МКУ "Лужский ИМЦ" — Организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждений Ленинградской области
Главная / Без рубрики / Организация образовательного процесса в общеобразовательных...

Организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждений Ленинградской области

С 1 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2011 № 310-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» в части обеспечения доступности муниципальных образовательных учреждений» были внесены изменения в части требований к приему граждан в образовательные учреждения. Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения установлен Министерством образования и науки Российской Федерации.1

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» правила приема граждан в образовательное учреждение определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила приема в общеобразовательное учреждение должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на территории, закрепленной органами местного самоуправления за конкретным образовательным учреждением, и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Не проживающим на данной территории гражданам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В этом случае орган местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Прием детей в общеобразовательное учреждение осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.2

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Организация образовательного процесса в 1 классе осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10, «Рекомендациям по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (письмо МО РФ от 20.04.2001 г. № 408/13-13). Согласно документам в первых классах рекомендован «ступенчатый» режим обучения, дневная учебная нагрузка в целом не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

Во 2 — 4 классах допустимо работать в режиме 6-дневной рабочей недели, рекомендуемая дневная учебная нагрузка для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры.

Для обучающихся 5-6 классов объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять не более 6 уроков, для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.3

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.4 Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.5

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования необходимо иметь в виду, что «особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности»6. В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС основного общего образования. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской и методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов7. Также следует обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%8. С целью недопущения перегрузок учащихся следует чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 5-9 классах — 10-15 минут9.

Кроме того, необходимо учитывать, что требования ФГОС основного общего образования (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный и метапредметный подходы, расширение внеурочных форм учебной деятельности, качественное изменение системы оценивания, учет возрастных особенностей школьников с обеспечением насыщенной информационно-образовательной средой и т.п.) не укладываются в существующий формат образовательного процесса (формат стабильного линейного расписания учебных занятий, формат традиционной модели разработки учебного плана). Поэтому образовательный процесс при переходе на ФГОС ООО рекомендуется строить на основе динамичного нелинейного расписания, предполагающего чередование урочных и внеурочных занятий в течение полного учебного дня с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10) и новых моделях разработки учебного плана, использования нескольких учебных планов.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья) составляет 18 часов в неделю.10

Для комплексного оснащения общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, создания единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения и в целом муниципальной системы образования, обеспечивающего реализацию ФГОС, следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами и рекомендательными документами:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676);

Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года (в ред. Дополнений и изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2010 N 72);

Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 г. № МД-1552/03).

Комплексное оснащение общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием обеспечивает равные возможности обучающихся с учетом их индивидуальных способностей вне зависимости от места проживания. В этой связи, оснащенность городских и сельских школ должна быть одинакова по качеству и содержанию, количественно определяется исходя из различной наполняемости в классах.

Также оснащенность образовательного процесса может осуществляться на минимальном и повышенном уровне11 (www.prosv.ru и www.drofa.ru). При этом образовательное учреждение, оснащенное на повышенном уровне, может служить ресурсным центром в условиях сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями муниципального района.

Для обеспечения эффективного введения в общеобразовательных учреждениях ФГОС дополнительно разрабатываются муниципальные нормативные правовые акты в части организации условий (оснащенности, охраны здоровья обучающихся и пр.), не противоречащие действующему законодательству в сфере образования.

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2012 г. Регистрационный N 23859).

2 Ст.19 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

3 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

4 Там же

5 Там же

6 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. С.190.

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. С.9.

8 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Ст. 10.9.

9 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Ст. 10.18.

10 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 (зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709)

11 Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений, разработанный специалистами компании «Просвещение-регион» совместно с сотрудниками АПК и ППРО и одобренный издательствами «Просвещение» и «Дрофа», 2011 г.