МКУ "Лужский ИМЦ" — Описание общей модели организации образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО
Главная / Без рубрики / Описание общей модели организации образовательного процесса в...

Описание общей модели организации образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Описание общей модели организации образовательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО

1. Перечень базовых параметров для создания модели

А. Предметное содержание образования младших школьников с учетом следующих предметных линий:

  • Моделирование;

  • Работа с текстом (информацией);

  • Учебное сотрудничество;

  • Умение учиться

которые задаются на трех уровнях: «правилосообразном» (формальном); «рефлексивном» (предметном); «ресурсном».

Б. Полидеятельностное образовательное пространство:

- Игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);

- Формирование учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников;

- Учебно- художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов эстетического цикла;

- Учебно-организаторская деятельность как основа для формирования коммуникативных и общеучебных умений.

В. Многофункциональность образовательного пространства:

- Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

- Учебное занятие как место различных групповых и индивидуальных «практик»;

- Консультативное занятие как форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу (учителю);

- Домашняя самостоятельная работа младших школьников как форма организации деятельности по построению их индивидуальных образовательных маршрутов;

- Внеучебные формы (секции, кружки, клубы и т.п.) образовательного пространства как место реализации личностных задач младшего школьника.

Г. Ритмичность (цикличность) образовательного процесса:

- Пятилетний цикл с выделением стабильного и переходных (рефлексивных) этапов в образовании младших школьников (первый, второй-четвертый и пятый классы);

- Годовой цикл с выделением трех основных фаз учебного года (фаза постановки задач года-сентябрь, фаза решения учебных задач (октябрь-апрель), рефлексивная фаза учебного года (апрель-май);

- Тематический цикл с выделением трех этапов (постановка учебной задачи, решение учебной задачи, рефлексия и конкретизация решенной задачи).

2. Основные условия для создания и реализации общей модели образовательного процесса

- Создание единых «правил игры» (нормативно-правового поля) для всех субъектов образовательного процесса;

- Готовность к отказу от традиционной учительской позиции, ее изменение (управление процессом учения и обучения, помощь учащимся в самостоятельном продвижении в предмете, в том числе и в обнаружении ошибок детей, поддержка детской инициативы, работа в ситуации запроса);

- Разработка учебного плана школы на основе базисного учебного плана с учетом основных целей и задач школы;

- Наличие рабочих учебных программ педагогов, построенных как перспективный план изучения отдельных учебных дисциплин через комплекс пяти образовательных линий;

- Динамическое (мобильное) расписание учебных занятий;

- Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса;

- Организация образовательного пространства учебной деятельности в классе (пространство подготовки — «черновик», пространство предъявления результатов — «чистовик», предметно-пространственная среда: место «сомнений» (тренировки), место «на оценку», стол «помощников», стол «заданий» и др.);

- Безотметочная система оценивания, опирающаяся на систему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;

- Разновозрастное учебное сотрудничество детей при изучении учебного материала;

- Создание временных творческих малых педагогических групп для решения конкретных педагогических задач;

- Соблюдение образовательной технологии построения учебного процесса, опирающегося на теории учебной деятельности;

- «Продуктивность» и «презентационность» образовательного процесса для всех субъектов (детей, педагогов, администрации);

- Переход к деятельностному внутришкольному управлению со стороны администрации школы.

3.Планируемые образовательные эффекты модели

- Становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества;

- Основы контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (основы умения учиться: рефлексивные и поисковые действия);

- Основы теоретического мышления: анализ, планирование и рефлексия;

- Системность, предметность и обобщенность предметных знаний.

- Способность школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия;

- Устойчивый учебно-познавательный интерес у учащихся.