Порядок проведения наблюдения
Ленинградский областной институт развития образования
Факультет естествознания и математики
Порядок проведения наблюдения
№ п/п |
Этап наблюдения |
Пункт инструкции |
1 |
Определение процесса наблюдения |
Определи для себя как ты понимаешь, что значит «наблюдать» |
2 |
Актуализация имеющихся знаний |
Вспомни всё, что ты знал по этому явлению, процессу |
3 |
Формулировка цели наблюдения |
Определи (2-3 предложения), для чего ты будешь проводить исследования |
4 |
Выбор объекта наблюдения |
Какое явление, процесс, физическое тело ты будешь исследовать? |
5 |
Выбор условий наблюдения |
Где ты будешь проводить исследования? Какие условия необходимы для проведения наблюдения? |
6 |
Выдвижение гипотез, предположений |
Что ты предполагаешь получить по окончании наблюдения |
7 |
Составление плана наблюдения |
Составь план своих действий для того, чтобы провести наблюдение от начала до конца |
8 |
Выбор способа фиксирования информации, полученной в процессе проведения наблюдения |
Выбери необходимые тебе средства, приборы, инструменты, материалы, которые могут тебе понадобиться при проведении наблюдения |
9 |
Проведение непосредственно наблюдения |
При проведении наблюдения внимательно фиксируй всё, за чем наблюдаешь. Не отвлекайся, будь внимателен, работая с приборами, инструментами. |
10 |
Анализ полученных результатов |
Проанализируй, осмысли, что ты получил в процессе своего наблюдения |
11 |
Формулировка выводов |
Сформулируй выводы, которые ты можешь сделать по результатам наблюдения (2-3 предложения). Подтвердилось ли твоё предположение, выдвинутое в начале процесса наблюдения |
12 |
Рефлексия деятельности |
Опиши, что в процессе работы было для тебя легко, трудно, интересно, не интересно |
Порядок проведения эксперимента
№ п/п |
Этап проведения эксперимента |
Пункт инструкции |
1 |
Определение эксперимента |
Определи для себя как ты понимаешь, что означает слово «эксперимент» |
2 |
Актуализация имеющихся знаний |
Вспомни всё, что ты знал по явлению, процессу, которое будешь сейчас исследовать |
3 |
Формулировка цели эксперимента |
Определи (2-3 предложения), что ты будешь делать и для чего ты будешь проводить эксперимент |
4 |
Выбор объекта исследования |
Какое явление, процесс, физическое тело ты будешь исследовать? |
5 |
Выбор условий наблюдения |
Какие условия необходимы для проведения эксперимента? Какие существенные признаки процесса, явления можно выделить для проведения эксперимента? |
6 |
Формулировка гипотез, предположений |
Что ты предполагаешь получить по окончании наблюдения, какие возможные связи между физическими величинами, явлениями могут быть установлены в процессе эксперимента (2-3 предложения) |
7 |
Составление плана проведения эксперимента |
Составь план своих действий для того, чтобы провести эксперимент от начала до конца. Сначала подумай, а потом делай!Предположи, какие меры предосторожности тебе необходимо выполнять, чтобы не произошла травма. |
8 |
Отбор необходимых приборов и материалов для проведения эксперимента |
Выбери необходимые тебе средства, приборы, инструменты, материалы, которые могут тебе понадобиться при проведении эксперимента. Если каких-то приборов у тебя нет, подумай, может ты сможешь изготовить их сам? |
9 |
Сборка экспериментальной установки |
Собери установку, с помощью которой ты будешь проводить эксперимент, не приступая к эксперименту, проверь целостность основных деталей и узлов установки |
10 |
Проведение непосредственно эксперимента |
Проводи эксперимент в запланированной последовательности, внимательно фиксируй все полученные результаты. Используй таблицы, рисунки, схемы. Не отвлекайся, будь внимателен, работая с приборами, инструментами. |
11 |
Обработка полученных результатов эксперимента |
По результатам эксперимента проведи (если это требуется) расчёт искомых величин, проведи сравнения того, что было запланировано и того, что получил в результате. Предположи причины, по которым результаты могут расходиться с предположениями |
12 |
Анализ полученных результатов |
Проанализируй, осмысли, что ты получил в процессе проведения эксперимента. Если результаты сильно расходятся с предположениями, результатами эксперимента твоих одноклассников, подумай о возможном повторении опыта и устранении причин неточностей в эксперименте |
13 |
Формулировка выводов |
Сформулируй выводы, которые ты можешь сделать по результатам проведённого опыта (2-3 предложения). Подтвердилось ли твоё предположение, выдвинутое в начале экспериментирования |
14 |
Рефлексия деятельности |
Опиши, что в процессе работы было для тебя легко, трудно, интересно, не интересно |
Анкета затруднений учащегося при выполнении работы
Ф. И. учащегося_____________________________ Класс_________
Анкета затруднений при выполнении работы ____________________________
|
||
1 |
Я испытывал затруднение при выборе темы исследования из перечня тем |
ДА НЕТ |
2 |
Начиная работу, мне было трудно сформулировать цель исследования |
ДА НЕТ |
3 |
При выполнении работы я затруднялся с подбором необходимого оборудования |
ДА НЕТ |
4 |
У меня были затруднения при определении последовательности своих действий |
ДА НЕТ |
5 |
Выполняя исследование я затруднялся при выполнении записей по результатам эксперимента |
ДА НЕТ |
6 |
Закончив выполнять работу я затруднялся сформулировать вывод к работе |
ДА НЕТ |
Методист И. А.Яковлева