Особенности ФГОС общего образования
Начальное общее образование
Презентации:
Государственные образовательные стандарты
|
Закон 1992 г.
|
Обязательный минимум содержания |
Требования к уровню подготовки | ||
Максимально допустимая нагрузка | ||
Закон 2007 г..
|
Требования к структуре основных образовательных программ | |
Требования к результатам освоения основных образовательных программ | ||
Требования к результатам освоения основных образовательных программ |
Обязательный минимум содержания |
|
Приказ об утверждении обязательного минимума 1998-1999 гг. |
Приказ об утверждении федеральных компонентов 2004 г |
Федеральный перечень учебников МОиН |
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
- структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основных образовательных программ;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Основы ФГОС
Запросы семьи, общества и государства
Концепция духовно-нравственного воспитания
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Стандарт как совокупность трех систем требований
Запросы и ожидания |
||
Требования к условиям реализации ООП |
Требования к результатам освоения ООП |
Требования к структуре ООП |
Общие рамки для системы нормативов |
||
Организационные и педагогические условия деятельности системы образования |
Ожидаемые достижения системы образования |
Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы |
Требования к результатам освоенияосновных образовательных программ
Результаты образования |
||
Личностные |
Мета предметные |
Предметные |
1. Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
6) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
2. Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата и др.
3. Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Начальное образование
«Русский язык», «Родной язык»
«Литературное чтение»,
«Иностранный язык»
«Математика и информатика»
«Окружающий мир»
«Основы духовно-нравственной народов России»
«Искусство»
«Музыка»
«Технология»
«Физическая культура»
Слайд № 11
Требования к структуре основных образовательных программ
Структура должна включать:
Планируемые результаты
Программу духовно-нравственного развития
Учебный план
Программу здорового образа жизни
Программу развития УУД
Программу коррекционной работы
Программы по предметами
Систему оценки
Планируемые результаты:
три основные группы результатов
Личностные |
Мета предметные |
Предметные |
|
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка |
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность |
Основы системы научных знаний |
Руcский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Музыка Изо Технология Физкультура |
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» |
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества |
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания |
|
Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрализации; оценка своих поступков |
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие |
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом |
Учебный план начального общего образования
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
№ | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Филология | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
2 | Математика и информатика
|
Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
3 | Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
|
Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме |
4 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России
|
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
5 | Искусство |
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
6 | Технологии |
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
7 | Физическая культура |
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни |
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов
Базисный учебный план начального общего образования
Вариант 1
Предметные области |
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Обязательная часть |
||||||
Филология |
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика и информатика |
Математика |
4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание |
Окружающий мир |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
- | - | - | 0/0,5 | 0/0,5 |
Искусство |
Музыка |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изо |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология |
Технология |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого | 20 | 22 | 22 | 22,5 | 86,5 | |
Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
- | 3 | 3 | 2,5 | 8,5 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
20 | 25 | 25 | 25 | 95 | |
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) |
10 | 10 | 10 | 10 | 40 | |
Всего к финансированию |
30 | 35 | 35 | 35 | 135 |
Внеурочная деятельность
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Спортивно-оздоровительное |
3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Духовно-нравственное |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Научно-познавательное |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Военно-патриотическое |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Общественно-полезная деятельность |
2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Проектная деятельность |
1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Всего к финансированию |
10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Примерные программы:
назначение и особенности
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Описание местаучебного предметав учебном плане
Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Примерное тематическое
планирование (математика)
Первый вариант тематического планирования
БАЗОВЫЙ
(4 часа в неделю; всего 540 часов)
Содержание курса математики в начальной школе |
Тематическое планирование |
Характеристика деятельности учащихся |
Числа и величины. Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел,
|
Числа. Счет предметов. Порядок следования чисел при счете. Число «нуль». Классы и разряды. Образование многозначных чисел. Запись и чтение чисел от 1 до 1000000. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел, знаки сравнения. Упорядочивание чисел. Составление числовых последовательностей, группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу |
Описание явлений и событий с использованием величин. Исследование ситуаций, требующих сравнения чисел
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры
Реализация модульных образовательных программ
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы
Просветительская работа с родителями
Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся
Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Структура |
|||||
Кадровое обеспечение |
Финансово-экономическое обеспечение |
Материально-техническое обеспечение |
Санитарно-гигиеническое обеспечение |
Требования к информа- ционно- образова- тельной среде |
Учебно-методическое обеспечение |
Основа для лицензирования |
Введение в действие Стандарта
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно с учетом типа и вида ОУ |
|
Основная образовательная программа
начального общего образования образовательного учреждения |
Локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом ОУ |
Портрет выпускника начальной школы
Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Материалы, обеспечивающие реализацию Стандарта
В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения»
1. Универсальные учебные действия под ред. А.Г. Асмолова
2. Примерные программы:
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Физкультура
- Иностранный язык
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
3. Мои достижения. Итоговые комплексные работы.О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева.
В пособии:
Рекомендации по развитию у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий;
Критерии и уровни оценивания сформированности универсальных учебных действий;
Примеры задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
Задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения.
В книге:
Что такое проектные задачи?
Как научить младших школьников решать проектные задачи и использовать их в практической деятельности?
Как формировать у детей самоконтроль и самооценку?
Издательство «Просвещение»
Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41
тел.: 789-30-40; http://www.prosv.ru