МКУ "Лужский ИМЦ" — Положение об «открытом уроке»
Главная / Без рубрики / Положение об «открытом уроке»

Положение об «открытом уроке»

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И МАТЕМАТИКИ ЛОИРО

Учебно-методический центр


Пояснительная записка.

Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020-го года. Стандарт является ключевым элементом модернизации российской школы, контуры которой были определены в послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ.

Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не «вбивать» знания, а развивать личность. Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы.

Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат. «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. В рамках проекта подготовки новых госстандартов, разрабатывается Программа развития универсальных учебных действий (УУД), которая призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.

Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

В качестве методологической основы стандарта выступает системно деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций. Т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций – в этом новая методологическая установка стандарта.

Наряду с этим планируется появление множества новых оценок: оценка индивидуального прогресса, оценка личностных результатов обучения, оценка сформированности межпредметных умений и др.

В связи с этим, появляется потребность в пересмотре положений об «Открытом уроке» с целью расстановки приоритетов, заявляемых в целеполагании, обновлении организации деятельности и критериях оценки результатов открытых мероприятий в свете новых задач российского образования. Есть необходимость в определении научной специфики предметов естественно-математического цикла как условия достижения необходимого качества знаний, умений и навыков учащихся (предметной компетентности).

1. Общие положения.
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об общеобразовательном учреждении Ленинградской области.

1.2 Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого учебного занятия по предметам естественнонаучного цикла.

1.3 Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы учителей и педагогов, действенным элементом учебного и воспитательного процессов.

1.4 Цели: поиск педагогических идей по обновлению и совершенствованию содержания современной модели естественнонаучного образования в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

Задачи:

  • стимулирование профессионального роста педагогов, их методического мастерства, потребности в исследовательской деятельности;
  • раскрытие творческого потенциала учителей;
  • выявление, изучение, предъявление лучшего опыта работы педагогов области по предметам естественнонаучного цикла;
  • освоение, внедрение и распространение современных образовательных методик и технологий, способствующих реализации основных направлений современной модели образования, заложенных в новом образовательном стандарте;
  • поощрение наиболее активных и одарённых педагогов, умеющих не только талантливо работать, но и делиться своим практическим опытом;
  • стимулирование профессионального роста педагогов, их методического мастерства, потребности в исследовательской деятельности;
  • реализация одной из форм аттестации педагогов-предметников.

1.6 Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

1.7 В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий в каждом методическом объединении. Учебно-методическая часть МОУ составляет единый график проведения открытых уроков. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов ОУ.

1.8 Рекомендуется проведение открытых уроков для учителей всех категорий один раз в год.

1.9 Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися под руководством педагога. Среди них особую значимость приобретают умения — ы

1.10 Открытые уроки для педагогов являются формой повышения квалификации и профессионального роста, при этом не исключают необходимость оказания помощи педагогу в решении новых задач по совершенствованию учебно воспитательного процесса.

1.11 Организация проведения «Открытых уроков» является частью системы работы методических служб школьного и районного уровня.

Модели «Открытого урока».

1. Открытый урок для членов методического объединения.

2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5. Открытый урок на конкурсе «Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

2. Планирование открытых уроков

2.1 На школьном методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических объединений, определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.

2.2 На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта.

2.3 При составлении плана проведения «Открытого урока» целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам. Могут привлекаться к открытым урокам молодые преподаватели, если у них есть интересные поиски, педагогические находки.

2.4 При планировании открытых занятий определяется конкретная методическая цель каждая из них — общая или частная.

2.5 Выбор темы открытого занятия предоставляется педагогу, который проводит открытое учебное занятие. При прочих равных условиях, преимущество должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

2.6 При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным классам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь и первую неделю каникул в периоды адаптации.

2.7 Педагогу рекомендуется планировать одно открытое учебное занятие в течение года.

3. Общие требования к «Открытому уроку».

1. Оценка реализации основных принципов обучения:

  • место урока в учебном плане;
  • оценка грамотности определения типа урока;
  • оценка полноты проектируемых целей и задач урока (педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя);
  • соответствие поставленных задач типу и содержанию урока.

2. Содержание урока.

  • оптимальность, глубина, научность, полнота содержания, эрудиция учителя;
  • отбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам новых знаний;
  • практико-ориентированный подход к отбору учебного материала;
  • межпредметные связи на уроке.

3. Технология, методы и средства обучения.

  • выбор наиболее оптимальных методов обучения, современных педагогических технологий, использование современных ИКТ-технологий; соответствующих требованиям современной модели образования;
  • реализация компетентностного подхода на уроке;
  • способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса;
  • использование различных форм контроля и самоконтроля;
  • использование ТСО, дидактических и наглядных материалов;
  • обратная связь на уроке;
  • выбор оптимальной структуры урока.

4. Создание благоприятного психологического климата.

  • учёт возрастных, индивидуальных особенностей учащихся;
  • оптимальное достижение здоровьесбережения у учащихся во время урока;
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала обучающихся.

5. Результативность педагогического процесса.

  • способы мониторинга результативности итоговой работы;
  • обеспечение практической направленности и связи с личным жизненным опытом учащихся;
  • обеспечение самооценки ученика;
  • завершенность урока, рефлексия;
  • оптимальное использование возможностей учебного кабинета.

6. Культура оформления конкурсного материала.

  • полнота и научно-педагогическая  обоснованность;
  • грамотная структурная организация методической разработки;
  • представление методической разработки на бумажном и электронном носителях;
  • дидактическая поддержка раздаточными, контрольно-измерительными и другими материалами.

7. Подведение итогов. Самоанализ.

Особенности современного «Открытого урока»

3.1 Воспитательная направленность открытого учебного занятия должна обеспечивать единство обучения предмету, воспитания и развития учащихся. Об этом свидетельствует четко и диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримое представление понятий, операций, деятельности учащихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения заданной цели.

3.2 Научный уровень занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач в системе тьюторских технологий.

3.3 Методическая оптимальность (технологичность) занятия должна определить правильность выбранных педагогических технологий; вида использования наглядности, ТСО; правильное распределение времени на структурные элементы занятия (мобильность). Применение наиболее эффективных приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся (до 80% учебного времени) — являются основными требованиями к открытому учебному занятию.

3.4 Современный «Открытый урок» должен включать работу по:

- развитию организационных умений – определять и формулировать цель своей работы, план действий. Осуществлять действия, оценивать свою деятельность,

- развитию общеучебных умений и навыков (ключевые компетенции) путем организации работы с разными источниками информации,

- развитию интеллектуальных умений (предметные компетенции) – ориентироваться в системе знаний, отбирать источники информации, добывать новые знания, обрабатывать и преобразовывать информацию в виде таблиц, графиков, схем и уравнений, формул, рисунков, карт и др.

- развитию оценочных умений (социальные компетенции) с целью формирования личностного мировоззрения – оценивать ситуацию с разных точек зрения, объяснять свои оценки и свою точку зрения, свои позиции, учиться определять свою систему ценностей, действовать и отвечать за свои поступки,

- развитию коммуникативных умений (коммуникативные компетенции и толерантность мышления) – доносить свою позицию до других людей, пытаться понять чужую позицию, толерантно строить отношения с людьми. (Особенности современных уроков математики, химии, физики, географии, биологии см. приложение 1)

3.5 Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел педагог в результате педагогического эксперимента, методической работы или на основании многолетнего опыта. До проведения открытого занятия целесообразно сообщить о данном опыте или выводах профессиональному объединению педагогов (выступление на заседании МО).

4. Подготовка открытого учебного занятия

4.1 Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей учащихся конкретного класса на данном занятии; выбор форм, методов, средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

4.2 Начинать подготовку рекомендуется с формулировки методической цели открытого занятия, которая должна соответствовать методической теме педагога и ОУ, тему рекомендуется в обязательном порядке обсудить с коллегами.

4.3 Выбор темы открытого занятия педагог осуществляет самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им или усовершенствованные приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия.

4.4 В соответствии с методической целью занятия педагог отбирает учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства.

4.5 При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из периодической, научно — технической и методической литературы, использовать результаты посещения методических конференций, выставок и т.п.

4.6 К открытому занятию необходимо составить план занятия с рациональным распределением времени и указаниями учебной деятельности учащихся и деятельности педагога на каждом этапе открытого урока.

4.7 Материально — техническое оснащение занятия рекомендуется продумать и подготовить заранее.

4.8 Наглядные пособия и материалы ЦОР, радиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить при этом, что обилие наглядных пособий рассеивает внимание учащихся.

4.9 Профессиональное объединение педагогов должно оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия.

4.10 План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждается с руководителем ШМО объединения, если открытое занятие проводится для педагогов данного объединения; с зам. директора по учебной работе и зам. директора по научно — методической работе, если на нем решаются проблемы всего педагогического коллектива.

5. Методическое обеспечение открытого занятия.

5.1 Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.

5.2 В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

5.3 Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога.

5.4 Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса на занятии.

5.5 Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно-воспитательный процесс в свете новых образовательных стандартов, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на учащихся способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.

5.6 Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

5.7 Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок урока.

5.8 Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании методического объединения представляется на рассмотрение Методического совета и сдается в методический кабинет.

6. Проведение открытого занятия.

6.1 За одну неделю до проведения занятия педагог или руководитель методического объединения ставит в известность учебную часть о проведении открытого учебного занятия.

6.2 Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке.

6.3. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

6.4 Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

6.5 Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

6.6 Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист наблюдений открытого занятия».

7. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия

7.1 Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.

7.2 Организует обсуждение руководитель методического объединения или ответственное за подготовку занятия лицо.

7.3 Цель обсуждения — оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

7.4 При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных  моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.

7.5 Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:

- педагог, проводивший занятие;

- приглашенные преподаватели;

- руководитель методического объединения;

- представитель администрации, ответственный за методическую работу;

- преподаватель, проводивший занятие.

7.6 Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.

7.7 Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.

7.8 В заключении выступают руководитель методического объединения и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.

7.9 При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.

7.10 После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

7.11 Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам.

8. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику.

8.1 Все присутствующие на открытом занятии сдают заполненные бланки листов наблюдений занятия в учебную часть. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения.

8.2 Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.

8.3 Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического

коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.

8.4 Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания учащихся школы.

При составлении данного положения были использованы ресурсы Интернет.

Приложение 1

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Особенности современного урока математики

Урок математики обладает рядом специфических особенностей:

  • Содержание урока математики не является автономным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.

  • В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.

  • При обучении математики должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно подготовить образованного современного человека. Важно эффективно реализовывать уровневую дифференциацию в процессе преподавания математики: уделять особое внимание формированию базовых знаний и умений учащихся, которые не ориентированы на более глубокое изучение математики при продолжении образования и обеспечить продвижение учащихся, которые имеют высокую учебную мотивацию и возможности для изучения математики на повышенном и высоком уровне.

  • Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

  • Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики.

  • Для обеспечения прочного овладения всеми учащимися основными элементами содержания, изучаемыми в школе не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо проводить систематическую актуализацию знаний учащихся. Это может осуществляться через использование системы устных упражнений. Устные упражнения традиционно включаются в учебный процесс на уроках математики в основной школе, но недостаточно используются в старших классах. При разработке содержания и формы представления устных упражнений следует обеспечивать простоту технических преобразований и вычислений, необходимых для их выполнения. Это позволяет сосредоточить внимание учащихся на смысловой стороне их выполнения, т.е. на определении метода их решения. Кроме того, такого рода задания позволяют моделировать различные нестандартные ситуации применения знаний и умений учащихся.

  • Следует обращать внимание при конструировании урока на развитие и совершенствование использования учащимися математического языка; обучение учащихся математическому моделированию, применению математических знаний, анализу информации, поступающей в разных формах; использование различных форм заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному; использование межпредметных и практико-ориентированных задач в процессе обучения математике.

  • Обучение учащихся элементам самоконтроля и оценке полученных при решении результатов.

  • Совершенствование методического инструментария, используя задачи не только как средство отработки технических приемов и алгоритмов, но и как средство формирования и развития интеллектуальных навыков учащихся.

 

Основные пути совершенствования урока математики в современной школе.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Выделим наиболее существенные из таких направлений:

  1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо планировать каждый урок таким образом, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути, ведущие к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

  2. Осуществление четкой организации времени урока от первой до последней минуты. Заранее готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место.

  3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

  4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор такого варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

  5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Степень интенсивности учебного труда зависит от эффективности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

  6. Совершенствование типологии и структуры урока. Использование в работе современных образовательных технологий позволяет учителю конструировать самые разнообразные по типу и структурным элементам уроки, что обеспечивает неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания и развития учащихся.

Оставим за рамками обсуждения специальные и образовательные требования к уроку математики. Мастерство учителя на уроке заключается, в том числе, в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

И здесь важно соблюдение общих требований к современному уроку:

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. При обнаружении пробелов в знаниях необходимо анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ.

Главным критерием качества урока математики должен стать ответ на вопрос «Как учитель помогает ученику учиться?» (учиться, то есть учить себя).

Особенности современного урока биологии

Урок биологии обладает рядом специфических черт, характерных для естественных наук.

  • Объектом является живой организм, чрезвычайно сложный на всех уровнях развития. Таких объектов более 1,5 млн. видов только известных ученым. Предмет науки – все проявления жизни. Таким образом, содержание урока биологии отличается емкостью материала и необходимостью постоянного обновления содержания, подтверждения научными фактами.

  • Богатство материалов: текстовых и иллюстративных (до 33%), ЦОР и природных объектов позволяют организовать работу с различными источниками информации и повысить технологичность и мобильность урока (смена деятельности от 3 до 6 раз), развивать ключевые компетентности, что требует тщательного отбора учебного материала и методов работы.

  • Содержание биологических курсов, благодаря практико-ориентированным вопросам и заданиям, способствует созданию условий для развития жизненно важных умений и навыков, многие из которых могут быть жизненно необходимы для каждого ребенка в повседневной жизни.

  • Особое внимание следует уделять развитию предметных компетентностей, заложенных в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.

  • Содержание биологии способствует созданию благоприятных условий для развития коммуникативных и социальных компетенций учащихся во время групповых практических и лабораторных работ, экскурсий, исследовательских проектов. Метод проектов является самым эффективным способом обучения предметам естественного цикла, так как выполняет ряд важнейших задач современного образования. В процессе диспутов и дебатов, открытых дискуссий формируются элементы толерантности мышления школьников.

  • Содержание и структура предмета позволяет формировать элементы экологической культуры практически на каждом уроке биологии.

  • Уход от контроля к самоконтролю, овладение культурой тестирования и умений, заложенных в тестовых заданиях ЕГЭ и ГИА, выполняют важнейшую задачу современного образования – переходу к новой системе оценивания качества знаний.

Особенности современного урока физики

Урок физики обладает рядом специфических черт, характерных для естественных наук.

  • Объект изучения – окружающий ребенка мир, изменения происходящие в природе. Предмет науки – все проявления жизни. Таким образом, содержание урока физики отличается емкостью материала и необходимостью постоянного обновления содержания, подтверждения научными фактами.

  • При изучении физики целесообразна широкая опора на все аспекты субъектного опыта ребенка (основы витагенной педагогики). Для обеспечения позитивного эмоционального фона при освоении физики следует шире задействовать интересующие учащихся темы и объекты, пробуждая и поддерживая личный интерес к предмету на протяжении изучения всего курса.

  • Вокруг ученика важно организовывать его личное пространство из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни (запотевание стекол и кипение чайника, перемещение тяжестей и катание на лыжах и т.д.), чтобы знание физики стало постоянным, частью жизни.

  • Важно больше внимания уделять качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем (причем таких задач, которые не предполагают единственного правильного ответа). При этом цели работы лучше всего формулировать в форме общей идеи поиска: «Найдите в приведенной ситуации (описании явления, процесса) отражение того учебного материала, который мы изучали в этой четверти, и прокомментируйте». Результаты такой работы сразу же покажут, что и как действительно усвоили учащиеся в течение нескольких месяцев

  • Обучение физике должно способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности. Его «Я» должно пополняться уверенностью, что он становится знающим физику человеком, ориентирующимся в устройстве физических приборов и устройств, возможно, будущим разработчиком высоких технологий и т.д. В процессе обучения физике подобное «Я» должно быть найдено каждым лично.

  • В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика — индивидуальная или групповая работа на уроке, решение качественной или расчетной задачи, уровня сложности задания, формы домашнего задания и др.

  • Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы «вижу» — «слышу» — «чувствую», восприятия одновременно или последовательно. Следует учесть, что на уроках физики присутствует наглядность следующих видов:

  • Наглядность I рода — это все то, что учащиеся видят непосредственно в результате проведения реальных физических экспериментов;
  • Наглядность II рода — это символьная (модельная) запись проводимых или демонстрируемых физических процессов и явлений,
  • Наглядность III рода — это мультимедийная наглядность, которая позволяет не только сочетать в динамике наглядности I и II рода, но и значительно расширить и обогатить их возможности введением фрагментов мультимедиа благодаря использованию информационной технологии. Отличительной особенностью III типа наглядности является возможность объединения реального физического объекта и его сущности на разных уровнях. Наряду с этим компьютер предоставляет возможность пользователю (ученику или учителю) активно подключаться к демонстрациям, ускоряя, замедляя или повторяя, по мере необходимости, изучаемый материал, управлять и моделировать сложными физическими процессами, систематизировать, классифицировать и фиксировать на экране монитора необходимую информацию и т.п.
  • Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, проговаривали символы и законы, действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные конспекты-схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т.д. Подобное разнообразие подходов позволяет создать ситуацию успеха для учеников, не имеющих ярко выраженных способностей к изучению предмета.

Богатство материалов: текстовых и иллюстративных, ЦОР и природных объектов позволяют организовать работу с различными источниками информации и повысить технологичность и мобильность урока (смена деятельности от 3 до 6 раз), развивать ключевые компетентности, что требует тщательного отбора учебного материала и методов работы.

  • Особое внимание следует уделять развитию предметных компетентностей, заложенных в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.

  • Содержание физики способствует созданию благоприятных условий для развития коммуникативных и социальных компетенций учащихся во время групповых практических и лабораторных работ, экскурсий, исследовательских проектов. Метод проектов является самым эффективным способом обучения предметам естественного цикла, так как выполняет ряд важнейших задач современного образования. В процессе диспутов и дебатов, открытых дискуссий формируются элементы толерантности мышления школьников.

  • Содержание и структура предмета позволяет формировать элементы экологической культуры.

  • Уход от контроля к самоконтролю, овладение культурой тестирования и умений, заложенных в тестовых заданиях ЕГЭ и ГИА, выполняют важнейшую задачу современного образования – переходу к новой системе оценивания качества знаний

Особенности современного урока химии

Урок химии отличается от других экспериментальных естественных наук постоянным присутствием химического эксперимента.

  • При изучении химии целесообразно использование субъектного опыта ребенка. Для обеспечения развития познавательного интереса и позитивного эмоционального фона следует связывать изучаемый материал с практическими жизненно важными примерами, наблюдаемыми в повседневной жизни. Реализовывать практико ориентированный подход в изучении предмета.

  • Важное место в уроке следует отвести количественным и качественным задачам, ведь основой науки являются числовые показатели и измерения.

  • При выполнении экспериментальной работы разного уровня на открытом уроке следует показать исследовательские умения и навыки учащихся, дать возможность оценить степень их развития, показать освоение этих качеств в процессе урока.

  • В процессе обучения полезно расширять спектр личностного выбора ученика — индивидуальная или групповая работа на уроке, решение качественной или расчетной задачи, уровня сложности задания, формы домашнего задания и др.

  • Обучение необходимо строить, используя все три сенсорные системы «вижу» — «слышу» — «чувствую», восприятия одновременно или последовательно. Следует учесть, что на уроках физики присутствует наглядность следующих видов:

  • Важно, чтобы учащиеся рисовали схемы и таблицы, представляя образы, проговаривали символы и законы, действовали в лабораторных условиях, конспектировали особенно значимые фрагменты учебного материала, составляли опорные конспекты-схемы, выступали с докладами, участвовали в учебных викторинах, конференциях и т.д. Подобное разнообразие подходов позволяет создать ситуацию успеха для учеников, не имеющих ярко выраженных способностей к изучению предмета.

Богатство мира веществ, иллюстрированных УМК и дидактических материалов разного рода, включая ЦОР, позволяют организовать работу с различными источниками информации и повысить технологичность и мобильность урока (смена деятельности от 3 до 6 раз), развивать ключевые компетентности, что требует тщательного отбора учебного материала и методов работы.

  • Особое внимание следует уделять развитию предметных компетентностей, заложенных в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.

  • Содержание химии способствует созданию благоприятных условий для развития коммуникативных и социальных компетенций учащихся во время групповых практических и лабораторных работ, экскурсий, исследовательских проектов. Метод проектов является самым эффективным способом обучения предметам естественного цикла, так как выполняет ряд важнейших задач современного образования.

  • Уход от контроля к самоконтролю, овладение культурой тестирования и умений, заложенных в тестовых заданиях ЕГЭ и ГИА, выполняют важнейшую задачу современного образования – переходу к новой системе оценивания качества знаний

Особенности современного урока географии

Урок географии обладает рядом специфических черт, характерных для естественных наук. В то же время география – естественно-общественная дисциплина, и это тоже находит отражение в уроке.

  • Объектом является географическая оболочка, обладающая чрезвычайно сложной структурой на всех уровнях развития. В этой оболочке протекают процессы и явления, осуществляется деятельность людей, что и определяет основную особенность географии как естественно-общественного предмета. Таким образом, содержание урока географии отличается емкостью материала и необходимостью постоянного обновления содержания, подтверждения научными фактами.

  • Богатство материалов: текстовых и иллюстративных (до 33%), ЦОР и природных объектов позволяют организовать работу с различными источниками информации и повысить технологичность и мобильность урока, развивать ключевые компетентности, что требует тщательного отбора учебного материала и методов работы.

  • Содержание географических курсов, благодаря практико-ориентированным вопросам и заданиям, способствует созданию условий для развития жизненно важных умений и навыков, многие из которых могут быть жизненно необходимы для каждого ребенка в повседневной жизни.

  • Особое внимание следует уделять развитию предметных компетентностей, заложенных в тестовых заданиях ГИА и ЕГЭ.

  • Содержание географии способствует созданию благоприятных условий для развития коммуникативных и социальных компетенций учащихся во время групповых и индивидуальных практических работ, экскурсий, исследовательских проектов. Метод проектов является самым эффективным способом обучения предметам естественно – гуманитарного цикла, так как выполняет ряд важнейших задач современного образования. В процессе диспутов и дебатов, открытых дискуссий формируются элементы толерантности мышления школьников.

  • Содержание и структура предмета позволяет формировать элементы географической и экологической культуры практически на каждом уроке географии.

  • Уход от контроля к самоконтролю, овладение культурой тестирования и умений, заложенных в тестовых заданиях ЕГЭ и ГИА, выполняют важнейшую задачу современного образования – переходу к новой системе оценивания качества знаний.

Основные недостатки сложившейся практики проведения открытого урока в школе:

  • Отсутствие преемственности и системности в подаче материала, связи отдельного урока с другими уроками по теме, слабое знание типологии уроков, их однообразие; недооценка особенностей каждого урока.

  • Перегруженность содержания учебного материала, слабая работа с понятийным материалом, обилие второстепенного материала и, как следствие, снижение доступности содержания.

  • Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.

  • Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка — стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.

  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда.

  • Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.

  • Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование (в том числе ЦОР).

  • Нерациональное использование времени на уроке, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.

  • Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого — формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.

  • Отсутствие или эпизодический характер самоанализа, упрощенный характер рефлексии и потому — слабая связь одного урока с другим и повторение ошибок при проведении последующих уроков.

АНАЛИЗ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА

  • Место урока в системе по данной теме.
  • Соответствие структуры урока поставленным целям и задачам.
  • Логика взаимосвязи отдельных элементов урока.
  • Стала ли цель урока (отдельных этапов урока) целью учебной деятельности учащихся?

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

 

Материал – оригинального своеобразного содержания;

  • интересен для учащихся;
  • интерпретирован самим учителем;
  • соответствует возрастным особенностям учащихся;
  • стимулирует на поиск, создает психологическое затруднение;
  • порождает потребность усвоить его;
  • активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует их развитию.

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 

  • Творчество – репродуктивная деятельность;
  • репродуктивная с элементами поиска и творчества;
  • творческая, с вкючением элементов репродукции;
  • творческая.

 

  • Самостоятельность – под руководством учителя, вслед за учителем;
  • самостоятельная, но под присмотром учителя;
  • совершенно самостоятельная.

 

  • Активность – неактивна большая часть класса;
  • активна примерно половина класса;
  • активна большая половина класса.

 

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ

И УЧАЩИХСЯ.

  • Эффективность применяемых способов взаимодействия (методов и приемов):
  • создают психологические условия, стимулирующие учебную деятельность,
  • привлекают и поддерживают внимание учащихся,
  • активизируют мыслительную деятельность,
  • соответствуют поставленным целям и задачам,
  • формируют самооценку и уровень притязаний учащихся (характер отношений учащихся и учителя).
  • Эффективность общения на уроке (характер отношений учащихся и учителей):
  • доброжелательность,
  • эмоциональный и деловой контакт,
  • сотрудничество,
  • свобода,
  • стиль и темп работы: быстрый…

 

5. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.

  • указывает, приказывает, принуждает, заставляет;
  • разъясняет (объясняет), рассказывает, показывает, диктует, спрашивает, требует, проверяет, оценивает,
  • стимулирует на принятие цели, на деятельность, на общение, помогает, сам участвует в выполнении ряда заданий, просит, создает ситуации включения, стимулирует на самооценку, взаимооценку, добивается цели совместными усилиями с учащимися.

 

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.

ЭКСПЕРИМЕНТ НА УРОКЕ.

  • выбор опыта и его места в уроке;
  • умение обеспечить видимость, наглядность, убедительность опытов;
  • умение сочетать демонстрацию опыта со словом;
  • умение обеспечить выразительность, эмоциональность и красоту опыта;
  • умение учителя пользоваться доской и требовать умелого использования доски учащимися;
  • качество и рациональность расположения записей, рисунков, применения цветных мелков и других выразительных средств.

 

7. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  • отличное знание преподаваемого учебного предмта и науки, которую преподает.
  • общая эрудиция (осведомленность в различных областях культурной и политической жизни).
  • умение учителя владеть классом, настроить на предстоящую работу, организовать их, поддерживать внимание и познавательную активность в течение урока, создавать эмоциональный и деловой контакт.
  • характер замечаний в адрес учащихся. педагогический такт.
  • внешний вид учителя.
  • культура речи.

 

8. ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА.

  • оценка урока;
  • предложения учителю.

 

Структура урока

Учебная тема:_______________________________________________

Тема урока:_________________________________________________

Тип урока:__________________________________________________

Цель урока__________________________________________________

 

Учебно — воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока

Цель этапа

Время мин

Содержание УВМ данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Форма

контроля

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке

Знакомство учащихся с ходом урока

Проверка домашнего задания

Этап всесторонней проверки знаний

Организовать и целенаправить познавательную деятельность

Этап подготовки к активному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний

Этап закрепления новых знаний

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

Обозначения: В1 -Урок новых знаний Л\р -Лабораторная работа К/Р, Зач -Урок всесторонней проверки знаний З1 -Урок закрепления изученного материала