Опыт работы Дербеневой О.А., учителя МОУ «Толмачевская СОШ»
Тема урока: Заповеди Блаженств.
Цель урока :
Познакомить детей с заповедями блаженств.
Задачи:
- Раскрыть понятия «блаженство», «заповедь», «духовная нищета», «Царство небесное», «миротворец», «кроткий», «плачущий»;
- Создавать условия, в которых учащимся раскроется основной нравственный смысл Заповедей Блаженств;
- Создать ситуацию, когда учащиеся осознанно и самостоятельно определяют значимость заповедей Иисуса Христа в повседневной жизни человека.
Организация начала занятия.
У: Тема нашего занятия «Заповеди Блаженств». Как вы понимаете слово «заповедь»?
Д: Это наставление, рекомендация, повеление, предписание.
У: Кто такой «блаженный»? На старославянском языке — «счастливый». Значит блаженство — … (счастье).
Запишите определение.
(из. 2)
У: И сегодняшний разговор будет о счастье.
Вопросы для обсуждения:
- Кто из вас хочет быть счастливым?
- Что значит «быть счастливым»?
- Что человеку нужно для счастья?
У: Это очень важные для человека вопросы, но на них очень трудно ответить. Каждый по-своему представляет счастье.
Но не всегда сбывшаяся мечта делает человека счастливым. Например, история девочки Жени в сказке Вал. Катаева, которой достался цветик-семицветик.
Поэтому Христос дал своим ученикам наставления о том, как стать по- настоящему счастливым человеком. Мы с вами сегодня познакомимся с этими наставлениями и подумаем о том, можно ли их применить в нашей сегодняшней жизни или они уже устарели.
Слайд 3.
Изобразительный ряд.
У: Как вы думаете, что изображено на картине?
Д: Это Иисус Христос и его ученики, слушают Его проповедь.
У: Да, это «Нагорная проповедь». Картину написал Карл Блох в 1890 г.
Слайд 4.
У: Опишите внутреннее состояние людей, которые слушают Иисуса Христа.
Слайд 5.
Д: Слушают внимательно, с интересом, задумчиво, волнение в душе, грусть, наверное раскаивается?
У: Вы уже слышали о Нагорной проповеди Христа. Она началась с провозглашения заповедей блаженств.
Исследовательская работа с текстом и со схемой «Заповеди блаженств»
Учебник с. 64 – 67
У: Поработаем с карандашом, обращаем внимание на жирный шрифт. Это заповеди. Подчеркните, какие награды Христос обещал своим ученикам, если они выполнят заповеди.
После чтения текста. Работа в группах со схемой «Заповеди блаженств».
Самостоятельная работа.
У: Соедините стрелками наставление и награду, обещанную за его выполнение.
Вопросы для обсуждения.
- Как вы думаете, понравится ли верующим обещанная награда? Почему?
- Какую из обещанных наград хотели бы получить в жизни вы?
Слайд 6.
Проверка самостоятельной работы учеников, начиная с 1-ой заповеди.
У: Прочитайте первую заповедь и обещанную награду за нее.
Д. (1-ая группа)
«Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царство Небесное.
Щелчок (появление стрелки)
У: Давайте подумаем, какими же должны быть люди, «нищие духом», если им обещана самая большая награда – Царство Небесное?
А Царство Небесное – это … (рай).
Выберите из перечисленных характеристик. Обсудите в группах.
Д:
- Люди, которые понимают, что без помощи Божией невозможно приобретение ни материальных благ, ни духовных богатств.
- Люди, которые не хвалятся и не гордятся, никогда не думают о том, что они лучше других.
- Люди, живущие поддержкой Бога, одним с ним дыханием.
- Люди смиренные.
- Люди, которые ограничили свои желания и потребности.
У: Какое слово ключевое? Какие же люди попадут в Царство Небесное?
Д: Смиренные.
У: Для христианина счастье – это путь к Богу. Путь этот не простой. Он похож на крутую лестницу. Каждая новая ступенька – выполнение заповеди, это жертва, которую христианин приносит Богу.
Первая ступенька, приближающая христианина к Богу, к счастью это – смирение.
(щелчок) (появление слова смирение)
У: Прочитайте вторую заповедь и обещанную награду.
Д (2-ая группа): «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»
(щелчок) (появление стрелки)
У: За любой плач Христос обещает награду?
Д: Нет, за плач от обиды на кого-нибудь нет награды или от боли (упал, ударился, подрался).
У: Почему же плачущие счастливы? О чем они могут плакать?
Д: Верующие плачут из-за своих грехов, раскаиваются в них, хотят избавиться от них.
У: Вот за такие слезы Христос и наградит; он простит им грехи и еще на Земле даст утешение, а на небе вечную радость. Следующая ступенька, жертва – покаяние.
У: Прочитайте следующую заповедь и награду за нее.
Д (3 группа): «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Щелчок (стрелка)
У: Кротость – что это за качаство?
Д:
- Незлой;
- Умеющий владеть собой – не ругаться;
- Незлопамятный человек;
- Нераздражительный;
- Тихий.
У: Как вы считаете, это положительное или отрицательное качество?
Д: Положительное.
У: Как по- вашему, трудно быть кротким? Почему?
Д: Надо себя контролировать, сдерживать.
У: Кроткие люди переносят несчастья, не огорчаясь на Бога, смиренно переносят неприятности и обиды, не сердясь ни на кого. Они спокойно оценивают ситуацию, не впадают в гнев и раздражение. Именно кроткие люди, как считают верующие, наследуют землю – символ Царства Небесного.
Следующая ступенька, жертва – это кротость.
Щелчок (слово на ступеньке)
У: Прочитайте следующую заповедь.
Д (4-ая группа): «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Щелчок (стрелка)
У: Как вы думаете, какие это люди – милостивые?
Д:
- Милосердные;
- У них доброе сердце;
- Переживают за других людей;
- Готовы помочь чем могут;
- Простить и понять.
У: Случалось ли вам оказывать милость?
Дети приводят примеры.
У: У милосердных людей доброе сердце, сострадательное. Именно такие люди достойны особой милости Божией, как считают христиане.
Следующая ступенька, приближающая христианина к Богу – это милосердие.
Щелчок (слово на ступеньке)
У: Прочитайте следующую заповедь и награду за нее.
Д (5-ая группа): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)»
Щелчок (стрелка)
У: «Чистые сердцем» — это какие люди? Что значит быть «чистым сердцем»?
Д:
- Радуются жизни;
- Добрые;
- Плохо не говорят о других;
- Не завидуют;
- Незлопамятные;
- Не замышляют ничего плохого против кого-нибудь.
У: Чистые сердцем – это люди, которые берегутся не только от дурных дел, но и душу стараются сделать чистою, т.е. хранить ее от дурных мыслей и желаний.
Какие дурные мысли и желания приходят в голову некоторым детям?
Д: примеры.
У: следующая ступенька, приближающая христианина к Богу чистота сердца.
Щелчок (следующая ступенька)
У: прочитайте следующую заповедь и награду за нее.
Д: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся».
Щелчок (стрелка)
У: Кто же такие миротворцы, которые есть Божьи дети?
Посмотрите на состав слова миротворцы.
Д: Два корня «мир» и «твор».
У: значит это те, которые … (творят мир) вокруг себя.
Подумайте, что для этого нужно?
Д:
- Уметь мирить рассорившихся людей;
- Уметь жить в мире;
- Уметь разрешать конфликтные ситуации;
- Уметь жить без ссор и драк.
У: Были у вас такие случаи в жизни?
Д: примеры.
У: Христиане считают, что миротворцы уподобляются Сыну Божию Христу, который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. И за это они будут близки к Богу.
Следующая ступенька – миротворчество.
У: вот мы и прошли все ступеньки лестницы, которая ведет христианина к счастью, к Богу.
Внимательно перечитайте заповеди блаженств.
Вопросы для обсуждения:
- Какие заповеди близки, понятны вашей душе?
- Какие заповеди вызывают вопросы?
- Почему их так сложно исполнить?
- Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям? Почему?
Если это действительно заповеди блаженства, то составляющим счастья являются:
- Смирение;
- Покаяние;
- Кротость;
- Милосердие;
- Чистота сердца;
- Миротворчество.
У: Кто способен так воспринимать счастье?
Д:
- Христиане;
- Верующие в Бога;
У: После долгого и трудного восхождения вверх по лестнице, посмотрите, как легко христианину упасть с достигнутой высоты, если он будет нарушать данные правила. Не случайно эта часть схемы напоминает горку.
У: Что отдаляет христианина от Бога?
Если приближает — миротворчество, то отдаляет- вражда
Приближает -чистота сердца, отдаляет -дурная мысль
Милосердие – жестокость
Кротость – гнев
Покаяние – упрямство
Смирение – гордыня.
Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.
Эти слова из Евангелия от Матфея, от Луки.
Слайд. Этот храм стоит на месте проповеди.
Подведение итогов урока.
Сядем в кружок.
У:
- Что же такое , по мнению христиан,«Заповеди блаженств»?
Д: Это путь к счастью; это те правила поведения, которые ведут к счастью, приближают христианина к Богу.
- Что вы вынесли с сегодняшнего урока?
Д: …
Рефлексия:
- Я узнал…
- Я понял, что…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал, что…
- Мне захотелось попробовать…
У: Оцените урок и свою работу на нем.
«Оцени себя сам!»
На уроке я работал | активно пассивно |
Своей работой на уроке я… | доволен не доволен |
Урок для меня показался | коротким длинным понятен не понятен полезен бесполезен |
За урок я | устал не устал |
Мое настроение | стало лучше стало хуже |
Материал урока мне был | интересен не интересен |
Д/з с. 67 выполнить вопросы и задания;
С. 66 «Это интересно». Прочитай текст и сформулируй его главную мысль.
Рубрика по желанию: придумать 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены клуба «Миротворец».