МКУ "Лужский ИМЦ" — Особенности оценивания: содержание, формы и виды оценки учебной деятельности
Главная / Без рубрики / Особенности оценивания: содержание, формы и виды оценки учебной...

Особенности оценивания: содержание, формы и виды оценки учебной деятельности

В условиях реализации ФГОС изменяются подходы к оцениванию и системе оценки. Это связано с тем, что сформулирован новый образовательный результат начального образования – обеспечение развития УУД на материале основ наук. Содержанием и критериальной основой системы оценки являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.

Под системой оценки понимается:

1)              механизм осуществления оценки: контроль и диагностика успешности образовательного процесса учителем, образовательным учреждением, осуществление самостоятельного определения учащимся индивидуальной успешности;

2)              регистрация достижений учащихся.

Система оценки должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык.

Целью системы оценивания является оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

Оценивание является постоянным процессом.

Оценивание может быть только критериальным.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

стартовую диагностику;

текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;

итоговое оценивание.

Основные особенности системы оценки

  • В стандарте заложен комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных, личностных результатов. К основным результатам начального общего образования стандарт относит:
  •  формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Содержание оценки

Содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки сформированности:

- внутренней позиции школьника,

- основ гражданской идентичности,

- самооценки,

- мотивации учебной деятельности,

- знания моральных норм.

Содержанием оценки метапредметных результатов является совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться.

Содержанием оценки предметных результатов является система предметных знаний и система предметных действий.

  • Планируемые результаты имеют уровневую структуру: базовый – опорный уровень образовательных достижений, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся; повышенный – предполагает превышение опорного уровня, учет зоны ближайшего развития. Поэтому необходимо учитывать уровневость и при оценивании достижений: подбирать соответствующий инструментарий.
  • Внутренняя оценка, осуществляемая внутри ОУ, выстраивается на той же критериальной и содержательной основе, что и внешняя. Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. В связи с этим оценивание должно основываться на четких критериях, известных не только учителю, но и учащимся. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты. Срезовые работы планировать в соответствии с формой проверочных работ итоговой оценки.
  • При оценке учитывается динамика образовательных достижений учащихся. Система оценки должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более четкую картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.
  • Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс: предполагает вовлеченность в оценочную деятельность самих учащихся. В систему оценки должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию учебной деятельности. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.
  • При оценке достижения планируемых результатов предполагается использование
  1. стандартизированных работ (устных, письменных);
  2. нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки;
  3. типовые диагностические задачи.
  • В начальной школе используется три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;
  • Стартовая диагностика проводится в сентябре:

- в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, определения «зоны ближайшего развития»,

- во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, сформированных УУД, организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

3.3. Текущее оценивание включает в себя:

- процесс самооценивания учащимися своих достижений, осуществляемый постоянно и систематически;

- процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности, выполнения стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ на протяжении всего периода обучения (виды работ определяет образовательное учреждение).

  • Итоговое оценивание  осуществляется в конце обучения в начальной школе и формируется на основе накопленной оценки по всем предметам, оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математику, комплексную работу на межпредметной основе) и результатов диагностических работ по УУД за 4-й класс.
  • Важное место отводится накопительной системе оценки индивидуальных достижений (портфолио), характеризующих динамику образовательных достижений.
  • Система оценки должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
  • Система оценки должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.
  • Система оценки должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого — внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи.  Оценивать можно только то, чему учат.

Формы оценки

При оценивании достижений младших школьников используются формы  оценки: безотметочная система оценивания, отметочная система оценивания с использованием 5-бальной шкалы, накопительная система оценки;

В 1-х классе обучение является безотметочным. Безотметочная система оценивания является первым этапом формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников;

Безотметочная система оценивания строится на основе следующих принципов:

  • приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
  • критериальность: контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися;
  • личностная направленность: оценка промежуточных результатов обучения осуществляется только в динамике предыдущих достижений ученика; не допускается сравнения учащихся друг с другом;
  • систематичность оценивания;
  • естественность процесса контроля и оценки: контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение;

Основными видами контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 класса являются:

  • ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.
  • рефлексивная оценка – оценка выполненного действия, опирающаяся на понимание принципов его построения;
  • пооперационный контроль является средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации;
  • контроль по результату: осуществляется методом сравнения  фактического результата и выполненных операций с образцом.

Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю  самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Разнообразные формы безотметочного обучения.

  1.  словесная оценка учителя: «Хорошие слова» или комплименты

Формулировка в эмоциональной форме словесной оценки, показ удовлетворения от успехов: «Молодец! Ты очень внимательный». Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…». Комплименты формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться.

  1. Невербальные виды помощи

Важно упомянуть и о таких видах похвалы, детской поддержки, помощи со стороны взрослого, как улыбка, ободряющий жест, прикосновение к ребенку.

3. Самооценка

По мнению А.Б. Воронцова «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребенок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради напротив нужной строки на вертикальной черте — линеечке ставит точку, высота ее расположения свидетельствует о его самооценке. Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

4. Взаимооценка

С самооценкой связана и взаимооценка. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки. Обязательно критерии оценки!

Очень важно при организации взаимопроверки ориентировать учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи своего товарища. Необходимо учить детей сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

5. Лист «Мои достижения».

Это своего рода остановка, позволяющая ребенку оценить движение в освоении предметного материала, вспомнить, что им было изучено и зафиксировать это. Предполагается заполнение листов самими учащимися.

Отметочная система оценивания с использованием 5-бальной шкалы начинает применяться со 2-го класса (в соответствии с Уставом образовательного учреждения).

Наряду с основными видами контрольно-оценочной деятельности, характерными для учащихся 1 класса, начиная со 2 класса, формируется прогностическая оценка: (перед контрольными видами деятельности) — оценка собственной готовности выполнять определенные учебные действия до начала их реального выполнения;

Отметки, выставляемые по 5-бальной шкале, имеют новый смысл и наполнение (согласно уровневому подходу к построению измерителей и представлению результатов):

  • «5», «4» («отлично», «хорошо») – оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного, произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов;
  • «3» («удовлетворительно») -  оценка, свидетельствующая об усвоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках заданных задач, построенных на опорном учебном материале, т.е. о безусловном успехе учащегося.
  • «2» («неудовлетворительно») – оценка, свидетельствующая о том, что ученик не овладел опорной системой знаний и учебными действиями.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).

Накопительная система оценки является составной частью итоговой оценки;

Способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

По результатам накопленной оценки делается вывод о сформированности всех групп результатов.

Субъектами контрольно-оценочной деятельности являются: учащиеся, учителя, родители учащихся, представители администрации школы.

В обязанности учителя входит: вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учет не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.