МКУ "Лужский ИМЦ" — О работе творческой группы учителей по направлению: введение ФГОС ООО
Главная / Без рубрики / О работе творческой группы учителей по направлению: введение ФГОС ООО

О работе творческой группы учителей по направлению: введение ФГОС ООО

 МОУ «СОШ № 2″ Лужского муниципального района

О работе творческой группы учителей  по направлению: введение федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

С сентября 2012 года на основании распоряжения КОПО Ленинградской области   №1472-р от 10.04.2012г. «Об организации инновационной деятельности по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в системе образования Ленинградской области»  МОУ «Средней школе №2» присваивается статус инновационной  площадки по внедрению  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, что служит основанием введения ФГОС ООО  в 5-х классах.

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в МОУ «Средняя школа №2» осуществляется через работу творческой группы  по введению  и реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  В состав творческой группы входят администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог и учителя, работающие  по  ФГОС.

 Целью работы творческой группы является повышение качества образования, основными задачами: разработка и корректировка основной образовательной программы основного общего образования, развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях  введения ФГОС ООО.

Процесс работы над введением новых стандартов основного общего образования  в МОУ «Средняя школа №2» осуществляется в соответствии с планом, в который были включены следующие вопросы: изучение нормативного правового обеспечения  и методических материалов ФГОС второго поколения; выявление затруднений учителей по реализации основной образовательной программы основного общего образования и разработке рабочих учебных программ в условиях введения ФГОС ООО; психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования; повышение профессиональной компетентности через организацию индивидуальной работы педагогов по персональным темам проектных заданий; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; внеурочная деятельность: проектирование и организация; создание системы ознакомления с ФГОС второго поколения родителей (законных представителей) учащихся 5 классов; создание нормативной правовой базы (локальных актов, регламентирующих деятельность педагогов, членов администрации); обеспечение педагогов информационным, научно-методическим сопровождением процесса формирования УУД и методическими рекомендациями по развитию компетентности педагога.

При составлении плана работы творческой группы учитывается опрос педагогов о личном  творческом вкладе учителя в реализацию учебного процесса.

При реализации плана были использованы самые разнообразные формы работы с педагогическими кадрами. В соответствии с  графиком  повышения квалификации учителей основной школы по  введению ФГОС ООО   прошли  обучение на курсах повышения квалификации директор,  заместители директора по УВР, педагоги, работающие по ФГОС, всего обучено 19 педагогов. По циклограмме работы МОУ «Средняя школа №2»   по  четвергам  проводился  методический день, являющийся одной из форм повышения квалификации педагогов.  В этот день проходили заседания МС, МО, творческой группы, педсоветы, совещания, круглые столы. Такая форма работы активизировала  творческий потенциал учителей, их  самообразование и совершенствование педагогического мастерства.

За время работы творческой группы учителями–предметниками, работающими в пятых классах, подготовлено и проведено 29 открытых уроков и 1 занятие кружка «Познай себя». На уроках учителя применяли технологии  по новым стандартам: технологию развития критического мышления, технологию развития проектного обучения, технологию развития проблемного мышления, технологию формирования  и оценки универсальных учебных действий, оценки достижения планируемых результатов. В течение недели  взаимопосещений уроки в 5а,5б классах посетили  учителя школы и родители учащихся.  Присутствующие учителя получили возможность приобретения опыта анализа уроков с позиций требований ФГОС по предложенной схеме, ознакомились с критериями оценивания, определяли количественные показатели урока по целеполаганию, содержанию, логике, методам и формам организации учебно-познавательной деятельности, организации контрольно – оценочной деятельности, результатам проведенного урока.

На заседании районного семинара в форме круглого стола 21 ноября 2013 года было проведено обсуждение  новых подходов к системе оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС ООО в ОУ Лужского района Ленинградской области. Был представлен опыт МОУ «Средняя школа №2» по реализации стандартов нового поколения по теме «Система оценивания образовательных достижений учащихся при введении ФГОС ООО». Семинар был организован по инициативе педагогического коллектива МОУ «Средняя школа №2»,  совместно с информационно-методическим центром г. Луги.  Целевой аудиторией семинара являлись заместители директоров по УВР  школ – участников  эксперимента по введению ФГОС ООО в 5-х классах,  руководители творческих групп, методисты и учителя-предметники. Вопросами для  обсуждении были: «Принципы, формы и методы оценочной деятельности учителя» (Гребнева Л.И., зам. директора по УВР МОУ «Средняя школа №2»);  «Критериальность оценивания» (Яцышина Н.В., руководитель школьного МО учителей математики и информатики); «Языковой портфель учащегося» (Лысенкова Н.В., учитель немецкого языка); «Система оценивания предметных результатов учащихся» (Виноградова И.Е., руководитель школьного МО учителей русского языка и  литературы); «Контрольно-оценочная деятельность учащихся» (Рудковская Г.А., учитель биологии); «Оценивание проектной деятельности учащихся» (Смирнова Е.В., зам. директора по УВР); «Оценка личностных достижений учащихся» (Кузьмина В.А.,  педагог-психолог,  Фрейндорф Е.Е, руководитель школьного   методического  объединения классных   руководителей 5-11 классов).

Администрацией школы Гавриловой А.М., Гребневой Л.И., Смирновой Е.В., классными руководителями 5 — 6 классов, членами творческой группы  обеспечивается информирование родителей о введении ФГОС ООО через проведение классных и общешкольных родительских собраний, где родителям предоставляется информация о переходе школы на новые стандарты.  На родительских собраниях  пятиклассников доведены до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения; проведен опрос родителей  о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; проведено анкетирование.  На сайте МОУ «Средняя школа №2» открыта страница «ФГОС ООО».

В конце учебного года учителями, работающими по ФГОС,  был  проведен  самоанализ своей профессиональной деятельности в соответствии с  предложенной схемой  по направлениям: изучение нормативной правовой документации и методической литературы; разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса; обобщение собственного опыта педагогической деятельности; участие в системе школьной методической работы; обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы; работа в составе органов управления школой и  рабочей группы проекта введения ФГОС. Для составления схемы был использован опыт Немовой Н.В. заместителя руководителя центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров ФГАУ ФИРО. Такая форма отчетности позволила провести системный мониторинг методического сопровождения введения ФГОС в МОУ «Средняя школа №2».

Введение ФГОС второго поколения изменило представление учителей о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для  учителей стало понятие «универсальные учебные действия». Несмотря на значительную проведенную  работу, вопросы формирования и оценки УУД являются наиболее сложными. У учителей  имеются определенные затруднения в выделении и анализе заданий, направленных на формирование УУД, в определении уровня сформированности УУД учащихся. В целях активизации работы по данному направлению в методических объединениях  МОУ «Средняя школа №2» были  созданы рабочие  группы для работы над проблемами формирования универсальных учебных действий в рамках предметов. Определенную помощь в этом вопросе оказало участие в Федеральном мониторинге качества основного общего образования, который был проведен «Институтом проблем образовательной политики « Эврика». Учителя получили  возможность принять участие в проведении процедур оценки качества основного общего образования в ОУ на основе оценки индивидуальных достижений учащихся (участие в проведении стартовых предметных работ, комплексных метапредметных работ).

Подводя итоги второго года работы по введению ФГОС ООО, можно сделать вывод: в ходе реализации федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, в ежедневной практике, решение основной задачи работы творческой группы: разработка и корректировка основной образовательной программы основного общего образования, развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях  введения ФГОС ООО обеспечивает поэтапное достижение цели: повышения качества образования.

 

Первухина Е.Н., руководитель творческой группы МОУ «Средняя школа №2»