МКУ "Лужский ИМЦ" — Опыт работы Дербеневой О.А., учителя МОУ «Толмачевская СОШ»
Главная / Без рубрики / Опыт работы Дербеневой О.А., учителя МОУ «Толмачевская СОШ»

Опыт работы Дербеневой О.А., учителя МОУ «Толмачевская СОШ»

Тема урока:  Заповеди Блаженств.

Цель урока :

Познакомить детей с заповедями блаженств.

Задачи:

  • Раскрыть понятия «блаженство», «заповедь», «духовная нищета», «Царство небесное», «миротворец», «кроткий», «плачущий»;
  • Создавать условия, в которых учащимся раскроется основной нравственный смысл Заповедей Блаженств;
  • Создать ситуацию, когда учащиеся осознанно и самостоятельно определяют значимость заповедей Иисуса Христа в повседневной жизни человека.

Организация начала занятия.

У: Тема нашего занятия «Заповеди Блаженств». Как вы понимаете слово «заповедь»?

Д: Это наставление, рекомендация, повеление, предписание.

У: Кто такой «блаженный»? На старославянском языке — «счастливый». Значит блаженство — … (счастье).

Запишите определение.

(из. 2)

У: И сегодняшний разговор будет о счастье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто из вас хочет быть счастливым?
  2. Что значит «быть счастливым»?
  3. Что человеку нужно для счастья?

У: Это очень важные для человека вопросы, но на них очень трудно ответить. Каждый по-своему представляет счастье.
Но не всегда сбывшаяся мечта делает человека счастливым. Например, история девочки Жени в сказке Вал. Катаева, которой достался цветик-семицветик.

Поэтому Христос дал своим ученикам наставления о том, как стать по- настоящему счастливым человеком. Мы с вами сегодня познакомимся с этими наставлениями и подумаем о том, можно ли их применить в нашей сегодняшней жизни или они уже устарели.

Слайд 3.

Изобразительный ряд.

У: Как вы думаете, что изображено на картине?

Д: Это Иисус Христос и его ученики, слушают Его проповедь.

У: Да, это «Нагорная проповедь». Картину написал Карл Блох в 1890 г.

Слайд 4.

У: Опишите внутреннее состояние людей, которые слушают Иисуса Христа.

Слайд 5.

Д: Слушают внимательно, с интересом, задумчиво, волнение в душе, грусть, наверное раскаивается?

У: Вы уже слышали о Нагорной проповеди Христа. Она началась с провозглашения заповедей блаженств.

Исследовательская работа с текстом и со схемой «Заповеди блаженств»

Учебник с. 64 – 67

У: Поработаем с карандашом, обращаем внимание на жирный шрифт. Это заповеди. Подчеркните, какие награды Христос обещал своим ученикам, если они выполнят заповеди.

После чтения текста. Работа в группах со схемой «Заповеди блаженств».

Самостоятельная работа.

У: Соедините стрелками наставление и награду, обещанную за его выполнение.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как вы думаете, понравится ли верующим обещанная награда? Почему?
  2. Какую из обещанных наград хотели бы получить в жизни вы?

Слайд 6.

Проверка самостоятельной работы учеников, начиная с 1-ой заповеди.

У: Прочитайте первую заповедь и обещанную награду за нее.

Д. (1-ая группа)

«Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царство Небесное.

Щелчок (появление стрелки)

У: Давайте подумаем, какими же должны быть люди, «нищие духом», если им обещана самая большая награда – Царство Небесное?

А Царство Небесное – это … (рай).

Выберите из перечисленных характеристик. Обсудите в группах.

Д:

  1. Люди, которые понимают, что без помощи Божией невозможно приобретение ни материальных благ, ни духовных богатств.
  2. Люди, которые не хвалятся и не гордятся,  никогда не думают о том, что они лучше других.
  3. Люди, живущие поддержкой Бога, одним с ним дыханием.
  4. Люди смиренные.
  5. Люди, которые ограничили свои желания и потребности.

У: Какое слово ключевое? Какие же люди попадут в Царство Небесное?

Д: Смиренные.

У: Для христианина счастье – это путь к Богу. Путь этот не простой. Он похож на крутую лестницу. Каждая новая ступенька – выполнение заповеди, это жертва, которую христианин приносит Богу.

Первая ступенька, приближающая христианина к Богу, к счастью это – смирение.

(щелчок) (появление слова смирение)

У: Прочитайте вторую заповедь и обещанную награду.

Д (2-ая группа): «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

(щелчок) (появление стрелки)

У: За любой плач Христос обещает награду?

Д: Нет, за плач от обиды на кого-нибудь нет награды или от боли (упал, ударился, подрался).

У: Почему же плачущие счастливы? О чем они могут плакать?

Д: Верующие плачут из-за своих грехов, раскаиваются в них, хотят избавиться от них.

У: Вот за такие слезы Христос и наградит; он простит им грехи и еще на Земле даст утешение, а на небе вечную радость. Следующая ступенька, жертва – покаяние.

У: Прочитайте следующую заповедь и награду за нее.

Д (3 группа): «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Щелчок (стрелка)

У: Кротость – что это за качаство?

Д:

  • Незлой;
  • Умеющий владеть собой – не ругаться;
  • Незлопамятный человек;
  • Нераздражительный;
  • Тихий.

У: Как вы считаете, это положительное или отрицательное качество?

Д: Положительное.

У: Как по- вашему, трудно быть кротким? Почему?

Д: Надо себя контролировать, сдерживать.

У: Кроткие люди переносят несчастья, не огорчаясь на Бога, смиренно переносят неприятности и обиды, не сердясь ни на кого. Они спокойно оценивают ситуацию, не впадают в гнев и раздражение. Именно кроткие люди, как считают верующие, наследуют землю – символ Царства Небесного.

Следующая ступенька, жертва – это кротость.

Щелчок (слово на ступеньке)

У: Прочитайте следующую заповедь.

Д (4-ая группа): «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Щелчок (стрелка)

У: Как вы думаете, какие это люди – милостивые?

Д:

  • Милосердные;
  • У них доброе сердце;
  • Переживают за других людей;
  • Готовы помочь чем могут;
  • Простить и понять.

У: Случалось ли вам оказывать милость?

Дети приводят примеры.

У: У милосердных людей доброе сердце, сострадательное. Именно такие люди достойны особой милости Божией, как считают христиане.

Следующая ступенька, приближающая христианина к Богу – это милосердие.

Щелчок (слово на ступеньке)

У: Прочитайте следующую заповедь и награду за нее.

Д (5-ая группа): «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят)»

Щелчок (стрелка)

У: «Чистые сердцем» — это какие люди? Что значит быть «чистым сердцем»?

Д:

  • Радуются жизни;
  • Добрые;
  • Плохо не говорят о других;
  • Не завидуют;
  • Незлопамятные;
  • Не замышляют ничего плохого против кого-нибудь.

У: Чистые сердцем – это люди, которые берегутся не только от дурных дел, но и душу стараются сделать чистою, т.е. хранить ее от дурных мыслей и желаний.

Какие дурные мысли и желания приходят в голову некоторым детям?

Д: примеры.

У: следующая ступенька, приближающая христианина к Богу чистота сердца.

Щелчок (следующая ступенька)

У: прочитайте следующую заповедь и награду за нее.

Д: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся».

Щелчок (стрелка)

У: Кто же такие миротворцы, которые есть Божьи дети?

Посмотрите на состав слова миротворцы.

Д: Два корня «мир» и «твор».

У: значит это те, которые … (творят мир) вокруг себя.

Подумайте, что для этого нужно?

Д:

  • Уметь мирить рассорившихся людей;
  • Уметь жить в мире;
  • Уметь разрешать конфликтные ситуации;
  • Уметь жить без ссор и драк.

У: Были у вас такие случаи в жизни?

Д: примеры.

У: Христиане считают, что миротворцы уподобляются Сыну Божию Христу, который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. И за это они будут близки к Богу.

Следующая ступенька – миротворчество.

У: вот мы и прошли все ступеньки лестницы, которая ведет христианина к счастью, к Богу.

Внимательно перечитайте заповеди блаженств.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие заповеди близки, понятны вашей душе?
  2. Какие заповеди вызывают вопросы?
  3. Почему их так сложно исполнить?
  4. Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям? Почему?

Если это действительно заповеди блаженства, то составляющим счастья являются:

  • Смирение;
  • Покаяние;
  • Кротость;
  • Милосердие;
  • Чистота сердца;
  • Миротворчество.

У: Кто способен так воспринимать счастье?

Д:

  • Христиане;
  • Верующие в Бога;

У: После долгого и трудного восхождения вверх по лестнице, посмотрите, как легко христианину упасть с достигнутой высоты, если он будет нарушать данные правила. Не случайно эта часть схемы напоминает горку.

У: Что отдаляет христианина от Бога?

Если приближает — миротворчество,  то отдаляет- вражда

Приближает -чистота сердца,  отдаляет  -дурная мысль

Милосердие – жестокость

Кротость – гнев

Покаяние – упрямство

Смирение – гордыня.

Когда Иисус Христос окончил проповедь Свою, народ дивился учению Его, потому что Он учил как власть имеющий, а не как учили книжники и фарисеи. Когда Он сошел с горы, за Ним последовало множество народа, и Он, по милосердию Своему, совершал великие чудеса.

Эти слова из Евангелия от Матфея, от Луки.

Слайд.   Этот храм стоит на месте проповеди.

Подведение итогов урока.

Сядем в кружок.

У:

  • Что же такое , по мнению христиан,«Заповеди блаженств»?

Д: Это путь к счастью; это те правила поведения, которые ведут к счастью, приближают христианина к Богу.

  • Что вы вынесли с сегодняшнего урока?

Д: …

Рефлексия:

-     Я узнал…

-     Я понял, что…

-     Я попробую…

-     Мне захотелось…

-     Я почувствовал, что…

-     Мне захотелось попробовать…

У: Оцените урок и свою работу на нем.

«Оцени себя сам!»

На уроке я работал активно                  пассивно
Своей работой на уроке я… доволен                 не доволен
Урок для меня показался коротким                длинным                           понятен                  не понятен                                  полезен                  бесполезен
За урок я устал                        не устал
Мое настроение стало лучше           стало хуже
Материал урока мне был интересен              не интересен

 

Д/з с. 67 выполнить вопросы и задания;

С. 66 «Это интересно». Прочитай текст и сформулируй его главную мысль.

Рубрика по желанию: придумать 5 основных законов, которым обязательно должны следовать члены клуба «Миротворец».