МКУ "Лужский ИМЦ" — Опыт организации внеурочной деятельности в МОУ «Володарская СОШ»
Главная / Без рубрики / Опыт организации внеурочной деятельности в МОУ «Володарская...

Опыт организации внеурочной деятельности в МОУ «Володарская СОШ»

Муниципальное образовательное учреждение

«Володарская средняя общеобразовательная школа»

Разработчик: Новикова Т.А.,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов,

педстаж 31 год,

высшая квалификационная категория

Программа

внеурочной деятельности начального общего образования

в рамках внедрения ФГОС НОО

1.Актуальность введения программы

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Решение задач воспитания и социализации школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования нового поколения.

Программа рассчитана на 165 часов в 1 классе. Эти часы равномерно распределены по дням недели и предусматривают еженедельное регулярное проведение занятий с детьми. План занятий составлен по согласованию с родителями и общественностью. Программа может быть доработана с целью использования её в следующем учебном году для 1-2 классов.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

- овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

- формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования является передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса – репродукция этих знаний. В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная, деятельностная парадигма образования, утверждающая в качестве цели развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще не известные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Таким образом, актуальность данной программы обуславливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие

2. Цель программы

Цель Программы внеурочной деятельности – апробирование модели организации внеурочной деятельности учащихся 1-4-х классов в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования;

3. Задачи программы

Задачи, решаемые в ходе реализации Программы:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- создать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

4. Объект и предмет исследования

Объект исследования при реализации данной Программы – система воспитания и социализации младших школьников в школе.

Предмет исследования – механизм организации внеурочной деятельности учащихся 1- 4-х классов.

5. Гипотеза исследования

Считаем, что эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, ориентированная на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;

- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, музыка и т.д.);

- согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации при ведущей роли общеобразовательной школы;

- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

6. Методы, используемые при реализации программы

1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме моделирования внеурочной деятельности;

2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности детей, анализ документации и др.

3. Математические: ранжирование, статистическая обработка данных и др.

4. Практические: составление рабочих программ кружков 1 класса

7. Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя — М., Просвещение, 2010

8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373

11. Инструктивно- методическое письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 07.06.2011 № 19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году»

12. Письмо КО и ПО Лен. области «Об организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях введения стандартов нового поколения в 2011-2012 уч. году» № 19-3647/11 от 21.06.2011 г.

13. Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3236/11 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 уч. г.»

14. Приложение к письму КО и ПО Лен. области от 07.06.2011 г. № 19-3231/11 «Об организации образовательного процесса в1-2 классах общеобразовательных учреждений Ленинградской области в 2011-2012 учебном году, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования»

15. Приказ МОУ «Володарская СОШ» от 01.09.2011г. № 122/1 «О переходе ОУ на обучение по ФГОС НОО»

16.Приказ МОУ «Володарская СОШ» от 01.09.2011г.№ 122 «Об обеспечении готовности ОУ к реализации ФГОС начального образования»

8. Ресурсы Программы

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах работы, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов.

С.Д.Курзина, директор школы,

Т.А.Новикова, заместитель директора школы по УВР

Консультативно-методическая

Обеспечивает: предоставление всех необходимых содержательных материалов, изучение всеми участниками документов ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками образовательного процесса в рамках инструктивно-методической работы, распространение опыта работы на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по ФГОС второго поколения.

Т.А.Новикова, заместитель директора школы по УВР,

Г.А.Дружининская, учитель начальных классов

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам работы в рамках ФГОС нового поколения

Педагогический совет, Совет школы, школьное методическое объединение учителей начальных классов, Рабочая группа по введению ФГОС нового поколения

Педагоги школы

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

1 класс – Г.А.Дружининская

2 класс – Ю.В.Иванова

3 класс – Н.Г.Егорова

4 класс – Н.Н.Копылова

Задействованные педагоги

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ»

Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ»

Г.А.Дружининская– учитель начальных классов МОУ «Володарская СОШ»

Кудрявцева Е.А. – музыкальный работник МДОУ « Детский сад № 27»

С.А.Кудрявцев – учитель физической культуры МОУ «Володарская СОШ»

уховно-нравственное

Социальное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

Важное место отводится проектной и исследовательской деятельности учащихся

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, медицинский кабинет, библиотека, актовый зал, оснащённый мультимедийной техникой; компьютерный кабинет, музей, спортивный зал, спортивная площадка.

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеется 10 компьютеров, экран. Кабинеты начальных классов частично оснащены компьютерами, 1 класс — теле- и видеоаппаратурой.

9. Ожидаемые результаты реализации Программы внеурочной деятельности

Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.

10.Формы работы в рамках внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное направление: (Кружок «Родничок»)

Формы работы:Занятия в классе, в библиотеке, занятия-игры, уроки творчества, экскурсии, уроки-отчёты

Решаемые задачи: Заложить основы национального мировоззрения, развитие устной речи, формирование представлений о добре и зле, развитие духовно-нравственных чувств, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности

Социальное направление: (Кружок «Умелец»)

Формы работы:Самообслуживание, сельскохозяйственный труд, волонтёрская работа, разные трудовые операции

Решаемые задачи: Воспитание хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам; привитие уважительного отношения к взрослым, родителям, малышам; умение вести себя в социуме; уход за территорией школы

Спортивно-оздоровительное направление: (Кружок «Юные олимпийцы»)

Формы работы:Занятия в спортивном зале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, спортивные игры развивающего характера, уроки здоровья.

Решаемые задачи: Гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки.

Общеинтеллектуальное направление: (Кружок «Мои первые проекты»)

Формы работы:Подготовка к составлению проектов, проектная деятельность, защита проектов

Решаемые задачи:Формировать навыки сотрудничества, умение составлять письменный отчёт о работе, планировать работу, давать оценку готовому продукту своей работы, умение собирать и обрабатывать информацию

Общекультурное направление: (Кружок «Радуга»)

Формы работы:Занятия в музыкально-хореографическом кружке

Решаемые задачи:Сохранение здоровья детей младшего школьного возраста; развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческих способностей; воспитание организованной, гармонически развитой личности.

11.Внешние связи и партнерство

Общее управление внеурочной деятельностью осуществляет администрация МОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа», методическую поддержку оказывает МУ «Лужский ИМЦ». В дальнейшем планируется к ведению внеурочной деятельности привлекать родителей, педагогов дополнительного образования, школьный музей, сельскую библиотеку.

Принципы реализации Программы:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение детей в активную деятельность;

На содержание Программы повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются:

  • игровая;

  • познавательная;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность;

  • творческая деятельность;

  • социально-проектная деятельность;

  • общественно полезная деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • краеведческая;

  • гражданско-патриотическая деятельность.

Приложение к программе:

1. Спортивно – оздоровительное направление

2. Общеинтеллектуальное направление

3. Социальное направление

4. Духовно – нравственное направление

5. Общекультурное направление

Внеурочная деятельность учащихся в каникулярное время

- экскурсии в музей русского народного творчества Скребловской школы;

- экскурсии по усадьбе Бильдерлинга;

- экскурсии в Санкт-Петербург»;

- экскурсии в лес, парк;

- экскурсии в театр, в цирк;

- походы

Заключение

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.