МКУ "Лужский ИМЦ" — Особенности организации работы с одаренными детьми в средней школе
Главная / Без рубрики / Особенности организации работы с одаренными детьми в средней школе

Особенности организации работы с одаренными детьми в средней школе

Важным аспектом в работе с одаренными детьми в средних классах является профильная дифференциация, позволяющая более полно учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности общества и государства в формировании социально-активной и творческой личности гражданина через создание классов с изучением предметов на повышенном уровне (с 8-го класса), факультативов и курсов по выбору, и в последующем создание лицейских классов с достаточно высоким уровнем общей подготовки.

Безусловно, данная деятельность осуществляется с учетом и неотрывно от мероприятий, проводимых уже с первых дней поступления ребенка в школу, и осуществляется на протяжении всего обучения в младших классах, с постепенным переходом в среднее звено.

В работе с одаренными детьми нет мелочей — уже в начальной школе у педагога есть возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении одаренного ребенка. Сложнее учителю-предметнику: ему необходимо выявить специальную одаренность учащихся к конкретному предмету, проще этот процесс происходит при грамотной организации преемственности между начальной школой и средним звеном при переходе детей в 5-й класс. В этом случае учитель-предметник уже может получить своевременные знания об особенностях каждого ребенка и эффективно применить их на практике, развивая способности детей. Совместно с психологической службой учителям целесообразно систематически проводить анализ успешности каждого ребенка с выявлением причин той или иной результативности. Педагоги школы должны ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться: применение знаний в нестандартной ситуации, интеллектуальные творческие конкурсы, эксперименты, разноуровневая дифференциация на уроке.

Приоритетное направление современной школы — развитие учащихся. Расширение круга интересов детей, активизация их познавательной деятельности, развитие творческих способностей, удовлетворение разносторонних образовательных запросов формирующейся личности может быть организованно также и через систему кружков, предметных факультативов, проведения предметных недель, олимпиад, а также может быть использовано при проведении внеклассных мероприятий, классных часов.

Ряд развивающих игр педагог может и должен использовать при организации внеурочной деятельности.

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Вот пять самых знаменитых упражнений, которые хотя бы по одному рекомендуется выполнять регулярно, в идеале — ежедневно.

1. «И все-таки у них много общего». Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой… Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»:

1) оба слова—из четырех букв;

2) в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

3) при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

4) и то и другое может блестеть;

5) из них иногда льется вода;

6) когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть: здесь важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных… Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное— «задушить» логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.

3. «Сумасшедший архитектор». Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Вам понадобится прежде произвольно выбрать 10 слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить за эскиз своего жилья, к примеру, миллион доллар (или даже 10 миллионов — в общем, сумму, при мысли о которой вы будете веселее работать). Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следуют 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение… Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.

4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа; большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному НЕ подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой… Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5. «И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое и хлесткое, можно развернутое и обстоятельное — главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например: «Знакомка» (при виде сослуживицы, застывшей за своим рабочим столом); «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

По наблюдениям Л.В. Хамицевич и В.В. Вильковского, личности, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, часто проявляют инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, социально адаптируемы. И задача педагога таким образом организовать деятельность учащихся, чтобы исключить одаренность как проблему.