфере образования».

12. Приказ Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».

13. Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

14. Приказ Рособрнадзора от 18.12.2009 № 2355 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения».

15. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Из официальных источников

Пресс-служба Рособрнадзора сообщает, что в 2010 году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проводила проверки по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Процедуру лицензирования прошли 897 образовательных учреждений, научных организаций и филиалов по 20 316 образовательным программам, 1200 образовательных учреждений — по 7970 новым образовательным программам. Было выдано 1207 лицензий и 1303 приложений к ним, а также приостановлено действие 2 лицензий.

Также Рособрнадзором было организовано 1027 процедур аккредитации образовательных учреждений и научных организаций по 9578 образовательным программам и 977 процедур аккредитации по 2554 новым образовательным программам.

О проведении проверки школы Департаментов контроля и надзора в сфере образования (смотреть)