Опыт организации внеурочной деятельности в МОУ «Володарская СОШ»
Муниципальное образовательное учреждение
«Володарская средняя общеобразовательная школа»
Разработчик: Новикова Т.А.,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов,
педстаж 31 год,
высшая квалификационная категория
Программа
внеурочной деятельности начального общего образования
в рамках внедрения ФГОС НОО
1.Актуальность введения программы
«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения.
Программа рассчитана на 165 часов в 1 классе. Эти часы равномерно распределены по дням недели и предусматривают еженедельное регулярное проведение занятий с детьми. План занятий составлен по согласованию с родителями и общественностью. Программа может быть доработана с целью использования её в следующем учебном году для 1-2 классов.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:
- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Таким образом, актуальность данной программы обуславливается:
- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие
2. Цель программы
Цель Программы внеурочной деятельности – апробирование модели организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;
3. Задачи программы
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- создать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.
4. Объект и предмет исследования
Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе.
Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.
5. Гипотеза исследования
Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, ориентированная на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, музыка и т.д.);
- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
6. Методы, используемые при реализации программы
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;
2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.
3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др.
4. Практические: составление рабочих программ кружков 1 класса
7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы
1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя — М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
11. Инструктивно- методическое письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 07.06.2011 № 19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году»
12. Письмо КО и ПО Лен. области «Об организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения в 2011-2012 уч. году» № 19-3647/11 от 21.06.2011 г.
13. Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3236/11 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 уч. г.»
14. Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в1-2 классах общеобразовательных учреждений Ленинградской области в 2011-2012 учебном году, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»
15. Приказ МОУ «Володарская СОШ» от 01.09.2011г. № 122/1 «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО»
16.Приказ МОУ «Володарская СОШ» от 01.09.2011г.№ 122 «Об обеспечении готовности ОУ к реализации ФГОС начального образования»
8. Ресурсы Программы
Рабочая группа |
Функции |
Состав |
Административно-координационная |
Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах работы, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов. |
С.Д.Курзина, директор школы, Т.А.Новикова, заместитель директора школы по УВР
|
Консультативно-методическая |
Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками образовательного процесса в рамках инструктивно-методической работы, распространение опыта работы на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по ФГОС второго поколения. |
Т.А.Новикова, заместитель директора школы по УВР, Г.А.Дружининская, учитель начальных классов |
Профессиональные сообщества |
Выносят решения по результатам работы в рамках ФГОС нового поколения |
Педагогический совет, Совет школы, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Рабочая группа по введению ФГОС нового поколения |
Педагоги школы |
Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями |
1 класс – Г.А.Дружининская 2 класс – Ю.В.Иванова 3 класс – Н.Г.Егорова 4 класс – Н.Н.Копылова
|
Задействованные педагоги |
Организация внеурочной деятельности по направлениям:
|
Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ» Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ» Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ» Кудрявцева Е.А. – музыкальный работник МДОУ « Детский сад № 27» С.А.Кудрявцев – учитель физической культуры МОУ «Володарская СОШ» |
уховно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное |
Важное место отводится проектной и исследовательской деятельности учащихся
Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, медицинский кабинет, библиотека, актовый зал, оснащённый мультимедийной техникой; компьютерный кабинет, музей, спортивный зал, спортивная площадка.
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеется 10 компьютеров, экран. Кабинеты начальных классов частично оснащены компьютерами, 1 класс — теле- и видеоаппаратурой.
9. Ожидаемые результаты реализации Программы внеурочной деятельности
Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.
10.Формы работы в рамках внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное направление: (Кружок «Родничок»)
Формы работы:Занятия в классе, в библиотеке, занятия-игры, уроки творчества, экскурсии, уроки-отчёты
Решаемые задачи: Заложить основы национального мировоззрения, развитие устной речи, формирование представлений о добре и зле, развитие духовно-нравственных чувств, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности
Социальное направление: (Кружок «Умелец»)
Формы работы:Самообслуживание, сельскохозяйственный труд, волонтёрская работа, разные трудовые операции
Решаемые задачи: Воспитание хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам; привитие уважительного отношения к взрослым, родителям, малышам; умение вести себя в социуме; уход за территорией школы
Спортивно-оздоровительное направление: (Кружок «Юные олимпийцы»)
Формы работы:Занятия в спортивном зале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, спортивные игры развивающего характера, уроки здоровья.
Решаемые задачи: Гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки.
Общеинтеллектуальное направление: (Кружок «Мои первые проекты»)
Формы работы:Подготовка к составлению проектов, проектная деятельность, защита проектов
Решаемые задачи:Формировать навыки сотрудничества, умение составлять письменный отчёт о работе, планировать работу, давать оценку готовому продукту своей работы, умение собирать и обрабатывать информацию
Общекультурное направление: (Кружок «Радуга»)
Формы работы:Занятия в музыкально-хореографическом кружке
Решаемые задачи:Сохранение здоровья детей младшего школьного возраста; развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческих способностей; воспитание организованной, гармонически развитой личности.
11.Внешние связи и партнерство
Общее управление внеурочной деятельностью осуществляет администрация МОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа», методическую поддержку оказывает МУ «Лужский ИМЦ». В дальнейшем планируется к ведению внеурочной деятельности привлекать родителей, педагогов дополнительного образования, школьный музей, сельскую библиотеку.
Принципы реализации Программы:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение детей в активную деятельность;
На содержание Программы повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.
Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:
-
игровая;
-
познавательная;
-
проблемно-ценностное общение;
-
досугово-развлекательная деятельность;
-
творческая деятельность;
-
социально-проектная деятельность;
-
общественно полезная деятельность;
-
спортивно-оздоровительная деятельность;
-
краеведческая;
-
гражданско-патриотическая деятельность.
Приложение к программе:
1. Спортивно – оздоровительное направление
2. Общеинтеллектуальное направление
3. Социальное направление
4. Духовно – нравственное направление
5. Общекультурное направление
Внеурочная деятельность учащихся в каникулярное время
- экскурсии в музей русского народного творчества Скребловской школы;
- экскурсии по усадьбе Бильдерлинга;
- экскурсии в Санкт-Петербург»;
- экскурсии в лес, парк;
- экскурсии в театр, в цирк;
- походы
Заключение
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.