Положение о формах непрерывного образования педагогических работников
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Непрерывное образование обеспечивает развитие педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
-
Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития является самообразование. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, повышение квалификации.
-
Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.
-
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, в самореализации путем непрерывного образования.
-
Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низших ступеней к высшим, вариативность.
2. ФОРМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. В школе используются следующие формы непрерывного образования:
-
Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образовательных учреждениях — получение высшего образования или второй специальности в системе очно-заочного, заочного образования.
-
Администрация школы создает условия для педагогов, получающих высшее образование заочно:
- свободный учебный день в зависимости от нагрузки;
- учебный отпуск;
- возможность отпуска внеочередного и без содержания (при наличии условий) по заявлению педагога, обучающегося заочно, и с разрешения администрации.
2.2. Повышение квалификации педагогов и переподготовка кадров.
-
Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации в ЛОИРО, выездных курсах в г. Луге.Периодичность прохождения курсов — один раз в 5 лет. Направление на курсы осуществляется по заявлению педагога при согласовании с администрацией школы. Заявка на учебный год на повышение квалификации педагогов составляется в сентябре каждого учебного года и представляется в МУ «Лужский ИМЦ».
-
Повышение квалификации может осуществляться на семинарах, конференциях в ЛОИРО, по месту работы или в других школах.
2.2.3. В школе работает постоянно действующий методический семинар. Периодичность работы — два раза в течение
учебного года (ноябрь, март).
На методических семинарах рассматриваются актуальные вопросы современного образования в аспекте теоретической, дидактической, методической, психологической подготовки учителей.
Целью методического семинара является повышение квалификации кадров в соответствии с задачами функционирования и развития школы, а также индивидуальными интересами и потребностями учителей.
Работа методического семинара строится на диагностической основе, с учетом реальных потребностей учителей. Содержание потребностей определяется с помощью опроса, анкетирования и востребованных диагностик.
Руководство методического семинара осуществляется методическим советом школы и его руководителем (зам. директора по УВР).
Участниками методического совета являются все педагоги школы. Подготовка к заседанию методического совета осуществляется инициативной группой педагогов под руководством зам. директора по УВР.
-
С целью знакомства с передовым педагогическим опытом учителей района проводятся семинары и семинары-практикумы в школах по плану МУ «Лужский ИМЦ».
-
Одной из форм повышения квалификации является деятельность школьных методических объединений.
Деятельность направлена на непрерывное повышение уровня компетентности педагогов в содержании и методиках преподавания предметов. Педагоги школы работают в составе методических объединений и творческих групп в соответствии с «Положением о М/О учителей-предметников» и «Положением о творческой группе учителей». Деятельность М/О, творческих групп координируется методическим советом школы.
2.2.6. Одной из важных форм непрерывного образования является работа над единой методической темой /проектом/ школы.
Требования к единой методической теме:
- актуальность для педагогических работников;
- соответствие уровню развития коллектива;
- созвучность с современными педагогическими идеями;
- связь с имеющимся инновационным опытом; -коллегиальный выбор;
-охват учебно — воспитательной работы;
-
В систему повышения квалификации включена работа по подготовке и проведению открытых уроков, их посещение и анализ. С целью упорядочения работы и обеспечения эффективности проведенных уроков в школе один раз в год проводится практикум, в котором участвуют не менее 10 учителей и классных руководителей. Открытые уроки в ходе практикума проходят по особому расписанию, учащиеся, не занятые на открытых уроках, участвуют во внеклассных мероприятиях и занятиях, разработанных психологом, социальным педагогом, организатором досуга, и физкультурно- оздоровительных мероприятиях Дня здоровья (под руководством учителей физической культуры).
-
Наставничество как одна из форм методической работы служит для передачи опыта; молодые специалисты знакомятся с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планами его работы и другими методическими документами, приглашают наставника на свои уроки, планируют совместно уроки, внеклассные мероприятия. Их деятельность отражается в тетрадях посещений и взаимопосещений уроков, в планах работы наставников с молодыми специалистами. Наставником может являться опытный учитель, назначаемый по рекомендации зам. директора по УВР.
2.2.9. Одной из форм повышения квалификации является аттестация учителя. Аттестация проводится в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209
«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
аттестации»
Для прохождения экспертизы профессиональной компетентности учитель выбирает форму собеседования или творческого отчета, реферата, научно-методической разработки.
Творческий отчет — сообщение в письменном виде о педагогическом опыте, который отличается оригинальностью, новизной, результативностью. В отличие от реферата (теория с опорой на практику), творческий отчет -опыт с опорой на теорию. Творческий отчет состоит из трех частей:
-
Введение (актуальность темы, задачи работы).
-
Основная часть (анализ источников, выявление различных точек зрения, обоснование собственной позиции, примеры из практики).
-
Вывод.
2.2.10. Изучение, обобщение и распространение инновационного опыта педагогических работников:
1-й этап — выявление инновационного опыта. В ходе посещений уроков и наблюдения за деятельностью учителя выявляются суть опыта, его задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развитию опыта, особенности личностных качеств учителей, время становления опыта.
2-й этап — вычленение инновационного опыта из массовой практики на основе определенных критериев.
Учитель работает над обобщением своего инновационного опыта (собирает и систематизирует материал), представляет письменное изложение опыта:
а) вводная часть — сжато формулируются цели работы, задачи, основные пути их практической реализации;
б) в основной части описывается сам ход проводимой автором работы:
как именно она осуществляется;
какие организационные принципы положены в ее основу;
какова методика и техника ее проведения;
каковы трудности, возникавшие в работе, и пути их преодоления;
в) в заключении следует показать и разъяснить педагогический эффект от предполагаемого новшества, дать качественный анализ того, как применяемые технологии повлияли на глубину и степень усвоения знаний учащимися, на развитие у них практических умений и навыков.
3-й этап — распространение и организация работы с использованием инновационного опыта
Критерии оценки инновационного опыта
-
Высокая эффективность — опыт может быть признан инновационным, если учителем достигнуты высокие учебные результаты.
-
Устойчивость достигаемых результатов.
-
Рациональность затрат времени, усилий, средств.
-
-
-
Соответствие реальным возможностям основной массы учителей, материальной базе.
-
-
2.2.11. Кроме творческого отчета и обобщения опыта, учитель может представить автореферат (описание собственного опыта педагогической деятельности).
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-
Учитель определяет для себя тему самообразования и планирует работу по теме; структура, содержание и время работы зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач.
-
В плане предусматривается подбор литературы, поиск адресов ППО, затем определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение уроков и др.
-
Далее отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по теме исследования.
-
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы, в случае необходимости — корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования.
-
Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях М/О, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования оформляется документально.
-
Деятельность МС, М/О, творческих групп строится на диагностико-прогностической основе. При диагностировании используется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, изучение школьной документации и др.
Журнал «Завуч для администрации школ» №7/2005 г. стр.23