МКУ "Лужский ИМЦ" — Положение о классном руководстве
Главная / Без рубрики / Положение о классном руководстве

Положение о классном руководстве

Цели деятельности классного руководителя:

1 Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей.

2. Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни.

3. Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.

Исходя из вышесказанного основные содержательные направления, виды и формы деятельности классного руководителя могут быть следующие.

Классный руководитель:

  1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка.
  • Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике и руководствуясь правилом — чтобы, воспитывать ребенка, надо его знать.
  • Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, совместно подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
  • Корректирует межличностные отношения в классе, по мере сил гуманизируя их.
  • В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализупомогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
  • Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, спутников (спутниц) жизни, семьи.

2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива).

  • Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т.д. с целью изменении (гуманизации) межличностных отношений. Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
  • Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации.
  • Развивает умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, идти на компромисс.
  • Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать, справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.

3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.

  • помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей,
  • поощряет и, по возможности, организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.
  • организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости — посещает уроки учителя-предметника.
  • способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т.д.
  • содействует профессиональному самоопределению выпускника.
  • содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения.

4. Проводит родительские собрания. Дает консультации родителям. Привлекает родителей к оказанию помощи школе.

  1. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.
  2. Предпринимает необходимые меры по предупреждению опасности
    для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
  3. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
  4. Осуществляет повышение своего профессионального мастерства,
    своевременно участвует в аттестации.

Цели деятельности педколлектива определены в школьных документах — Уставе и программе. Цели воспитательной работы со своими детьми классный руководитель ставит исходя из характеристики класса, специфики внутренних межличностных отношений, структуры классного коллектива и своей педагогической позиции.

Воспитателю следует помнить, что непосредственным (т.е. видимым, реальным) результатом воспитательного мероприятия является не мифическое «повышение уровня воспитанности» класса, что невозможно измерить из-за сложности феномена, а реальное изменение отношений в коллективе детей друг к другу, к самим себе, к учителю, к школе, к родителям. Ребята должны становиться друг к другу добрее, у «отверженного» ребенка должен появиться товарищ, слабоуспевающий должен поверить в себя и т.д.

 

Основные обязанности классного руководителя:

  1. Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Кодекса законов о труде РФ (ст. 130), Закона РФ «Oб образовании», а также Устава школы.
  2. Час классного руководителя (классный час) проводится один раз в неделю по расписанию.
  3. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
  4. Количество родительских собраний — не менее одного в четверть; занятия по педагогическому просвещению родителей проводятся ежемесячно.
  5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности
    конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогическоготруда оговариваются и согласовываются администрацией и педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.
  6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года в соответствии с установленным графиком.

В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

Права классного руководителя.

Классный руководитель имеет право:

1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других органов школы.

2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

3. Создавать собственные программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди».

4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суде»

5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты груда.

Классный руководитель не имеет права:

1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.

2. Использовать отметку для наказания ученика или расправы над ним.

3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение (обманывать).

4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.

5. Осуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Классный руководитель должен знать:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Конвенцию ООН о правах ребенка.

3. Педагогику, возрастную и социальную психологию.

4. Школьную гигиену.

5. Педагогическую этику.

6. Теорию и методику воспитательной работы.

7. Основы трудового законодательства.

Классный руководитель должен уметь:

  • Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
  • Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
  • Составить план работы с классом.
  • Организовать классную деятельность, провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т.д.
  • Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
  • Организовать и провести родительское собрание.
  • Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, и корректно использовать их в воспитательной работе.

Все вышеназванные знания и умения являются предметом изучения на семинарах классных руководителей школы.

Документация и отчетность классного руководителя:

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

    1. Классный журнал.
    2. План работы с классным коллективом.
    3. Тетрадь классного руководителя (дневник) в любой форме.
    4. Личные дела учащихся.
    5. Сводный лист классных дел.
    6. Протоколы родительских собраний, журнал занятий по педагогическому просвещению родителей.
    7. Дневники учащихся.
    8. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.
    9. Журналы:
  • учета проводимых воспитательно-профилактических мероприятий,
  • учета несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
  • учета неблагополучных семей;

регистрации инструктажа учащихся по охране труда при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.