МКУ "Лужский ИМЦ" — Положение о формах непрерывного образования педагогических работников
Главная / Без рубрики / Положение о формах непрерывного образования педагогических работников

Положение о формах непрерывного образования педагогических работников

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Непрерывное образование обеспечивает развитие педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.

  2. Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации.

  3. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

  4. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, в самореализации путем непрерывного образования.

  5. Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низших ступеней к высшим, вариативность.

2. ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. В школе используются следующие формы непрерывного образования:

  1. Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях — получение высшего образования или второй специальности в системе очно-заочного, заочного образования.

  2. Администрация школы создает условия для педагогов, получающих высшее образование заочно:

- свободный учебный день в зависимости от нагрузки;

- учебный отпуск;

- возможность отпуска внеочередного и без содержания (при наличии условий) по заявлению педагога, обучающегося заочно, и с разрешения администрации.

2.2. Повышение квалификации педагогов и переподготовка кадров.

  1. Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации в ЛОИРО, выездных курсах в г. Луге.Периодичность прохождения курсов — один раз в 5 лет. Направление на курсы осуществляется по заявлению педагога при согласовании с администрацией школы. Заявка на учебный год на повышение квалификации педагогов составляется в сентябре каждого учебного года и представляется в МУ «Лужский ИМЦ».

  2. Повышение квалификации может осуществляться на семинарах, конференциях в ЛОИРО, по месту работы или в других школах.

2.2.3. В школе работает постоянно действующий методический семинар. Периодичность работы — два раза в течение
учебного года (ноябрь, март).

На методических семинарах рассматриваются актуальные вопросы современного образования в аспекте теоретической, дидактической, методической, психологической подготовки учителей.

Целью методического семинара является повышение квалификации кадров в соответствии с задачами функционирования и развития школы, а также индивидуальными интересами и потребностями учителей.

Работа методического семинара строится на диагностической основе, с учетом реальных потребностей учителей. Содержание потребностей определяется с помощью опроса, анкетирования и востребованных диагностик.

Руководство методического семинара осуществляется методическим советом школы и его руководителем (зам. директора по УВР).

Участниками методического совета являются все педагоги школы. Подготовка к заседанию методического совета осуществляется инициативной группой педагогов под руководством зам. директора по УВР.

  1. С целью знакомства с передовым педагогическим опытом учителей района проводятся семинары и семинары-практикумы в школах по плану МУ «Лужский ИМЦ».

  2. Одной из форм повышения квалификации является деятельность школьных методических объединений.

Деятельность направлена на непрерывное повышение уровня компетентности педагогов в содержании и методиках преподавания предметов. Педагоги школы работают в составе методических объединений и творческих групп в соответствии с «Положением о М/О учителей-предметников» и «Положением о творческой группе учителей». Деятельность М/О, творческих групп координируется методическим советом школы.

2.2.6. Одной из важных форм непрерывного образования является работа над единой методической темой /проектом/ школы.

Требования к единой методической теме:

- актуальность для педагогических работников;

- соответствие уровню развития коллектива;

- созвучность с современными педагогическими идеями;

- связь с имеющимся инновационным опытом; -коллегиальный выбор;

-охват учебно — воспитательной работы;

  1. В систему повышения квалификации включена работа по подготовке и проведению открытых уроков, их посещение и анализ. С целью упорядочения работы и обеспечения эффективности проведенных уроков в школе один раз в год проводится практикум, в котором участвуют не менее 10 учителей и классных руководителей. Открытые уроки в ходе практикума проходят по особому расписанию, учащиеся, не занятые на открытых уроках, участвуют во внеклассных мероприятиях и занятиях, разработанных психологом, социальным педагогом, организатором досуга, и физкультурно- оздоровительных мероприятиях Дня здоровья (под руководством учителей физической культуры).

  2. Наставничество как одна из форм методической работы служит для передачи опыта; молодые специалисты знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, планируют совместно уроки, внеклассные мероприятия. Их деятельность отражается в тетрадях посещений и взаимопосещений уроков, в планах работы наставников с молодыми специалистами. Наставником может являться опытный учитель, назначаемый по рекомендации зам. директора по УВР.

2.2.9. Одной из форм повышения квалификации является аттестация учителя. Аттестация проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209

«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
аттестации»

Для прохождения экспертизы профессиональной компетентности учитель выбирает форму собеседования или творческого отчета, реферата, научно-методической разработки.

Творческий отчет — сообщение в письменном виде о педагогическом опыте, который отличается оригинальностью, новизной, результативностью. В отличие от реферата (теория с опорой на практику), творческий отчет -опыт с опорой на теорию. Творческий отчет состоит из трех частей:

  1. Введение (актуальность темы, задачи работы).

  2. Основная часть (анализ источников, выявление различных точек зрения, обоснование собственной позиции, примеры из практики).

  3. Вывод.

2.2.10. Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта педагогических работников:

1-й этап — выявление инновационного опыта. В ходе посещений уроков и наблюдения за деятельностью учителя выявляются суть опыта, его задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развитию опыта, особенности личностных качеств учителей, время становления опыта.

2-й этап — вычленение инновационного опыта из массовой практики на основе определенных критериев.

Учитель работает над обобщением своего инновационного опыта (собирает и систематизирует материал), представляет письменное изложение опыта:

а) вводная часть — сжато формулируются цели работы, задачи, основные пути их практической реализации;

б) в основной части описывается сам ход проводимой автором работы:

как именно она осуществляется;

какие организационные принципы положены в ее основу;

какова методика и техника ее проведения;

каковы трудности, возникавшие в работе, и пути их преодоления;

в) в заключении следует показать и разъяснить педагогический эффект от предполагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые технологии повлияли на глубину и степень усвоения знаний учащимися, на развитие у них практических умений и навыков.

3-й этап — распространение и организация работы с использованием инновационного опыта

Критерии оценки инновационного опыта

  1. Высокая эффективность — опыт может быть признан инновационным, если учителем достигнуты высокие учебные результаты.

  2. Устойчивость достигаемых результатов.

  3. Рациональность затрат времени, усилий, средств.

      1. Соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.

2.2.11. Кроме творческого отчета и обобщения опыта, учитель может представить автореферат (описание собственного опыта педагогической деятельности).

3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Учитель определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.

  2. В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и др.

  3. Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.

  4. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости — корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.

  5. Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях М/О, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.

  6. Деятельность МС, М/О, творческих групп строится на диагностико-прогностической основе. При диагностировании используется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение школьной документации и др.

Журнал «Завуч для администрации школ» №7/2005 г. стр.23