МКУ "Лужский ИМЦ" — Подготовка к ЕГЭ
Главная / Без рубрики / Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

Система мероприятий по повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, несомненно, должна включать в себя психологическую подготовку учащихся, а также их родителей. Старшеклассникам может помочь педагог-психолог в приобретении ими навыков саморегуляции и самоконтроля, чувства уверенности в себе и в своих силах. Психологическая подготовка учащихся может осуществляться как в форме индивидуальных консультаций, отдельных групповых занятий, так и в форме элективного курса.

Для того чтобы родители были психологически подготовлены к экзаменационным испытаниям своего ребенка, они должны быть, во-первых, заранее информированы так же, как и старшеклассники, о процедуре проведения ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о ресурсах Интернет, о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ. Просветительская работа может проводиться классными руководителями, учителями-предметниками на родительских собраниях и в форме индивидуального консультирования. Кроме того, родителям необходимо оказать психологическую поддержку и помощь в выборе ими верной стратегии поведения в процессе подготовки ребенка к экзаменам, исходя из его индивидуальных и возрастных особенностей. Соответственно, необходимо, чтобы и учителя-предметники, и классные руководители обладали определенными психологическими знаниями в данной области.

Как противостоять стрессу?

Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Эволюционное значение стресса заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите. Человеческий организм рефлекторно реагирует на стресс. Происходит выброс адреналина в кровь, повышается мышечный тонус, взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. Следовательно, необходимо учитывать: в стрессовой ситуации становится невозможным просмотр глазами страницы сверху вниз и слева направо, и в момент волнения у ребенка на экзамене возникают проблемы с концентрацией взгляда на листе и быстрым считыванием информации, что, безусловно, мешает успешному выполнению заданий.

При легком волнении небольшое количество адреналина мобилизует ресурсы организма и может оказывать позитивное тонизирующее воздействие: человек чувствует прилив энергии, его мысли проясняются, он готов к активной деятельности. При сильном волнении, в тот момент, когда человек испытывает страх, излишек адреналина, наоборот, мешает успешной деятельности. В теле возникает чувство скованности, зажатости, напряжения, поскольку повышается мышечный тонус, к тому же учащается пульс, руки-ноги дрожат, мысли путаются, становится трудно сконцентрировать внимание на чем-то конкретном. В связи с этим очевидна необходимость поиска способов снятия у старшеклассников нервно-психического напряжения, которое неизбежно сопутствует экзаменационным испытаниям.

Существуют различные техники, помогающие бороться со страхом, с сильным волнением. Большая их часть направлена на приобретение навыков релаксации – мышечного расслабления, поскольку, проведенные учеными многочисленные исследования позволяют утверждать: существует прямая взаимосвязь между состоянием стресса и мышечным тонусом и, научившись избавляться от избыточного мышечного напряжения, можно уменьшить интенсивность негативных стрессовых эмоций. Когда человек испуган, его мышцы напряжены. Снятие же мышечного напряжения приводит к снижению уровня тревожности — страх отступает.

Иными словами, для того чтобы управлять своими собственными психоэмоциональными состояниями, человек должен уметь управлять своим телом, уметь расслабляться, а это достигается пусть небольшими, но регулярными тренировками.

Научиться релаксации можно, выполняя упражнения с попеременным напряжением и расслаблением различных участков тела: в течение хотя бы 15-20 мин.(но каждый день) сначала напрягать, а затем расслаблять каждую группу мышц, начиная с лицевых и заканчивая пальцами ног, при этом отслеживая разницу между состоянием в теле напряжения и расслабления (по Джекобсону) http://www.psyend.ru/news-jackobson.shtml

Другой, более простой способ релаксации – расслабление при помощи создания в воображении приятного образа. Удобно устройтесь, закройте глаза и представьте себя в комфортном для вас, защищенном месте, где вы чувствуете себя безмятежно спокойно (например, на берегу озера или реки, в лесу, в саду, на морском побережье или дома на своем диване). Погрузившись в это состояние покоя, вы почувствуете в теле тепло, мышечное напряжение уйдет. Если каждый вечер по 15-20 минут вы будете заниматься релаксацией, то ваше тело научится расслабляться в нужный момент. Так, в ситуации, тревожной для вас, вы представите ту же картинку, и тело послушно отреагирует на знакомый образ привычным расслаблением, что, соответственно, уменьшит чувство тревоги. Релаксационные упражнения рекомендованы старшеклассникам, их родителям и, разумеется, самим педагогам.

Наукой также установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию, имея свои области специализации, и интеллектуальная деятельность требует функционирования обоих полушарий. В ходе проведенных исследований было выявлено, что левое отвечает за обработку вербальной информации, логическое мышление (видит не лес, а множество деревьев). Правое же полушарие, напротив, специализируется на интуиции, пространственной ориентации, благодаря ему мы имеем чувство целого (воспринимаем множество деревьев как лес). Парную, координированную работу полушарий обеспечивает так называемое мозолистое тело — толстый пучок нервных волокон между правым и левым полушарием. В стрессовой ситуации нарушается проводимость мозолистого тела. Ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое блокируется, то есть головной мозг полноценно не функционирует. Одним из основных условий для успешного снятия стрессового состояния является развитие мозолистого тела, укрепляющего и объединяющего головной мозг. Нейропсихологами разработаны специальные упражнения — дыхательные, двигательные. Комплекс упражнений рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6-8 недель до экзамена по 15-20 минут в день. Особенно они показаны мальчикам, так как количество нервных волокон, обеспечивающих межполушарное взаимодействие, у мальчиков меньше, чем у девочек. Это и объясняет тот факт, что стрессоустойчивость у девочек выше. В ситуации экзамена для экстренной помощи достаточно выполнения и одного упражнения. Ниже представлены некоторые упражнения для повышения стрессоустойчивости, активизации и интеграции межполушарных связей, повышения концентрации внимания («Мудрое движение» К.Ханнафорд).

«Перекрестные шаги» — это ходьба на месте, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем правого колена. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Перекрестные шаги – осознанная ходьба, которая способствует сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. Если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле увеличивается количество нервных путей, которые более быстро связывают оба полушария и интегрируют их деятельность, что дает возможность выхода на причинно-обусловленный уровень мышления. Перекрестные шаги должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это простое движение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга.

«Крюки» Для выполнения упражнения вначале скрестите лодыжки, как вам удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони, а затем пальцы – «в замок». Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг такой же интегрирующий эффект, что и предыдущее упражнение, и приводит к сознательной сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Делать его можно стоя, сидя или лежа в течение двух-пяти минут.

«Ленивые восьмерки» для письма помогают установить необходимый ритм для улучшения координации «руки-глаза». Надо нарисовать символ «бесконечности» (восьмерка «на боку») на доске или бумаге непрерывающимся движением. Начинайте от центра, затем двигайтесь против часовой стрелки: вверх, влево, и обратно к центру, затем по часовой стрелке вверх, вправо, вниз и вновь к центральной точке. Каждой рукой рисуется пять и более «восьмерок», а затем пять или более – обеими руками вместе. Лучше всего рисовать восьмерки крупно (но в пределах поля зрения), чтобы стимулировать крупные мышцы, и на какой–либо поверхности, чтобы стимулировать тактильную чувствительность. Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.

«Ленивые восьмерки» для глаз заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим восьмерку (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Выставив руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле, примерно на расстоянии локтя и начните движение в форме «восьмерки». Движения должны быть медленными, осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением большого пальца только глазами. Большой палец начинает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля видения, далее следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке – вправо, вверх и обратно в центр. Движение необходимо повторить, как минимум, по три раза каждой рукой плавными, непрерывными движениями. После этого сцепите руки «в замок», при этом большие пальцы будут направлены вверх, образуя перекрестие X. Сосредоточившись на его центре, проделайте «ленивую восьмерку» двумя сцепленными руками. Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы, способствуя развитию нервных сетей, идущих от зоны, ответственной за центральное зрительное и точное моторное слежение, а также устанавливает схемы координации «глаза – руки», «руки-глаза».

Рисунок «ленивой восьмерки» также может быть изображен в трехмерном варианте, приближаясь и удаляясь от глаз. Фигура восьмерки этой версии упражнения повернута на 90°, так что она располагается перпендикулярно к телу. Это упражнение тренирует внутренние мышцы глаз. Начиная от центра зрительного поля, двигайте руку (большой палец направлен вверх) вперед от тела, очерчивая дальнее кольцо «восьмерки», а затем от центра к глазам, очерчивая ближнее кольцо. Это движение также должно быть плавным и медленным, двигаться должны только глаза и рука (вначале — одна, затем- другая, потом обе вместе в позиции «замка»). Люди, которые носят очки, при желании могут их снять. При правильном выполнении вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Эти упражнения также снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и спины после работы на компьютере.

«Слон» — одно из наиболее интегрирующих упражнений. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля, идя вверх и влево, против часовой стрелки, а глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполняется медленно сначала левой, потом правой рукой (по 3-5 раз каждой). Это упражнение стимулирует весь вестибулярный аппарат, особенно рекомендуется людям с нарушением концентрации внимания.

«Энергетическая зевота» Необходимо массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава, который находится прямо перед ушным отверстием и соединяет верхнюю и нижнюю челюсть. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов. В состоянии стресса челюсть сжимается и передача импульсов затруднена; это мешает слышать, говорить, читать, напряжение в челюстно-височном суставе отражается на мышлении. Энергетическая зевота, благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшает все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц, рта, снижает стресс, повышает работоспособность.

«Энергетизатор» — упражнение, которое растягивает мышцы корпуса, сопровождается глубоким дыханием, повышающим уровень кислорода в крови, расслабляет мышцы шеи и плеч и способствует усилению тока спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Оно помогает пробудить весь организм, особенно после долгой утомительной работы за компьютером.

Положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Упражнение, если выполнять его 10-15 минут, стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, активизирующее вестибулярный аппарат, «пробуждает» мозг, расслабляет плечи, что способствует улучшению слуха и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы.