МКУ "Лужский ИМЦ" — налоговый контроль
Главная / Без рубрики / налоговый контроль

налоговый контроль

Постоянная ведущая рубрики

Евгения Викторовна КОТОВА,

к. э. н., доцент кафедры управления и экономики образования

СПб АППО, арбитражный заседатель

Арбитражного суда СПб и ПО

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (далее — НК) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообло­жения и сборов, а так же формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

Налоговые проверки, как и проверки со стороны финансового контроля, являются одними из самых сложных для любого образовательного учреждения. Такие проверки не подпадают по действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Они проводятся в соответствии с Налоговым кодексом.

Налоговые санкции

Налоговая санкция (статья 113 НК) является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанав­ливаются и применяются в виде денежных взы­сканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налогоплательщики и налоговые органы

Налогоплательщиками и плательщиками сборов по статье 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Права налогоплательщиков описаны в статье 21 НК, а обязанности — в статье 23 НК.

Определение налоговых органов дано в статье 30 НК. В статьях 31-32 указаны их права и обязанности.

Полномочия органов внутренних дел при проведении налоговых проверок описаны в статье 36 НК. Органы внутренних дел могут принимать участие в проверках только по запросу самих налоговых органов.

Виды налоговых проверок

Налоговому контролю посвящена глава 14 НК РФ.

При проведении налоговых проверок инспекторы проверяют правильность исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество, налога на доходы физических лиц и т. д.

Под правильностью исчисления налогов понимается правильность формирования налогооблагаемых баз, применение льгот, расчет налогов и т. д. Под правильностью уплаты налогов понимается своевременность и достоверность подачи налоговых деклараций и налоговой отчетности, правильность и своевременность уплаты налогов и сборов, применение льгот и т. д.

В СТАТЬЕ 87 НК ГОВОРИТСЯ, ЧТО НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ МОГУТ ПРОВОДИТЬ

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ДВУХ ВИДОВ:

1)   камеральные налоговые проверки;

2)       выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится

по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со ст. 88 НК РФ без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

ЕСЛИ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКОЙ ВЫЯВЛЕНЫ:

■    ошибки в налоговой декларации (расчете);

■    противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

■    несоответствия представленных налогоплательщиком сведений сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и полученным им в ходе налогового контроля, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налого­плательщиков на эти налоговые льготы.

Выездная налоговая проверка проводится в соответствии со ст. 89 НК РФ на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика является выездная налоговая проверка на основании ст. 89 НК РФ, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

ПОВТОРНАЯ ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ:

■    вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

■    налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае пред­ставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой про­верки проверяется период, за который, представ­лена уточненная налоговая декларация

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Сроки проведения проверок

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. В исключительных случаях руководитель налогового органа выносит специальное решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель налогового органа или его заместитель вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в частности, для:

■    истребования документов (информации) о налогоплательщике или конкретной сделке (ст. 93.1 НК РФ);

■    проведения экспертизы.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки с целью истребования документов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления проведения вы­ездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, описан в статье 6.1 НК РФ.

Порядок проведения проверок

Порядок проведения выездных налоговых прове­рок описан в ст. 91-95 НК РФ. В частности, там указано, что налоговый орган имеет право в рам­ках проверки проводить:

■   осмотр помещений и имущества;

■   истребование документов;

■   выемку документов и предметов;

■   экспертизу.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (или заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Проверяющие могут производить осмотр тер­риторий, помещений проверяемого лица либо иного имущества.

Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения проводится только на основании судебного решения.

Порядок проведения осмотра описан в статье 92 НК РФ. Осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, сни­маются копии с документов или совершаются другие действия. О производстве осмотра состав­ляется протокол.

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки описан в статье 93 НК РФ. Оно производится посредством вручения требования о представлении документов.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностно­му лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками докумен­тов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, предоставляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Отказ проверяемого лица от предоставления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.

Выемка документов и предметов проводится в соответствии со статьей 94 НК РФ. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В не­обходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 НК РФ.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Экспертиза при налоговых проверках проводится на основании статьи 95 НК РФ. Эксперт может быть привлечен только в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Протоколы

В случаях, предусмотренных статьями 91-95 НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Оформление результатов проверок

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки составляются по форме Приказа ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

ЛИЦО, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ПРОВОДИЛАСЬ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА (ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ), В СЛУЧАЕ НЕСОГЛАСИЯ:

■    с фактами, изложенными в акте налоговой проверки;

■    с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки описана в статье 101 НК РФ.

Акт налоговой проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней после истечения срока, отведенного на представление налогоплательщиком возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов нало­говой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ РУКОВОДИТЕЛЬ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ:

1)        о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2)        об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности

В РЕШЕНИИ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ИЗЛАГАЮТСЯ:

■   обстоятельства    совершенного    налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы, и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

■   доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту;

■   результаты проверки этих доводов;

■   решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;

■   применяемые меры ответственности.

В РЕШЕНИИ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ УКАЗЫВАЮТСЯ:

■   размер выявленной недоимки и соответствующих пеней;

■   подлежащий уплате штраф;

■   срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать указанное решение;

■   порядок такого обжалования;

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных ероприятий налогового контроля.

также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить реше­ние полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

Необходимо иметь в виду, что: несоблюдение налоговыми органами требований, предъявляемых к форме и (или) содержанию тех или иных документов, составляемых в процессе проведения проверки, а также нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является весомой причиной для их обжалования и решение по этим проверкам может быть впоследствии отменено вышестоящим налоговым органом или судом.

К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (замести­телем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Порядок взыскания налоговых санкций

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации налоговым органом на основании статьи 104 НК РФ подается в арбитражный суд. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В Кодексе указано, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. При этом никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

В статье 113 НК РФ указано, что организация не может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давно­сти).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 на­стоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемых баз» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (взноса)» Кодекса.

Обжалование актов налоговых органов

Порядок обжалования актов налоговых органов и действия или бездействия их должностных лиц описаны в Разделе 7 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие реше­ния по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139-141 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляци­онной жалобы.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового орга­на вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вы­шестоящим налоговым органом.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК).

Практика отмены судом решений налоговых органов в случае нарушения процедуры их вынесения до 2007 года была достаточно обширной. Однако, после введения в 2007 году апелляционного порядка обжалования решений, количество поданных жалоб в судебные органы значительно снизилось, т. к. апелляционная инстанция довольно часто отменяет незаконные решения нижестоящих налоговых органов, не доводя их до рассмотрения в суде.

Нормативно-правовые документы fj

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  3. Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 года № САЭ-3-06/892@. ♦